Итак, переговоры о выводе российских баз из Грузии фактически завершены. В понедельник, 30 мая, министры иностранных дел России и Грузии на встрече в Москве подписали соответствующее заявление, в котором отражены как сроки, так и порядок вывода российских военнослужащих. Основные положения этого документа таковы: базы выведут в течение 2008 года; сначала будут выводить базу из Ахалкалаки, затем из Батуми; вывод будет происходить поэтапно - сначала тяжелая техника, затем личный состав, потом состоится передача российских военных объектов Грузии; основная часть этих объектов, не входящих в состав баз, будет передана Грузии до конца текущего года, тяжелая техника из Ахалкалаки - до конца 2006 года, из Батуми - до 2007 года. О формальном начале процедуры вывода российских баз из Грузии министры заявили сразу же после того, как поставили свои подписи под совместным заявлением.
Отметим, что нынешнее заявление, в отличие от предыдущего, подписанного Лавровым и Зурабишвили в конце апреля, содержит более детализированное описание процесса вывода баз. Это, с одной стороны, упрощает работу экспертам, которым предстоит готовить соглашение для подписания его уже на высшем уровне, а с другой - свидетельствует о том, что обе стороны, и Россия и Грузия, действительно договорились по этой весьма непростой теме. Спорные вопросы, которые привели к обострению отношений между Москвой и Тбилиси в середине мая, разрешены, поводов для новых взаимных претензий не осталось.
Политическое решение
Напомним, грузинская сторона до самого последнего момента требовала, чтобы российские базы были выведены в максимально сжатые сроки. Изначально запрошенные российской стороной 11-12 лет, разумеется, в повестке дня уже не фигурировали. Ключевой датой для Тбилиси являлось 1 января 2008 года. Именно на ней настаивал грузинский парламент, требовавший, чтобы российские власти приняли, наконец, "политическое решение" и вывели свои войска из Грузии к этому дню. В нынешнем совместном заявлении министров определено, что российский контингент имеет право находиться на территории Грузии (в режиме вывода) "в течение 2008 года".
Это, безусловно, политическое решение. Дело в том, что в январе 2009 года в Грузии пройдут президентские выборы. К ним действующий грузинский президент Михаил Саакашвили должен подойти с багажом громких побед. При этом до сих пор Саакашвили выстраивал свою популярность исключительно вокруг разрешения вопросов, связанных с угрозами безопасности страны, зарабатывая себе репутацию непримиримого борца с сепаратизмом, российским военным присутствием на территории Грузии и мировым терроризмом.
Именно эти позиции были отражены в Концепции национальной безопасности, подготовленной по поручению Саакашвили и переданной в грузинский парламент в середине мая. Согласно Концепции, угрозу национальной безопасности Грузии представляют: нарушение целостности территорий страны, военная интервенция, прорыв существующих конфликтов с территории соседних стран, международный терроризм, российские военные базы, контрабанда и транснациональная организованная преступность.
Сам Саакашвили не раз во всеуслышание клятвенно обещал, что вернет мятежные регионы - Абхазию и Южную Осетию - в лоно матери-Грузии, а также выдворит российских военных с ее территории. Теперь, по крайней мере, можно утверждать, что одно из этих обещаний будет выполнено - ко дню следующих президентских выборов российские базы окончательно покинут Грузию. А вот "разобраться" с Сухуми и Цхинвали к 2009 году Саакашвили, скорее всего, не удастся. Кроме того, нынешняя договоренность с Москвой по поводу вывода российских военных "в течение 2008 года", то есть фактически к 1 января 2009-го, а не к началу 2008 года, лишает Саакашвили возможности пользоваться заслуженным триумфом "очистителя грузинской земли от российского военного присутствия" в течение двенадцати предвыборных месяцев.
При этом угрозы политическому будущему Саакашвили отнюдь не надуманы. Последняя акция грузинской оппозиции состоялась как раз накануне подписания заявления министров иностранных дел по базам. Приехавший по делам в Тбилиси американский бизнесмен и филантроп Джордж Сорос был обстрелян куриными яйцами. Это совершили представители Лейбористской партии и сторонники экс-президента Звиада Гамсахурдия. Они обвиняют Сороса в организации "Революции роз", которая привела к власти Саакашвили. Разумеется, выходка яйцеметателей - это еще не последовательная политическая позиция сторонников оппозиции, но она вполне демонстрирует тот факт, что всенародной поддержкой нынешний грузинский президент не пользуется.
Кроме того, российские военнослужащие останутся на территории Грузии и после вывода баз. Дело в том, что в заявлении оговорено подписание соглашения о создании в Батуми совместного грузино-российского антитеррористического центра. Для этого, согласно тексту заявления, в Грузии останется "согласованная часть личного состава и материально-технических средств и инфраструктуры РВБ в Батуми". Если этот пункт будет оформлен и в договоре, который предстоит подписать президентам России и Грузии, то получится, что "часть личного состава" вообще не будет выведена из Грузии. При этом на переговорах в Москве Тбилиси изо всех сил старался избежать любых ассоциаций создаваемого антитеррористического центра с выводимыми базами.
Ранее спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе заявляла, что российские военные базы не будут просто формально переименованы в Грузино-российский антитеррористический центр - ГРАТЦ. По ее словам, "в антитеррористический центр не будут входить части Министерства обороны, хотя вначале такое предложение было". Бурджанадзе объясняла это так: "Тяжелой техники в антитеррористическом центре не будет, возможно, будет минимальная военная техника, та, что принята в цивилизованной практике". Теперь выясняется, что центр создадут, просто оставив на месте часть личного состава батумской базы...
