Состоявшийся в Казани саммит СНГ так и не стал похоронным мероприятием, а все бракоразводные споры остались за закрытыми дверями. Частично этому способствовала праздничная атмосфера - параллельно столица Татарстана отмечала свой тысячелетний юбилей, частично - явная неготовность членов СНГ расстаться друг с другом быстро и решительно. И для этого у них были веские политические и экономические причины.
Резких заявлений ожидали, прежде всего, от Виктора Ющенко и Михаила Саакашивили. Однако революционные лидеры Украины и Грузии были настроены более чем миролюбиво, и даже воздержались от традиционных инвектив по адресу белорусского президента Александра Лукашенко.
За вычетом Туркменбаши
Тем не менее, мини-сенсация все же произошла. Лидеры СНГ не досчитались одного из своих коллег. В Казань не приехал Туркменбаши, в миру известный как Сапармурад Ниязов. Вместо себя он прислал нового вице-премьера туркменского правительства, который совсем еще недавно состоял охранником при "отце всех туркмен". Новоявленный переговорщик Аганияз Акыев подтвердил желание Ашхабада прекратить полноценное членство в СНГ и стать ее ассоциированным членом.
Таким образом, Туркменбаши исполнил угрозу, озвученную еще на неформальном саммите Содружества, прошедшем в Москве в рамках празднования 60-летия Победы. Тогда Ниязов обиделся на выдвигаемые ему многочисленные упреки в недемократичности и оторванности от постсоветской жизни и чуть ли не досрочно покинул российскую столицу.
Теперь Туркмения планирует подписать с исполкомом СНГ отдельное соглашение, в котором будет обговорена возможность сотрудничества только по тем вопросам, которые представляют взаимный интерес. В реальности участие Ашхабада в Содружестве и ранее было весьма символическим, поскольку Туркмения так и не подписала устав СНГ, да и около 80 процентов принимаемых документов оставались без подписи туркменской стороны.
СНГ не нашло замены Путину
Другим спорным моментом стали выборы нового председателя СНГ. Предполагалось, что на этом посту Владимира Путина сменит казахский лидер Нурсултан Назарбаев, известный как ярый сторонник сохранения и дальнейшего развития Содружества. Кроме того, в декабре ему предстоит идти на президентские выборы, и лавры борца за евразийскую интеграцию оказались бы ему как нельзя кстати.
Однако Путину не удалось пока избавиться от почетной обязанности председателя. По одной версии, кандидатура Назарбаева не нашла поддержку у таджикской и узбекской делегаций. По другой, президент Казахстана сам отказался от предложенной должности, по крайней мере, до победы на выборах. В результате вопрос о председателе совета СНГ будет решен в рабочем порядке, и к очередному саммиту в Минске, который пройдет в следующем году, у СНГ будет уже другой лидер.
Если говорить о результативной стороне завершившейся встречи в верхах, то ее итогом стало подписание около 20 документов. Но и здесь не обошлось без маленьких неприятностей. Чуть ли не единственным документом, который был одобрен всеми присутствующими без придирок и замечаний, стало обращение по поводу 20-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС. Также особых разногласий не вызвало заявление в связи с 60-летним юбилеем ООН.
Кроме того, были подписаны документы по таким ставшим уже традиционным темам, как борьба с терроризмом, противодействие незаконной миграции и оказание помощи при возникновении и урегулировании кризисных ситуаций на внешних границах.
Мелкие неприятности
Однако подписание меморандума о военном сотрудничестве на срок до 2010 года, а также соглашения о гуманитарном сотрудничестве прошло не так гладко. Под первым документом отказалась ставить свою подпись Украина. А второй долго не хотел подписывать президент Грузии Михаил Саакашвили. Он требовал включить в него статью об уважении суверенитета своего государства, в чем его поддержали партнеры по блоку ГУАМ - лидеры Украины, Азербайджана и Молдавии.
После включения в соглашение соответствующего пункта Саакашвили с удовлетворением отметил, что некоторые проблемы грузинского суверенитета он намерен решать только мирным путем и рассчитывает в этом на помощь России. Очевидно, что в виду имелись региональные конфликты с Абхазией и Южной Осетией, руководство которых считает себя де-факто независимым от Тбилиси и ориентируется на расширение своих связей с Россией.
