"Дон-Строй" сдался гастарбайтерам

В результате трехдневной забастовки рабочие добились своего

Забастовка работников компании "Дон-Строй", кадр НТВ

История победы рабочих компании "Дон-Строй" над ее руководством в том виде, в котором она отразилась 2 марта в ряде источников - от сайта КПРФ.РУ до газеты "Газета", напоминает классические рассказы о героях стачечного движения образца 1905 года. Один из организаторов забастовки - лидер Революционной рабочей партии Сергей Биец - даже сравнил ее с небезызвестными событиями столетней давности на Путиловском заводе.

Впрочем, никто не отрицает и того факта, что ситуация в "Дон-Строе" обострилась не в силу наличия в компании особых классовых противоречий, а по той причине, что большая часть сотрудников цеха механизации "Дон-Строя" - выходцы из стран бывшего СССР или иногородние россияне, то есть люди, пораженные в правах на территории Москвы. Более того, по версии газеты "Газета", менеджмент компании сознательно предпочитал брать на работу именно представителей этой категории граждан.

Это якобы давало возможность месяцами держать рабочих в общежитии, снабжая их лишь скудной едой, не платить им зарплату и при этом не бояться, что люди, не имеющие московской регистрации, обратятся за защитой в правоохранительные органы. Хотя в интервью "Газете" некий Рубен из Махачкалы и рассказал, что при приеме на работу ему обещали оформить московскую регистрацию и медицинскую страховку, можно усомниться, что он хоть на секунду поверил в такие сказочные условия. Компаний, охотно нанимающих иногородних и готовых заняться их официальным оформлением в Москве, - единицы.

Так или иначе, основной претензией водителей управления механизации "Дон-Строя" к компании стала невыплата зарплаты за несколько месяцев. Почти во всех источниках фигурирует одна и та же сумма задолженности - 100 тысяч рублей каждому сотруднику. Учитывая, что обещанная ставка, по словам рабочих, составляла 15 тысяч рублей в месяц, речь идет о невыплате им заработной платы в течение полугода.

Забастовка рабочих "Дон-Строя" началась в понедельник, 28 февраля, около семи часов утра и была сразу объявлена бессрочной. Штаб-квартирой бастующих стали рабочие общежития "Аспект" и "Строгино", расположенные на территории строгинской автобазы. Утром в понедельник некоторое количество водителей автобазы (от 40, если верить сообщению ГУВД, и до 200, если основываться на данных КПРФ.РУ) отказались выходить на работу. Это лишило компанию не только грузовиков, способных перевозить, например, стройматериалы, но и автобусов, ежеутренне доставлявших рабочих цеха механизации к местам несения трудовой вахты.

К восьми утра у здания одного из общежитий собрались как минимум несколько десятков человек. По сообщению представителя Революционной рабочей партии Галины Дмитриевой, первоначально члены стачечного комитета собирались отправиться с маршем к главному офису компании на метро "Октябрьское поле", но затем сменили тактику. Они просто перекрыли Лыковский проезд в районе дома номер 63 и стали ждать приезда руководства. Однако раньше представителей компании "Дон-Строй" к месту событий прибыли бойцы ОМОНа. По сообщениям КПРФ.РУ, ОМОН "оттеснил митинговавших с проезжей части". По утверждению же ГУВД Москвы, рабочие отошли с дороги сами, так как в большинстве своем не имели регистрации и боялись конфликта с представителями правоохранительных органов.

Хотя движение по Лытковскому проезду и было восстановлено, забастовка на этом не прекратилась. В надежде убедить рабочих заняться делом к ним приехали генеральный директор управления механизации Михаил Лумпов и начальник автобазы Мюрат Кедиа. Однако Лумпов не смог пообещать бастовавшим ни оформления трудовых отношений, ни выплаты задолженности, ни встречи с гендиректором "Дон-Строя" Максимом Блажко. Поэтому акция продолжилась. Около 15:30 к общежитию приехали сотрудники ОБЭП, которые стали брать у рабочих заявления и пообещали завести уголовное дело против "Дон-Строя" по фактам невыплаты заработной платы и нарушения трудового и иммиграционного законодательства. По сообщению газеты "Бизнес", сотрудники правоохранительных органов также провели выемки документов в кабинете Михаила Лумпова.

