Новости партнеров

Оскар 2005: история одного нокаута

Первым делом, первым делом... девушки. А самолеты — потом

Случилось то, о чем не осмеливались мечтать даже самые отъявленные "скорсезефобы". Эпическое полотно главного итальянца в Голливуде, в котором, казалось, заключены все составляющие успеха: самолеты, гламурные красавицы, ностальгия по золотым 30-м и 40-м годам, прекрасная актерская работа и роскошные съемки, - было отправлено в тяжелый нокаут скромной выпускницей боксерской школы под руководством эксперта, про которого нынешний губернатор Калифорнии однажды с завистью сказал: "Это не человек, это стихийное явление".

Нынешняя церемония вручения премии "Оскар", несомненно, должна была привлечь самое пристальное внимание лучших американских медиков. При всей непредсказуемости ее финала было очевидно, что некоторые решения академиков могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем у отдельных номинантов. Речь идет, прежде всего, о создателе "Авиатора" Мартине Скорсезе и претендентке на титул лучшей актрисы года Аннетт Бенинг ("Театр"). Что касается первого, то после катастрофы с "Бандами Нью-Йорка" только прирожденные пессимисты, просыпающиеся по утрам со стойким убеждением, что весь мир - это одна сплошная Матрица, могли предречь продолжение этой истории.

Тогда провал Скорсезе объясняли не только чрезмерной "неформатностью" фильма, но и разразившимся перед самой церемонией скандалом, когда бывший президент Киноакадемии Роберт Уайз в одной из статей открыто призвал выборщиков вручить "Оскар" именно Скорсезе. В итоге, "Банды" получили десять номинаций и ни одной награды. Академия разозлилась, команда Скорсезе судорожно сглотнула, ошарашенные журналисты единодушно записали в своих блокнотах фразу "ну, уж в следующий раз - точно", а сам маэстро обратился за квалифицированной медицинской помощью из-за проблем с сердцем. Оплеуха действительно была сильна, а возраст уже не позволял пережить ее без последствий.

Нынешние 11 номинаций фильма Скорсезе были восприняты с настороженностью. Даже в хвалебных статьях в адрес "Авиатора" между строк явно читалось страстное стремление их авторов не сболтнуть лишнего, что могло быть истолковано не в пользу их фаворита. В успехе фильма, который отличался от "Банд" решительно всем, кроме исполнителя главной роли, мало кто сомневался. Просто не представлялось возможным, чтобы академики не выделили новому творению мастера хотя бы один главный Оскар. Да, рассуждала критика, Иствуд, несомненно, силен, но, господа, мы же имеем дело со Скорсезе!

И тем не менее, Киноакадемия это сделала. Щедро осыпав "Авиатора" техническими Оскарами, среди которых самым престижным является золотой истукан за операторскую работу, академия выделила утешительный приз Кейт Бланшет как лучшей исполнительнице роли второго плана. Пользуясь авиационной терминологией, можно сказать, что выше этого эшелона "Авиатору" подняться не удалось.

Назвать такой поворот событий сюрпризом не получается: дважды сюрпризы такого рода не преподносят. Торжественно обвинить американских кинодеятелей в игнорировании истинного искусства в угоду поп-корну тоже нельзя, в этом смысле "Авиатор" куда более поп-корновое творение, нежели "Банды". Остается одно - трагическим шепотом признаться себе, что выбор академиков... оправдан. Да, речь, действительно, идет не о каком-то выскочке-однодневке, а об авторе "Последнего искушения Христа" и "Бешенного быка", человеке, явившем миру Роберта Де Ниро и вернувшем со дна океана Ди Каприо.

Но.... Оскар за былые заслуги вручают персонажам, на карьере которых уже стоит жирный крест, а к ним Скорсезе явно не относится. Что касается премий за реанимацию утопленников, то они находятся в ведении совсем иных организаций. В каком-то смысле нынешнее падение Скорсезе выглядит куда менее обидным, нежели инцидент с "Бандами". Тогда он был выбит с ринга легкомысленным мюзиклом, теперь же его повергла на пол тяжелая рука настоящего титана - Клинта Иствуда.

