Последние "Известия"

Компания "Газпром" намерена приобрести одну из старейших российских газет

В четверг подтвердились слухи о том, что концерн "Газпром" намерен продолжить свою экспансию на медийном рынке. В этот раз газового монополиста заинтересовали "Известия" - старейшая и одна из самых авторитетных российских газет. Приобретение сырьевым монстром издания, чьи финансовые успехи оставляют желать лучшего, свидетельствует о том, что государство больше не намерено мириться с "разгулом" свободомыслия в печатных СМИ. Еще немного, и газеты вместе с журналами дружными шеренгами отправятся вслед за радио и телевидением - строить потемкинские деревни.

Слухи о желании бизнесмена Владимира Потанина избавиться от флагмана общественно-политической журналистики ходили давно. Время от времени они даже материализовывались в газетных публикациях. Так, летом прошлого года издание "Газета" уверяла читателей в том, что контролируемый Потаниным издательский дом "ПрофМедиа" ведет переговоры о продаже 50,09 процентов акций "Известий" близкой к "Газпрому" группе "Еврофинанс".

Сразу после той публикации "Газпром" поспешил опровергнуть факт переговоров, заявив, что не собирается покупать газету "Известия". "Ни "Газпром", ни "Газпром-Медиа" не рассматривают возможность покупки какой-либо доли участия в бизнесе газеты "Известия", - заверял тогда пресс-секретарь главы газового монополиста Сергей Куприянов.

Однако спустя несколько месяцев выяснилось, что "Известия" все-таки интересуют "Газпром". Более того, госкомпания намерена не просто купить часть акций издания, а получить контрольный пакет.

"Трибуна" для "Известий"

О том, что "Известия" в ближайшее время могут сменить владельца, "Ведомостям" сообщил осведомленный источник в холдинге "Интеррос". По его словам, "ПрофМедиа" планирует продать холдингу "Газпром-Медиа" весь принадлежащий ему пакет акций ОАО "Редакции газеты "Известия". О сделке было известно и в "Газпроме". В компании не знали лишь того, когда она будет оформлена. Одни уверяли, что на следующей неделе, но были и такие, кто считал, что документ о "купле-продаже" будет подписан чуть ли не в четверг.

Сообщались даже подробности сделки. По слухам, покупателем издания должен был стать банк "Еврофинанс". Однако, по данным интернет-сайта "Газета.Ru", владеть "Известиями" он будет лишь формально, а управлять активном должна "Газпром-медиа". Компания уже прибегала к похожей схемой в случае с НТВ ("Еврофинанс" владеет 49 процентами акций телекомпании) и, видимо, осталась очень довольна.

ЧТО ТАКОЕ "ИЗВЕСТИЯ"
Газета выходит с 13 марта 1917 года. До 21 августа 1991 года издавалась президиумом Верховного Совета СССР. В октябре 1992 года предприятие было акционировано. Сегодня 50,17 процентов акций ОАО "Редакция газеты "Известия" принадлежат ЗАО "ПрофМедиа" - "дочке" "Интерроса". Еще 48 процентов - компаниям "Менеджмент Центр" и "Мосиздатинвест", близким к НК "ЛУКОЙЛ". Газете принадлежат 15 тысяч квадратных метров в здании "Известий" на Пушкинской площади в Москве.

По информации "Газеты.Ru", сделка была проработана до мельчайших деталей, известно даже имя нового главного редактора. Им якобы придется стать Олегу Кузину, занимающему сейчас аналогичный пост в принадлежащей "Газпром-Медиа" газете "Трибуна". Кстати, творческий коллектив "Трибуны" был в курсе предстоящего перехода Кузина на новое место работы.

В старейшей российской газете служба внутренней информации была поставлена не так хорошо. Рядовые сотрудники "Известий" слышали о продаже контрольного пакета акций и даже предполагали, что это повлечет за собой смену главного редактора, однако не знали, кто займет место Владимира Бородина.

А пресс-службу "Газпром-медиа" утечка и вовсе лишила дара речи. Там не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о покупке "Известий". Лишь к полудню руководителю пресс-службы "Газпром-Медиа" Антону Сергееву сообщили о новых приоритетах газового монополиста. "Переговоры по этому вопросу близки к завершению, и в ближайшие дни мы официально объявим о сделке", - заверил Сергеев. Однако он опроверг версию о том, что "Газпром-Медиа" планирует заменить Бородина на Кузина. По словам пресс-секретаря, в компании были очень довольны тем, как в последнее время меняется "Трибуна", а потому собираются оставить Кузина руководить ею и дальше. "При Кузине в "Трибуне" произошло много положительных изменений, поэтому не имеет смысла ставить на это место кого-то другого. Ни о каких кадровых изменениях в "Известиях" речи пока не идет", - заявлял Сергеев "Газете" в статье, опубликованной в 12:02.