Тем не менее, действия представителей власти не успокоили рабочих, и 1 марта их акция продолжилась. По-видимому, невыход водителей управления механизации на работу поставил компанию на грань кризиса. Вечером во вторник около 22 или 23 часов руководство "Дон-Строя" созвало собрание трудового коллектива управления механизации. На этом собрании забастовщикам было объявлено, что те из них, кто не выйдут на работу утром 3 марта, смогут считать себя уволенными. На языке стачечных комитетов такой поворот в поведении руководства компании называется английским словом "локаут".

Несмотря на угрозу увольнения, утром в среду водители решили продолжить забастовку. По утверждению партийных источников, смелости сотрудники "Дон-Строя" набрались после того, как к ним приехали депутаты Госдумы от фракции КПРФ Олег Шеин и Виктор Тюлькин, а также представители объединения независимых профсоюзов - Всероссийской конфедерации труда Василий Мохов и Борис Кравченко.

Если верить информации, поступившей в редакцию Lenta.Ru и опубликованной на сайтах www.rednews.ru и www.iamik.ru, дальнейшие события едва не приобрели кровавый поворот. Придя в отчаяние, представители менеджмента компании "Дон-строй" решили самостоятельно сесть за руль грузовиков со стройматериалами, а толпа забастовщиков попыталась помешать им выехать с территории базы. Как утверждают источники, все это могло закончиться очень плохо, если бы не вмешательство депутатов ГД.

В кульминационный момент противостояния на место действия прибыли сотрудники ОВД "Строгино", к которым позже присоединился ОМОН. Утверждается, что представители правоохранительных органов пытались разогнать бастующих, мешали приехавшим на автобазу корреспондентам телекомпании НТВ проводить съемку и, в конце концов, задержали семерых участников акции, включая Олега Шеина, который, правда, был отпущен после предъявления депутатского удостоверения.

То ли бастовавшие рабочие решили стоять стеной даже перед лицом омоновцев, то ли последние вели себя не особенно решительно, но стачка не прекратилась даже после якобы предпринятых попыток ее насильственного разгона. Задержав шестерых участников акции, омоновцы уехали, оставив руководство "Дон-Строя" наедине с трудовым коллективом. Около 10:30 утра в среду после совещания с рабочими представители компании "Дон-Строй" пообещали до 8 марта полностью выплатить задолженность, до 5 марта оформить трудовые отношения с рабочими управления механизации и выдать им полисы медицинского страхования, а также отказаться от любых преследований участников стачечного комитета. Более того, утверждается, что люди, принявшие активное участие в стачке, окажутся первыми в очереди на получение заработной платы.

Кстати, пресс-служба компании "Дон-Строй" утверждает, что задержки, против которых протестовали сотрудники управления механизации, произошли "по техническим причинам". Более того, автобаза, на территории которой происходил митинг, является подрядной транспортной организацией, и именно к ней, а не к самому "Дон-Строю" были, якобы, обращены претензии стачкома. В таком случае, правда, трудно объяснить, почему участники стачки - собеседники газеты "Газета", рассказывали журналистам, что нанимались на работу в офисе "Дон-Строя" в жилом комплексе "Алые паруса".

Кстати, трудно поверить также и в то, что компания действительно пойдет на расходы и хлопоты, связанные с получением миграционных карт и разрешений на работу для сотен сотрудников - граждан Таджикистана и других стран СНГ.

Елена Любарская

Обсудить
Другие материалы
Классическая история
Душевные ролики про самые красивые спорткары XX века
Машины, которые не боятся столкновений
Забытые концепт-кары: ударопрочные «Фиаты»
Побег в будущее
Говорящие рули и электрические ретрокары: будущее по версии Jaguar Land Rover
Mazda CX-5 и Renault Koleos против VW Tiguan и Skoda Kodiaq
Четыре новых кроссовера. Один тест-драйв. Ну, вы поняли