С Бенинг же ситуация почти анекдотическая. Однажды эта заслуженная во всех смыслах слова дама уже была вынуждена изображать радостную улыбку, когда на сцену за Оскаром поднималась никому тогда не известная Хилари Суонк, на гонорар которой за фильм "Парни не плачут" нельзя было даже сделать прическу у известных визажистов. Теперь ей пришлось пережить весь этот ужас снова. Сделавшая стремительный бросок по иерархической лестнице Голливуда и, что самое чудовищное, невыносимо молодая Суонк опять оказалась на корпус впереди в гонке за заветной золотой статуэткой. Такого не может простить сопернице ни одна уважающая себя женщина. Супругу Бенинг Уорену Битти следовало бы на несколько дней оставить семейное гнездо, дабы не пасть случайной жертвой праведного гнева своей половины, которая наверняка посвятит не один час втыканию длинных вудуистских игл в куклу по имени Хилари.

Что же до самой Суонк, то в ее победе не было никаких сомнений. Полгода изнурительных тренировок, восемь килограммов мускулов, собственная выразительная игра, упоминавшаяся уже тяжелая рука Иствуда и отеческая опека Моргана Фримена - это рецепт, который можно с легкостью прописать любому соискателю высшей кинонаграды. Вообще, проекты Иствуда давно превратились в настоящую кузницу оскаровских номинантов. Достаточно вспомнить прошлогодний рейд "Таинственной реки", которая хоть и не завоевала главный Оскар, что было неудивительно, поскольку соревноваться ей пришлось с "Властелином колец", но обеспечила наградами Шона Пенна и Тима Роббинса, исполнителей главной и второстепенной ролей.

Примечательно, что в этом году Иствуду удалось повторить свой триумф 12-летней давности, когда его фильм "Непрощенный" обзавелся почти таким же набором Оскаров - за лучшую режиссуру, за лучший фильм года и за лучшую роль второго плана. Сам Иствуд также был номинирован в категории "лучший актер", но и тогда Киноакадемия отклонила его кандидатуру.

На территории остальных Оскаров единственной сумеречной зоной до последнего момента оставалась категория "лучшая мужская роль". Шансы главных претендентов на золотую статуэтку - Леонардо Ди Каприо ("Авиатор") и Джейми Фокса ("Рэй"), были совершенно равны. Даже завоеванный новым фаворитом Скорсезе Золотой глобус не гарантировал ему преимущества перед пока малоизвестным, но чрезвычайно харизматичным Фоксом. Сам факт, что исполнитель роли Рэя Чарльза имел все шансы получить и второй Оскар в номинации "лучшая роль второго плана" ("Соучастник"), вполне симптоматичен. Однако чуда не произошло, академики вполне справедливо рассудили, что и одной золотой статуэтки такого калибра будет вполне достаточно.

Поражение Леонардо Ди Каприо, в отличие от драмы его наставника, не вызывает сожаления. В "Авиаторе" бывшему "титаническому мальчику" удалось навсегда распрощаться со своим прежним статусом. Чтобы там ни говорили, а Лео действительно хороший актер, каждое появление которого гарантирует фильму, как минимум, пристальное внимание зрителей и критики. А что касается достижений, то за его недолгую карьеру у него их уже больше, чем у иной убеленной сединами звезды, меряющей свои гонорары семизначными цифрами. О его дальнейшей карьере можно сказать с большой уверенностью две вещи: все награды Ди Каприо еще впереди, и его сотрудничество со Скорсезе будет продолжено.