А в 12:17 тот же Сергеев через интернет-сайт "Газета.Ru" утверждал, что ничего не знает о переговорах о продаже "Известий". "На каком-то уровне, возможно, определенные контакты происходят, но мне об этом ничего не известно, - уверял менеджер. - На данный момент я могу сказать точно только то, что мы ничего еще не купили и ничего не подписали".

Кто знает, как долго мог продолжаться этот "пинг-понг", если бы не глава холдинга "Газпром-медиа" Николай Сенкевич, который в эфире "Эху Москвы" заявил, что переговоры о приобретении "Известий" находятся в завершающей стадии. Однако топ-менеджер отказался назвать точные сроки перехода газеты из рук в руки, пообещав сделать это уже "в ближайшем будущем".

Сенкевич высказался и по кадровому вопросу, при этом его прогноз оказался куда сдержаннее, чем у подчиненного. По словам главы "Газпром-Медиа", компания не намерена бежать впереди паровоза и станет решать кадровые проблемы не раньше, чем приобретет контроль над газетой. Впрочем, Олегу Кузину, похоже, действительно ничего не светит. Сенкевич заверил, что нынешний главный редактор "Трибуны" будет и дальше трудиться на своем посту.

Официальный комментарий "Газпром-Медиа" развеял последние сомнения наблюдателей относительно судьбы "Известий". Газета будет продана. И это не просто смена собственников. С покупкой "Известий" в отечественной журналистике заканчивается целая эпоха и начинается новая.

Без дураков

ЧЕГО СТОЯТ "ИЗВЕСТИЯ"
"Известия" переходят под контроль "Газпрома" в довольно жалком виде. У газеты небольшие тиражи. По данным Национальной тиражной службы, средний дневной тираж "Известий" составляет 200000 экземпляров, а читательская аудитория газеты, по оценке агентства TNS, составляет 357000 человек. Для сравнения, у американской "Нью-Йорк таймс" - газеты схожего формата - тираж превышает миллион экземпляров. За 8 лет под контролем "Интерроса" издание, считавшееся флагманом независимой журналистики в начале-середине 1990-х годов, основательно подрастеряло свою репутацию. Согласно исследованию Ассоциации менеджеров, проведенного осенью 2003 года, уровень доверия к изданию был значительном ниже, чем к "Коммерсанту" и "Ведомостям". Редакция и акционеры издания не разглашают финансовое состояние издания, однако, по оценкам игроков рынка, газета едва ли приносит прибыль. Они считают, что доходы издания от продажи тиража и рекламы едва ли превышают 13-14 миллионов долларов.

В начале и середине 1990-х годов "Известия" считались флагманом демократических СМИ, которым, несмотря ни на что, удалось сохранить свою независимость. Но как оказалось, ненадолго. Журналисты сами подписали себе приговор, причем умудрились сделать это в самый глупый день в году.

1 апреля 1997 года в "Известиях" появилась перепечатка статьи из французской "Монд". Это была очень неприятная публикация для тогдашнего премьер-министра Виктора Степановича Черномырдина. Журналисты "Монд" посчитали его состояние и обнаружили, что глава российского правительства накопил сбережений на пять миллиардов долларов США.

Виктор Степанович не оценил первоапрельского юмора. В официальном комментарии он, конечно, отшутился, мол, были бы у меня такие деньги, я бы не работал, а расслаблялся. Но потом все-таки пожаловался на коллектив издания "ЛУКОЙЛу", владевшему 20-ю процентами акций газеты. Вагит Алекперов публично пожурил журналистов за публикацию непроверенной информации. Те обиделись, расценив слова нефтяника как "наезд" на "четвертую власть", и, начиная с 15 апреля, в "Известиях" один за другим стали появляться разоблачительные статьи о Черномырдине, "ЛУКОЙЛе", а также всех прочих, кто оказался рядом. В ответ нефтяная компания начала скупать акции газеты.

