Рано утром в воскресенье, 7 августа, британский автоматический спасательный аппарат Super Scorpio ROV освободил из подводного плена российский спасательный аппарат АС-28, который, как утверждают представители российского военного ведомства, застрял на глубине 200 метров, запутавшись в чем-то, похожем на рыболовные сети. Гибели экипажа удалось избежать благодаря современному оборудованию и информационным технологиям, причем последние сыграли в этой истории решающую роль.
То, что британскому аппарату удалось освободить "Приз", в принципе, не удивительно. Именно Великобритания стояла у истоков создания средств спасения подводников. Теоретическую основу для этого разработали британцы Джон Халдейн (John Haldane), Артур Бойкотт (Arthur Boycott) и Гайбон Дэмант (Guybon Damant). Их выкладки еще в 1908 году были сведены в таблицу, которую использовали водолазы многих стран.
В 1915 году другой британец - Роберт Дэвис (Robert Davis) - изобрел "Аппарат для спасения из подлодок". Впоследствии на субмаринах стали устанавливать "камеры Дэвиса" - подобие аварийно-спасательного люка. Постепенно подводные флоты разных стран стали создавать различные спасательные устройства для подводников, как индивидуальные (костюмы с ребризерами), так и групповые (подводные колоколы).
От колоколов до "Приза"
Впрочем, первой страной, которая сумела спроектировать и построить более-менее глубоководную спасательную подлодку, была не Великобритания, а СССР. В конце Второй мировой войны американцы передали ВМФ СССР спасательную камеру, ставшую основой для целой серии аналогичных опытных разработок. Самым глубоководным из них был автономный колокол СК-64, который мог опускаться на глубину до полукилометра. Его построили в 1964 году.
В это время советские конструкторы уже полным ходом проектировали спасательные подводные аппараты. Головным предприятием, занимавшимся созданием подобных систем, было конструкторское бюро, в разное время называвшееся различными "номерами", а затем получившее названия СКВ "Судопроект" и ЦКБ "Лазурит".
box#2083060
Поначалу КБ занималось разработкой различных спасательных средств, а с 1958 года занялось созданием спасательного подводного аппарата, который мог бы вызволять экипаж из аварийной подводной лодки "сухим способом" (через шлюзовую камеру, пристыковавшись к ней). К тому моменту аналогичные работы велись во Франции, Великобритании, США, Японии. Первыми построить опытный экземпляр такого корабля удалось советским конструкторам. Это произошло в 1961 году.
Проект спасательной подводной лодки получил зловещий номер 666. Лодка была оборудована двумя спасательными устройствами - управляемым подводным снарядом (УПС), способным спасать экипаж "сухим способом", и поточно-декомпрессионной камерой (УПК) для спасения "мокрым" способом. Спасательная лодка могла производить поиск аварийной субмарины при помощи собственных гидроакустических средств, обследовать ее, а также присоединяться к ней при помощи вышеописанных устройств и спасать экипаж. Успешные испытания в 1962 году подтвердили расчеты конструкторов.
Далее, развивая успех проекта 666, правительство создало техническое задание на разработку самоходного (самодвижущегося) подводного снаряда для спасения экипажей терпящих бедствие подводных лодок. Проект получил номер 1837. В 1967 году "Лазурит" получил задание на разработку подводной лодки - носителя такого подводного снаряда (проект 940). На каждой субмарине должно было базироваться по два таких аппарата.
От постановления Совета министров до начала подготовки строительства первой подлодки прошло всего пять лет - КБ подготовило технический проект, минуя эскизную стадию. Спасательная подлодка была спущена на воду в 1975 году. Самодвижущийся спасательный снаряд проекта номер 1837 - это и есть прообраз того самого АС-28 "Приз", который по сути является его глубоко модернизированной версией (проект 1855), созданной в 1980 году.
Спасательный аппарат АС-28 изготовлен из высокопрочного титанового сплава. За счет этого он не только не подвергается коррозии, но и способен опускаться на глубину до километра. Однако из-за проблем с финансированием эти, казалось бы, "вечные" аппараты уже морально устарели. Дело в том, что глубоководная спасательная мини-субмарина оснащена сложной электроникой, которая, в отличие от корпуса, устарела не только морально, но и физически. Сейчас в эксплуатации осталось пять из 14 построенных подлодок проекта 1855 "Приз" и 18270 "Бестер".
На судне-носителе "Георгий Козьмин" (в строю уже не осталось ни одной спасательной подлодки, с которых изначально запускали эти аппараты) должно было быть два "Приза", однако вместо одного из них этим летом красовался муляж, а сам аппарат был сдан в ремонт. Среди спасательных кораблей, направленных к месту аварии, находилось судно-спасатель "Алагез", на котором по штату также должны были находиться подобные аппараты, но на деле не было ни одного - они также отправились в ремонт. Единственное судно, которое могло помочь экипажу "Приза", находилось во Владивостоке, в трех днях пути от бухты Березовая.