Кроме того, грузинский лидер пообещал, что вновь формируемые образования, в частности Сообщество демократического выбора, отнюдь не ставят своей задачей вбить клин между Россией и Евросоюзом. О создании нового блока было заявлено недавно в Боржоми на встрече Ющенко и Саакашвили. Они отметили тогда, что хотят объединить демократические постсоветские государства в единый пояс от Балтики до Каспия. Кроме Украины и Грузии, в него приглашают Азербайджан, Молдавию и три прибалтийские республики. Не исключено и появление в сообществе Польши и Румынии.
В области экономического сотрудничества ключевым моментом саммита стало прояснение судьбы Единого экономического пространства (ЕЭП). Фактически подтверждено, что Украина будет участвовать в этой организации на своих особых условиях и подписывать только те соглашения, которые не противоречат стремлению Киева вступить в Евросоюз и ВТО. В частности, Юшенко вновь заявил о желании создать в рамках ЕЭП зону свободной торговли, но вместе с тем напомнил, что украинский парламент не позволит ему согласиться с созданием какого-либо наднационального органа в рамках ЕЭП, который бы ограничил суверенитет страны.
В свою очередь Владимир Путин выразил удовлетворение российской стороны результатами переговоров по ЕЭП. По его словам, до 1 декабря этого года будут подготовлены 29 документов в формате "Россия-Казахстан-Белоруссия", а к 1 марта 2006 года будут согласованы еще 15 документов в том же формате.
Несостоявшиеся похороны
Этими тремя событиями - выходом из СНГ Туркмении, замешкой с выборами нового председателя Совета СНГ и переговорами по формату ЕЭП - фактически и исчерпывалась содержательная сторона казанского саммита. Несмотря на заявления всех присутствующих лидеров о необходимости сохранения СНГ и его дальнейшей реформе, большинство аналитиков и экспертов уверены, что Содружество в своем нынешнем виде доживает последние месяцы.
По мнению президента фонда "Политика" Вячеслава Никонова, на встрече в Казани стало окончательно ясно, какие страны готовы сохранить СНГ в том или ином виде, кто готов покинуть организацию, а кто еще не решился. Политолог отмечает, что к первой группе стран, заинтересованных в углублении сотрудничества, относятся Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Туркмения, Грузия и Украина, в основном по политическим причинам, не видят для себя перспектив в составе СНГ. И, наконец, Азербайджан и Молдавия пытаются определиться со своими приоритетами, и в обозримом будущем будут лавировать между пророссийскими и прозападными силами.
Владимиру Путину даже не пришлось делать хорошую мину при плохой игре, благо все гости вели себя подчеркнуто корректно. Этот дало возможность российскому президенту заявить об успешности саммита и выразить надежду на дальнейшее повышение эффективности Содружества. Для большей уверенности в завтрашнем дне 2006 год было решено объявить годом СНГ. В качестве еще одной косметической меры Путин предложил создать при СНГ некую структуру по образцу "группы мудрецов" при ООН. По его словам, в нее должны будут войти не только чиновники, но и деятели науки, культуры и представители общественности, которые обладают авторитетом в своих странах и знакомы с имеющимися проблемами.
Таким образом, лидеры СНГ продемонстрировали, что пока еще не готовы идти на публичное выяснение отношений и устраивать скандал в благородном семействе. С другой стороны, судя по всему, за закрытыми дверями Казанской ратуши разговор все же шел на повышенных тонах. И если рассматривать СНГ как неформальный клуб лидеров бывших советских республик, за исключением, понятное дело, Прибалтики, то вполне разумно использовать его как механизм для выпуска пара и место для дискуссии по важным региональным проблемам.
Если же говорить о более предметных вещах, таких как экономическое и военное сотрудничество, то СНГ для этого является слишком аморфным образованием. Своеобразный евразийский "тяни-толкай" вот уже долгое время не может решиться сделать первый осознанный шаг в том или ином направлении. И с этой точки зрения другие региональные структуры, в том числе ШОС, ОДКБ и то же ЕЭП, имеют все шансы оказаться более жизнеспособными, чем породивший их симулякр СССР.