Во вторник, 28 июня, дело о катастрофе в аквапарке "Трансвааль-парк" получило неожиданное продолжение - прокуратура Москвы объявила о намерении предъявить обвинение в халатности начальнику "Мосгосэкспертизы" Анатолию Воронину. Работники прокуратуры хотят выяснить причастность Воронина к обрушению кровли "Трансвааля". Они считают, что Воронин пропустил проектные ошибки, допущенные конструктором проекта Нодаром Канчели, и из-за этого они не были устранены.
Воронину собираются предъявить обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 293 Уголовного кодекса РФ. Таким образом, главе "Мосгосэкспертизы" грозит лишение свободы на срок до семи лет с возможным лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. Канчели также были предъявлены обвинения в халатности.
Прокуратура считает, что 9 октября 2001 года Анатолий Воронин подписал письмо "О корректировке проекта покрытия аквапарка в Ясеневе по ул. Голубинская, пр.пр. 5412", не приняв мер по всестороннему и объективному рассмотрению проекта корректировки покрытия "Трансвааля".
В этом письме утверждается, что Мосгосэкспертиза согласовала корректировку проекта покрытия здания и замену согласованных заключением Мосгосэкспертизы №85-П500 МГЭ от 28 сентября 2000 года несущих алюминиевых конструкций покрытия аквапарка на железобетонную ребристую оболочку. Прокуратура настаивает на том, что ошибки, допущенные Нодаром Канчели, могли быть выявлены на этапе рассмотрения проекта в Мосгосэкспертизе и в согласовании такого проекта должно было быть отказано.
Из-за обрушения кровли "Трансвааль-парка" 14 февраля 2004 года погибло 28 человек. Собственнику здания был нанесен ущерб на сумму более 175 миллионов рублей.
Действия прокуратуры, когда речь заходит об экспертизе, вообще выглядят довольно странно. Так, можно предположить, что обвинение Анатолия Воронина в халатности основано на результатах проведенной судебной экспертизы. Однако комплексная строительно-техническая судебная экспертиза была завершена еще в апреле. Кроме того, прокуратура не спешит оглашать ее результаты - например, в мае адвокат пострадавших получил отказ на просьбу ознакомиться с материалами экспертизы.
Впрочем, прокуратура объясняет свою несговорчивость продолжающимся следствием по делу, срок которого продлен до 14 августа. Можно предположить, что Мосгосэкспертиза - просто один из многих органов, оказавшихся на прицеле у прокурорских работников.
Что такое Мосгосэкспертиза
Конечно, согласование проекта - задача непростая, ведь для того, чтобы начать строить здание, не говоря уже о том, чтобы реализовать уникальный проект вроде "Трансвааля", необходимо длительное согласование со множеством органов. Впрочем, многие застройщики не понаслышке знают, что в российских условиях можно "протолкнуть" любой проект.
Среди инстанций, которые должен пройти проект строительства, есть и Московская государственная вневедомственная экспертиза (сокращенно - Мосгосэкспертиза). Этот орган, созданный еще в 1988 году, позднее перешел к столичным властям, входит в структуру стройкомплекса и подчиняется напрямую мэру Москвы, который осуществляет координацию и контроль за деятельностью Мосгосэкспертизы.
Ее работа подробно описана в Положении "О государственной вневедомственной экспертизе", выпущенном столичным правительством почти пять лет назад, 10 июля 2000 года. Так, основной функцией Мосгосэкспертизы является контроль за качеством проектно-сметной документации для строительства на территории города Москвы.
Сотрудники Мосгосэкспертизы проводят комплексную экспертизу проектов нового строительства, капремонта, а также реконструкции столичных объектов независимо от форм собственности. Кроме того, Мосгосэкспертиза обязана обеспечивать конструктивную надежность и эксплуатационную безопасность зданий и сооружений. Мосгосэкспертиза также является обязательным этапом инвестиционного процесса в городском строительстве. Финансировать строительство на территории Москвы можно только при наличии положительного заключения Мосгосэкспертизы по проектной документации.
Канчели и Воронин
Главный конструктор здания аквапарка, конечно, не признает себя виновным. Однако и Воронина он ни в чем не винит. По словам Канчели, проект действительно был утвержден с одной конструкцией крыши, а затем по просьбе заказчика форма кровли была изменена на бетонную "скорлупу". Нодар Канчели рассказал, что переданный в Мосгосэкспертизу проект был рассмотрен и согласован Ворониным. Поэтому, если невиновен главный конструктор, то нельзя обвинять в преступной халатности и Воронина.