Для предсказания судьбы двух второстепенных актерских Оскаров вовсе не требовалось никакого провидческого дара. Морган Фримен, принадлежащий к тому редкому классу актеров, которые могут просто долго смотреть в камеру, не двигая ни единым мускулом и вызывая у зрителей настоящее оцепенение, и рыжеволосая Кейт Бланшет, которой редко удается сыграть особу нормальную в прямом смысле этого слова. В "Девушке на миллион долларов" Фримен не просто хорош, он абсолютно органичен. "Твоя мама очень достойная женщина", - говорит его персонаж невротику, заявившему, что его родительница научила его уважать даже ниггеров. Уже после этого эпизода Киноакадемия могла со спокойной совестью разослать всем остальным претендентам на лучшую мужскую роль второго плана предложение не приходить на церемонию, по причине полной бессмысленности всяких надежд с их стороны.

Хихикающая и подергивающая головой Бланшет, которой в "Авиаторе" досталась роль возлюбленной Говарда Хьюза Кэтрин Хэпберн, при всей спорности ее сходства с оригиналом, периодически вызывает стойкое желание опробовать на ней одну из клюшек для гольфа.

А уже одно это свидетельствует о том, что ей удалось не стать лишь бессмысленной тенью Ди Каприо, вроде исполнившей роль Авы Гарднер Кэти Бекинсейл. Поэтому "Оскар" Бланшет хоть и не столь очевиден, как в случае с Фрименом, но все же не побуждает обвинить академиков в неадекватности.

В остальных номинациях все было предельно скучно. Лучшим анимационным фильмом была названа "Суперсемейка", победившая как посредственную "Подводную братву", так и самого кассового мультипликационного персонажа - Шрека. В категории "спецэффекты" оправдал все надежды второй "Человек-паук". Лучшим саундтреком отметилась "Волшебная страна", а за лучший оригинальный сценарий долгожданный Оскар достался Чарли Кауфману ("Вечное сияние чистого разума"). Почетными Оскарами были отмечены Роджер Мэйер и Сидней Люмет. Единственным эпизодом, достойным внимания истинных ценителей кино, стало крайне слабое выступление обласканного многочисленными наградами фильма Александра Пейна "На обочине", который смог "урвать" лишь одну золотую статуэтку в номинации "лучший адаптированный сценарий".

В целом, главное событие в жизни мирового кинематографа умудрилось не породить совершенно никаких отрицательных эмоций. Даже тотальная оккупация мужской актерской номинации афроамериканцами, не провоцирует на злорадные всхлипывания об охватившей Голливуд эпидемии политкорректности. Даже ведущий шоу Крис Рок, сомнения во вменяемости которого закрадывались еще на ранних стадиях подготовки к церемонии, был достаточно сдержан, а временами по-настоящему смешон, например, когда изображал проигнорировавшую шоу Кэтрин Зету Джонс.

Большой оперативный простор для критики оставила лишь столь важная часть церемонии, как демонстрация нарядов на красной ковровой дорожке. Сложилось такое впечатление, что дамы задались целью перещеголять друг друга не обилием драгоценностей или оригинальностью дизайна своих туалетов, а длиной тянущихся за ними шлейфов. В этом смысле несомненную пальму первенства стоит отдать прошлогодней лауреатке Шарлиз Террон: ее "хвост" растянулся на добрые полтора метра. Действительно элегантно среди главных действующих лиц выглядели Кейт Уинслет и Хилари Суонк. По степени безобразности безусловными фаворитками являются Рене Зелвегер и Гвинет Пэлтроу, явно не сумевшие сопоставить отпущенное им природой и возможность покрыть все это материей.

Среди мужчин, выглядевших вполне традиционно, настоящим откровением стал лишь Джонни Депп, облаченный в некое подобие костюма Микки Мауса, что было очевидно чересчур даже с учетом всем известной его оригинальности. Как всегда безупречно выглядела старая гвардия: смокинги Скорсезе и Иствуда являлись ностальгическим напоминанием о классических голливудских традициях, все более вытесняемых современной поп-культурой.

Таким образом, единственным серьезным новшеством, которым отметилась церемония "Оскар" образца 2005 года, можно считать революционное толкование неизвестной голливудским деятелям, но популярной у нас песни про самолеты, которые "первым делом". У них на первом месте оказались девушки, к тому же стоящие миллион долларов. Учите материальную часть, господа!

Андрей Воронцов

Другие материалы