24 мая исполняется 100 лет со дня рождения писателя Михаила Александровича Шолохова - лауреата Нобелевской премии и одной из крупнейших фигур официальной советской литературы. Вековой юбилей писателя отмечают не только торжествами на его родине и в столичном Большом театре: ЮНЕСКО объявило 2005-й год годом Шолохова, в Москве откроют еще один его памятник - на Гоголевском бульваре, а созданная при Институте мировой литературы РАН "шолоховская группа" выпустила целую серию монографий и сборников статей о писателе, опубликовала сборники его писем. При этом личность и творчество Шолохова до сих пор являются предметом споров в кругах литературоведов и историков. Эти дискуссии в преддверии важной даты не только не затихли, но, наоборот, стали звучать громче на почве возросшего интереса к юбиляру. В частности, до сих пор никак не закроется одна из самых острых тем - подлинность авторства "Тихого Дона", самого главного романа Шолохова, принесшего ему Нобелевскую премию.
Михаил Шолохов умер более 20 лет назад, в 1984 году, однако вплоть до начала подготовки к нынешнему юбилею никто так и не собрался написать его биографию. О писателе, одном их немногих русских, пополнивших список нобелевских лауреатов по литературе, можно было узнать либо из кратких биографических справок, либо съездив на его родину - в станицу Вешенская в Ростовской области, где потомки Шолохова создали его музей. В преддверии юбилея писателя его детям и внукам пришлось давать бесчисленные интервью, в которых они делились своими воспоминаниями и историями, переданными через поколения. Благодаря этому реальные факты биографии Шолохова, о котором ходило множество самых невероятных слухов еще при жизни, пополнились интересными подробностями.
Без прикрас
Шолохов родился на хуторе Кружилин станицы Вешенской Донецкого округа в крестьянской семье. Революция и последовавшая за ней гражданская война не позволили будущему писателю завершить образование. В период с 1918 по 1922 годы Шолохов участвовал в мероприятиях новой власти, работая учителем по ликвидации безграмотности, статистиком, делопроизводителем, продовольственным инспектором. В 1922 году он даже был осужден на год заключения условно за превышение полномочий в качестве члена комбеда. Тогда же он отправился в Москву поступать в институт, но провалил экзамены на рабфак и пошел работать.
В 1923 году Шолохов встречается с поэтами и писателями группы "Молодая гвардия", а уже на следующий год в газете "Юношеская правда" был опубликован его фельетон "Испытание". В следующем году увидел свет первый рассказ Шолохова "Родинка". В середине 1920-х в газетах и журналах появляются его рассказы, впоследствии объединенные в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (1926). В конце 1926 года писатель, вернувшись в Вешенскую, начинает писать "Тихий Дон", первая книга которого публикуется в начале 1928 года. В следующем году отдельными изданиями выходит вторая книга романа. Работа над третьей книгой прерывается из-за начала работы над романом "Поднятая целина". В 1932 году выходит первая книга этого романа, Шолохов работает над второй книгой, а также дописывает третью и пишет четвертую части "Тихого Дона".
В годы Великой Отечественной Шолохов работал в Совинформбюро, являлся фронтовым корреспондентом "Правды" и "Красной Звезды", участвовал в боях под Смоленском. В 1942 году он был контужен и уже не смог восстановить здоровье до конца жизни. "У него было смещение всех внутренних органов. Он постоянно кашлял, поперхался, очень долго болел. У него голова была распухшая до такой степени, что ни одна шапка на нее не влезала", - вспоминает Светлана Шолохова. Впоследствии из-за подорванного здоровья врачи запретили Шолохову работать по ночам, а при четырех детях в доме тишина была обеспечена лишь в темное время суток. Тогда писатель стал рано ложиться, чтобы вставать в 3-4 утра и садиться за работу.
Война нанесла ущерб не только здоровью, но и творчеству Шолохова, на первый взгляд такой же невосполнимый: еще не законченная рукопись второй книги "Поднятой целины", хранившаяся в доме писателя, исчезла вместе со многими другими бумагами. Возможно, она была среди других документов архива писателя, который в начале войны, перед отъездом в эвакуацию, было решено зарыть в дубовом ящике на сеновале. В 1942 году этот ящик был отдан на хранение властям и дальнейшая его судьба неизвестна: "...Пришли товарищи из НКВД и райкома и сказали, что их архивы вывозятся в безопасное место, и предложили архив отца отдать им на сохранение". Дочь Шолохова, Светлана, рассказала в интервью изданию ГАЗЕТА.GZT.RU, что вторая книга "Поднятой целины" была восстановлена писателем только благодаря его феноменальной памяти. По ее словам, для того, чтобы заново написать продолжение романа, Шолохову даже не понадобилось перечитывать первую часть. Завершение "Поднятой целины" было опубликовано только в 1960 году.
Еще в военные годы Михаил Шолохов начал публикацию глав из нового романа "Они сражались за Родину". В 1950-ые он работает над его продолжением, однако произведение так и останется незаконченным. Тогда же писатель публикует рассказ "Судьба человека". По словам Светланы Шолоховой, историю, которая легла в основу рассказа, ее отцу рассказал совершенно незнакомый человек. Шолохов встретил его по пути на охоту - он ехал на машине и предложил подвезти встретившихся на пути мужчину с мальчиком. В дороге попутчик и рассказал писателю свою историю. Встреча произошла недалеко от Вешенской в 1956 году, и тогда же Шолохов написал рассказ.
"Правда" не аргумент
Возвращаясь к роману "Тихий дон", который принес писателю мировую известность и в 1965 году - Нобелевскую премию, следует отметить, что сомнения в авторстве Шолохова появились в литературоведческих кругах сразу после выхода первых двух книг - в 1929 году. Тогда была созвана писательская комиссия, члены которой изучили рукописи романа, дневники Шолохова (в то время они были еще целы) и признали авторство доказанным, о чем и было сообщено в газете "Правда".