Впрочем, конструктор еще год назад не исключал наличия набора мелких ошибок. Он заявил тогда, что критических ошибок быть не могло, так как конструкция простояла три года без каких-либо нареканий. Он пояснил, что дом рушится тогда, когда ошибки принципиальны или многократно накладываются друг на друга.
Некоторые эксперты в прошлом году действительно частично согласились с Канчели после того, как рассмотрели проект и образцы бетона, из которого была сделана "скорлупа". В частности, высказывалось мнение о том, что здание действительно добротно спроектировано, однако не было рассчитано на нагрузки, многократно превышающие норму. Рассмотрев устройство купола, они пришли к выводу, что его конструкция в общем соответствует всем строительным требованиям. Однако очень теплая вода (27 градусов) и недостаточное осушения влажного воздуха (системы не были установлены из-за возможных сквозняков), могли привести к набору утеплителем купола влаги. В этом, как и в некоторых других случаях, ошибка проектировщика не так очевидна.
Связанные одним проектом
Как известно, расследованием причин катастрофы в Ясенево занималось множество комиссий, а в том, что купол аквапарка обрушился, может быть повинно любое из звеньев длинной цепочки, в которую входят оформление заказа, проектирование, строительство и эксплуатация спортивно-развлекательного комплекса стоимостью в 33 миллиона долларов.
Действительно, кого можно обвинить, как не проектировщиков, тем более, что ЗАО "Курортпроект", возглавляемое Канчели и спроектировавшее купол, начало свою работу уже после того, как другим проектировщиком, компанией "Сергей Киселев и партнеры", был разработан и утвержден в Мосгосэкспертизе проект с другим решением перекрытия? И как не обвинить Мосгосэкспертизу, которая не заметила критических недостатков конструкции (которые, впрочем, довольно плохо заметны даже следствию)?
Впрочем, существует, например, турецкий подрядчик "Кочак Иншаат Лимитед", который возвел аквапарк в предельно сжатые сроки. Есть еще и поставщики материалов Rosser или, например, "Кондоръ", который поставлял бетон для купола.
Кроме того, в России нет стандартов на строительство водных объектов уровня "Трансвааля". Зато есть госкомиссия, принимающая объект. При приемке, по некоторым данным, члены комиссии не проводили ни проверку качества стройматериалов, ни экспертизу проектов.
Стоит заметить, что в перечислении возможных виновников ЧП можно добраться даже до столичного правительства или, скажем, Госархстройнадзора, который проводит выдачу разрешений на производство строительных работ и осуществляет государственный надзор за качеством и сроками строительства объектов.
Круг подозреваемых тем более широк, что опальная Мосгосэкспертиза, согласно московскому законодательству, в процессе своей работы взаимодействует с Комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, Москомархитектурой, Мосстройлицензией и множеством других органов столичного строительства.
В будущем вполне может выясниться, что чиновники одного из этих органов положились на мнение каких-либо проектных институтов - та же Мосгосэкспертиза имеет право для проведения экспертизы привлекать сторонних специалистов и организации.
Результат согласованных действий всех вышеперечисленных организаций известен. 27 июня 2002 года аквапарк был сдан в эксплуатацию, а 14 февраля 2004 года эксплуатация была завершена самым страшным из всех возможных способов.
Заключение
Знающие люди говорят, что рынок строительства - это непролазные джунгли, в которых любые проблемы с ненадлежащим оформлением документов, проектированием, составлением выгодной сметы и строительством "решабельны". Эти люди также понимают, что от истории с "Трансваалем" остались лишь подозрения прокуратуры и иски, по большей части безуспешные, со стороны родственников тех, кто погиб и пострадал при катастрофе в Ясенево.
Понятно, что у прокуратуры сложная задача - с одной стороны, нужно как можно мягче наказать виновных (Канчели, например, лучше не сажать - он с одобрения Юрия Лужкова до 2007 года будет заниматься проектированием раздвижной крыши над Лужниками), а с другой стороны - необходимо свести произошедшее к страховому случаю, а это значит - найти людей, которых можно примерно наказать.
Как хорошо, что в процессе создания аквапарка участвовало так много людей и организаций.