Британский спасатель
Помощь, как известно, пришла из далекой Великобритании. Автономный подводный аппарат Super Scorpio ROV, который стоит на вооружении подводных спасателей США и Великобритании, разрезал при помощи специальных инструментов сеть, опутавшую АС-28, после чего тот сумел самостоятельно всплыть на поверхность.
Дистанционно управляемый аппарат Super Scorpio remote operated vehicle "служит" в вооруженных силах США И Великобритании. В Штатах он входит в состав сформированного в середине 70-х годов Отряда автоматических аппаратов ВМС. Этот отряд был создан на основе двух подразделений - 5-й Эксперементальной эскадры подводных лодок и Отряда глубоководных аппаратов. В Королевских военно-морских силах им управляет компания James Fisher Rumic Limited. Британские "Скорпионы" дислоцированы на базе в Шотландии.
Super Scorpio является одним из наиболее совершенных аппаратов в своем классе. Он оборудован сонаром (107-122kHz CTFM) для поиска подводных объектов, двумя черно-белыми видеокамерами (OSPREY SL-90), двумя фарами, в каждой из которых вмонтированы по две 250-ваттных лампы, оптико-волоконным кабелем, по которому оператор управляет им, двумя манипуляторами, каждый из которых способен поднять вес в 115 килограммов, а также специальными ножницами, которыми можно перерезать 2,5-сантиметровый стальной трос.
Действовать Super Scorpio способен на глубинах до полутора километров, хотя обычно его используют в относительно неглубоких прибрежных водах. Условия, в которых пришлось действовать Scorpio на Камчатке, оказались идеальными для такого аппарата - относительно небольшая глубина, отсутствие сильного волнения.
За последние несколько лет мини-подлодки из Отряда автоматических аппаратов ВМС США выполнили множество специальных заданий, сэкономив сотни миллионов долларов на этих операциях. В частности, эти аппараты участвовали в исследовании места катастрофы японской шхуны "Эниме Мару", которую протаранила американская подлодка "Гринвилл" (SSN 772). В мае прошлого года Super Scorpio участвовал в спасательной операции на месте падения истребителя F-14D неподалеку от побережья Калифорнии. Самолет упал в океан, когда у него отказал двигатель. Наконец, к послужному списку подводного робота добавилось спасение российской мини-подлодки.
Информационная поддержка
Однако доставить британского робота к месту аварии АС-28 не удалось бы, если бы не Международный центр координации операций по спасению подводных лодок (International Submarine Escape and Rescue Liaison Office - ISMERLO). Эта служба была создана под эгидой НАТО после аварии на подлодке "Курск" в Баренцевом море. В настоящее время в нее входят 27 стран, имеющих на вооружении подводные лодки или средства их спасения. И если Super Scorpio уместно сравнить с каретой "скорой помощи", то ISMERLO в таком случае можно смело назвать диспетчером "неотложки".
Информация об аварии АС-28 была довольно оперативно опубликована на сайте ISMERLO. В 6:30 утра в пятницу, 5 августа, соответствующие службы Министерства обороны Великобритании были поставлены в известность и немедленно, не дожидаясь положительного ответа из Москвы, стали готовиться к отправке Super Scorpio к месту аварии. Ответ пришел днем, а уже в восемь вечера самолет с аппаратом на борту вылетел из Великобритании на Камчатку.
Международная служба оповещения помогла собрать в районе аварии все необходимые средства для ее устранения - британский подводный робот, американские вспомогательные системы. По крайней мере, в российской практике это был первый опыт международного сотрудничества на столь высоком техническом уровне. Благодаря оперативному обмену информацией, российские военные сумели быстро подготовить все необходимое к приему иностранных спасателей.
Впрочем, если говорить об информации, то история с аварией АС-28 связана еще с одним случаем. В нем, правда, сработал совершенно иной способ передачи "оперативной" информации. По сведениям российской газеты "Коммерсант", информацию о бедственном положении АС-28, потерпевшем аварию 4 августа, обнародовали днем 5 августа исключительно потому, что некая женщина, представившись супругой одного из членов экипажа, сообщила о происшествии радиостанции Петропавловска-Камчатского "Радио-3".
Лишь через несколько часов после звонка женщины на радио факт аварии подтвердил камчатским журналистам источник в штабе дислоцирующейся на полуострове группировки сил и войск северо-востока России. Кто была эта женщина, до сих пор никто не может установить. Однако вот вопрос, как бы отреагировали на предложение иностранцев в Минобороны, если бы пресса не раструбила об аварии с подачи этой бдительной гражданки? И вообще, дошло бы дело до иностранных предложений? Ведь мини-субмарина - это не огромный "Курск"...
Павел Аксенов