Что же касается возможных преемников российских военнослужащих в Батуми и Ахалкалаки, то Грузия заявляет, что больше никаких иностранных баз на своей территории не потерпит. Впрочем, подобные заявления звучали и раньше. Возможно, они так и останутся звуком - отражения в международных документах они не нашли. В лучшем случае, Грузия сможет принять лишь соответствующий внутренний закон, который со временем можно будет и изменить.
Армения
12-я военная база в Батуми - 2590 человек личного состава, 70 танков, 80 БМП, 120 артиллерийских установок
62-я военная база в Ахалкалаки - более 2000 человек, 40 танков, 130 БПМ и до 50 артиллерийских установок.
102-я военная база в Гюмри (Армения) - 2990 военнослужащих, 74 танка, 148 БМП и 84 артиллерийские установки
Если говорить о технических деталях заявления, то оно выглядит как вполне цивилизованный развод. Действительно, вывод российского контингента будет регулироваться не только основным договором, которое подпишут Путин и Саакашвили, но также и целой серией технических соглашений, в которых будут прописаны все детали - когда, как, и сколько, и в каком состоянии, а также кто будет за все отвечать. Сложнее дело обстоит со второй частью процесса - с размещением выведенного контингента на территории России. Именно отсутствие необходимой инфраструктуры для расквартирования двух "грузинских" баз в России было главным аргументом Москвы на переговорах с Тбилиси. И эту проблему удалось решить - часть боевой техники отправится в Армению.
Теперь уже об этом можно говорить практически наверняка. В понедельник глава администрации президента России Дмитрий Медведев отправился в Армению, чтобы обсудить "вопросы вывода баз из Грузии". "Это достаточно сложный вопрос, который должен обсуждаться в первую очередь между Россией и Грузией, но есть аспекты, которые нелишне обсудить и с нашими другими соседями", - уклончиво заявил Медведев. Между тем, Саломе Зурабишвили сказала напрямую: "Мы сделали максимально для того, чтобы основная часть вооружений была переведена на территорию Российской Федерации. Однако мы не можем исключать, что какая-то часть российских баз будет передислоцирована на территорию Армении, где уже есть подходящая инфраструктура".
Власти Грузии заявляют, что после того, как с ее территории уйдут российские базы, войска других стран здесь расположены не будут. Это неискреннее заявление. Ведь Грузия, стремящаяся в НАТО, никогда не сможет отказать Вашингтону - главному паровозу этого стремления - в статусе базы для какого-либо воинского подразделения. Тем более, что уже существует договор с организацией Североатлантического блока, предоставляющий военному командованию НАТО право использовать воздушные, сухопутные и морские коммуникации Грузии для переброски военных грузов в Афганистан. Трудно поверить, что страна, пославшая в Ирак уже более 800 военнослужащих, страна, где вот уже четыре года американские и турецкие военные инструкторы тренируют элитные подразделения, откажется предоставить свои территории военным силам своих стратегических партнеров только для того, чтобы не раздражать Россию.
Действительно, Армении, на фоне все усиливающегося в Закавказье влияния Азербайджана, лишний гарант стабильности в виде сильной российской группировки на ее территории не помешает. Для самой России это также возможность не только сохранить свое присутствие на Кавказе, но и расположить технику в тактически более выгодном месте. Ведь еще после того, как была закрыта российская военная база в Гудауте (по крайней мере, находившийся там военный аэродром), российская группировка лишилась возможности доставлять военные грузы на свои военные базы по воздуху. Заблокировать железнодорожные пути, от которых зависит снабжение российского контингента, было достаточно просто, и грозная военная сила по сути оказалась заложницей грузинских железнодорожников. В более дружественной по отношению к России Армении часть этой грозной силы будет в более выгодной ситуации. Сами армяне выступают за усиление российского военного присутствия в регионе. Об этом заявили практически все государственные деятели этой страны - президент, министр обороны и другие.
Грузия уже дала понять, что в конечном итоге ей безразлично, куда попадет выведенная с ее территории российская техника. Так, государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава рассказал в интервью "Кавказскому узлу", что избрание места передислокации российских военных баз входит в компетенцию исключительно российского руководства. "Для населения Грузии вывод военных баз - вопрос решенный, осталось согласовать технические детали с российской стороной. Что касается того, куда и как - это дело российского руководства и российских военных, которое выходит за рамки нашей компетенции", - заявил госминистр Грузии, подчеркнув, что "российским военным решать, как разбираться с собственным хозяйством". Однако при этом Грузия все-таки провела специальные консультации с Азербайджаном, чтобы выработать совместную политику в изменившейся обстановке.
Впрочем, как полагает президент Санкт-Петербургского гуманитарного и политологического центра "Стратегия" Александр Сунгуров, подобные действия, нарушающие статус-кво в регионе, неизбежно приведут к дестабилизации обстановки. "Это могло прогнозировать и грузинское руководство, настаивая на выводе баз. Интересы есть у всех государств региона, в том числе и у Армении. То есть, Грузия вызывает волну региональной дестабилизации, причиной чему являются непродуманные действия господина Саакашвили с компанией. Реакция же Азербайджана вполне понятна и возможна", - сказал он.
Павел Аксенов