Однако незадолго до смерти писателя дискуссия на эту тему началась вновь и продолжается до сих пор. Долгое время сторонники авторства Шолохова не могли доказать свою правоту из-за того, что не располагали оригинальной рукописью "Тихого Дона". Однако в 1980-ые она была обнаружена у родственницы жены Василия Кудашева, близкого друга Шолохова. Выкупить ее Российская академия наук смогла только в 1999 году. За прошедшие шесть лет был проведен ряд экспертиз, в том числе графологическая, текстологическая и другие, показавшие, что автором романа действительно был Михаил Шолохов.
Однако этого доказательства, по всей видимости, оказалось недостаточно. Буквально на днях в Москве были обнародованы очередные видео- и письменные материалы, рассказывающие о судьбе донского писателя и политика Федора Крюкова, который, по одной из традиционных "апокрифических" версий, был истинным автором "Тихого Дона". В них приводятся новые доводы в пользу того, что Крюков написал основную часть романа, а Шолохов внес лишь некоторые дополнения и выпустил книгу под своим именем.
Если на подобные слухи писатель уже в 1929 года предпочитал не обращать внимания, то недовольство властей по поводу слишком смелого содержания "Тихого Дона" игнорировать было нельзя. По некоторым данным, публикация отрывков третьей книги романа было приостановлено из-за того, что начальнику ОГПУ Ягоде не понравилось описание восстания казаков против расказачивания. Считается, что тогда и вплоть до выхода последней части романа в 1940 году Шолохова поддерживал Сталин и только благодаря этому удалось опубликовать "Тихий Дон" без вмешательства органов цензуры. В 1941 Шолохов получил за роман Сталинскую премию, оказавшись в числе первых ее лауреатов.
Государственный деятель
Интересно, что "Тихий Дон" получил признание не только в Советской России, но и за рубежом, среди русских эмигрантов. Писателю удивительным образом удалось найти отклик и у сторонников коммунистического курса, и у изгнанников. Возможно, дело тут в том, что его взгляд был настолько объективен, насколько это было возможно в условиях советской действительности.
Но несмотря на то, что Шолохов в своих сочинениях не приукрашивал события советского времени, показывая и трагическую их сторону, он всегда выступал на стороне власти и занимал высокое общественное положение. В 1932 году Шолохов вступил в ВКП(б), стал секретарем Союза писателей, выезжал с делегациями за рубеж. В 1937 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР. В 1960 году посетил США вместе с Хрущевым, позднее последний приезжал гостить в Вешенскую. В 1961 году Шолохов стал членом ЦК КПСС.
Солженицын назвал его как-то "палачом Шолоховым", и надо сказать, что у диссидентов были причины ненавидеть успешного советского писателя. Он не скупился на резкую критику в адрес не только автора "Одного дня Ивана Денисовича", но и других опальных литераторов - Пастернака, Синявского, Даниэля. Не удивительно, что после начала перестройки "летописец советской эпохи" Шолохов (как его называли при Сталине) был поначалу отнесен к апологетам сталинизма и "кровавой коллективизации". Бывшие диссиденты до сих не простили Шолохова и призывали россиян отказаться от празднования юбилея.
В новом веке
Сейчас часто говорят о так называемом литературном авангарде, понимая под этим моднейшие опыты преимущественно в области формы. На мой взгляд, подлинным авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века. И реализм в целом, и реалистический роман опираются на художественный опыт великих мастеров прошлого. Но в своем развитии приобрели существенно новые, глубоко современные черты. Я говорю о реализме, несущем в себе идею обновления жизни, переделки ее на благо человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме, который мы называем сейчас социалистическим. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им пути борьбы.
Однако время идет, и Шолохов, как и другие "деятели культуры" советского времени, стал восприниматься именно с точки зрения масштаба его творчества. В связи со 100-летним юбилеем писателя готовится к выпуску первое научное собрание его сочинений, куда войдут заново выверенные тексты, что называется "без купюр", снабженные полноценными комментариями специалистов. Помимо этого, будет издано факсимильное издание сохранившихся рукописей "Тихого дона". Увидеть факсимиле рукописей Шолохова уже сейчас можно на сайте Интернет-библиотеки "Русская литература и фольклор". Осенью в Москве пройдет научная конференция, посвященная наследию писателя.
Готовиться к празднованию юбилея Шолохова в станице Вешенская начали за два года до заветной даты. На подновление внешнего вида родины писателя, а также на подготовку к проведению торжеств государство выделило около 450 миллионов рублей, и было для чего - не исключено, что среди 100 тысяч ожидаемых гостей будет и российский президент. Правда, не обошлось и без скандала. Несколько московских писателей, среди которых были Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, Сергей Викулов и Егор Исаев, подписали открытое письмо, в котором призвали Минкульт не тратить лишние деньги и провести торжества по случаю 100-летия Шолохова в Москве, а не в Вешенской. Ответом им было письмо донских казаков, обвинивших столичных литераторов в "финансовом интересе" и снобизме. При этом земляки Шолохова угрожающе пригласили московских писателей в Вешенскую, на празднование юбилея, недвусмысленно предупредив гостей, что за их безопасность не ручаются.
Но к самому Шолохову эти дрязги уже отношения не имеют. Для нового поколения россиян Шолохов - не выразитель идей советского народа и не борец с формалистами, а автор одного из самых объемных произведений в школьной программе, которое легло в основу не менее монументального фильма Сергея Герасимова с одноименным названием. Правда, сам Шолохов остался собой недоволен и признался как-то, что, было бы здоровье, переделал бы прославившую его книгу от начала до конца...
Екатерина Рогожникова