В подробностях эта история описана в книге Ивана Засурского "Масс-медиа второй республики". По словам ее автора, чтобы блокировать попытки "ЛУКОЙЛа" получить контроль над изданием, руководство "Известий" решило прибегнуть к помощи принадлежавшего Потанину "ОНЭКСИМбанка". В рекордные сроки финансовая структура скупила контрольный пакет акций "Известий". Поскольку делалось это с согласия главного редактора и части журналистского коллектива издания, пятьдесят с небольшим процентов акций газеты обошлись банку гораздо дешевле, чем значительно меньший пакет акций - "ЛУКОЙЛу". По оценке газеты "Ведомости", тогда "Интеррос" потратил около 40 миллионов долларов. Однако журналистам едва ли стало от этого легче.

Засурский в своей книге утверждает, что уже летом газета оказалась втянута в крупнейшую в истории постсоветской России информационную войну. По словам книги "Масс-медиа второй республики", победа "ОНЭКСИМа" в битве за "Связьинвест" вызвала резкое недовольство Владимира Гусинского и Бориса Березовского. Якобы раздосадованные олигархи через свои СМИ попытались доказать, что "ОНЭКСИМ" победил благодаря сговору с первыми вице-премьерами страны - Анатолием Чубайсом и Борисом Немцовым. "Известия" вместе с "Комсомольской правдой" отстаивали Потанина и "сливали" компромат на конкурентов. Именно тогда, пишет Засурский, Березовский был публично обвинен в том, что нажил состояние на войне в Чечне. В итоге пострадали все: Березовский и Гусинский стали восприниматься россиянами как воротилы теневого бизнеса, а младореформаторов, утверждает уже журнал "Компания", и вовсе отстранили от управления государством.

После того как у Гусинского отобрали "Медиа-Мост", а Березовского лишили сначала первой, а потом и шестой "кнопки", Потанин остался последним олигархом, которому удалось сохранить свою медиа-империю в первозданном виде. Продажа "Известий" означает, что олигарх больше не верит в возможность использования прессы для остаивания своих интересов. А значит, можно ставить точку в эпохе, когда СМИ были рычагом влияния.

Начало конца

ВО СКОЛЬКО ОБОЙДУТСЯ "ИЗВЕСТИЯ"
Аналитики утверждают, что "Газпром-Медиа" приобретет контроль над газетой по дешевке. По данным издания "Бизнес", "Известия" обойдутся новому владельцу менее чем в 25 миллионов долларов. А президент Издательского дома Родионова Алексей Волин оценивает стоимость "Известий" в 20 миллионов долларов. Другой издатель полагает, что "Газпром-Медиа" заплатит за "Известия" не более 10 миллионов.

Комментируя новое приобретение "Газпрома", наблюдатели не без иронии напоминают о том, что весной 2002 года, когда компания НТВ перешла под контроль государства, тогдашний глава "Газпром-Медиа" и гендиректор НТВ Борис Йордан пообещали избавиться от непрофильных для газового монополиста активов еще до начала лета. "Чем скорее будет принято это решение, тем лучше будет для развития медиа-бизнеса", - уверял тогда Йордан. К тому же призывал компанию и глава Счетной палаты Сергей Степашин. "Мы в свое время указывали "Газпрому" после нашей проверки: нечего связываться и тратить огромные деньги - 300 миллионов долларов - на содержание НТВ", - сказал Степшин.

Наивно было бы полагать, что Миллер последует совету бывшего премьера. Так и случилось. Уже в июле менеджеры "Газпрома" взяли свои слова обратно и пообещали вплотную заняться увеличением капитализации подконтрольных СМИ и обязательно продать, как только их совокупная стоимость вырастет до 700 миллионов долларов. Покупка "Известий", которые аналитики считают по крайней мере не прибыльными, безусловно поможет "Газпром-Медиа" в его борьбе на финансовом фронте. Разумеется, это не сделает из "Трибуны" массового издания, не вернет НТВ в те времена, когда телеканал боролся за лидерство с первой и второй "кнопкой", и не заставит публику слушать "До-радио". Зато если докупить еще и "Коммерсант" с "Ведомостями", то можно будет "нарисовать" любую капитализацию. А после этого уже распродавать активы. Или не распродавать. Кто ж тогда будет поминать прошлое?

Андрей Ломкин

Обсудить
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Кровавое воскресенье 22 января 1905 года«Идиоты говорят, что Россию погубил заговор»
Почему революция 1917 года была неизбежна
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Старт ракеты с Dream Chaser — кораблем компании Sierra Nevada (в представлении художника)Еще батуты
Как американские компании опережают Россию в сфере пусков ракет
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Пиджак и боб
Самое крутое автомобильное видео марта
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Пластиковый BMW, о котором все забыли
Автомобиль-памятник смелым идеям немецкой компании
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах