На выборах в законодательное собрание Палестинской автономии убедительную победу одержало движение ХАМАС, еще недавно называвшееся не иначе как террористической группировкой.
Ожидаемая неожиданность
Выборы на территории Палестинской автономии состоялись в среду 25 января. Международные наблюдатели не зафиксировали при их проведении никаких крупных нарушений, отметив, что выборы проходили спокойно и весьма организованно: по предварительным данным, в голосовании приняли участие более 77 процентов населения ПА. Особенно высока была явка на территориях сектора Газа, где избирательные участки посетили 82 процента жителей.Сразу после выборов Университетом Бир-Зейт были обнародованы результаты exit polls, согласно которым ФАТХ с трудом, но все же удерживал лидерство в новом парламенте: партии Махмуда Аббаса удалось получить 63 из 132 мест, на пять мест обогнав ХАМАС, которому досталось, соответственно, 58 мест.
Эти exit polls, возможно, замышлявшиеся как "пробный шар" при установлении официальных результатов выборов, немедленно вызвали протест со стороны лидеров ХАМАСа, также внимательно следивших за ходом выборов, но получивших совсем другие предварительные результаты. По их предположениям, представители ХАМАСа завоевали в новом парламенте не менее 70 мест.
По мере того, как в центральную избирательную комиссию ПА поступали предварительные результаты выборов из местных комиссий, официальным лицам пришлось смириться с очевидным: победа действительно досталась ХАМАСу. Уже известно, что представители группировки победили практически во всех одномандатных округах, так что, когда будут обнародованы окончательные результаты выборов, им может достаться более 80 мест в новом парламенте.
В четверг днем, не дожидаясь официального объявления результатов выборов, правительство Палестинской автономии заявило о своей отставке. Через некоторое время президент ПА Махмуд Аббас призвал своих сторонников уважать волю палестинского народа и объявил, что готов начать с ХАМАСом переговоры о формировании нового правительства ПА. ФАТХ признал свое поражение.
Будущее ФАТХа
В законодательном собрании Палестинской автономии 132 места. Половину из них - 66 мест - получают депутаты, одержавшие победу в избирательных округах ПА, половину - депутаты из общенациональных списков партий-победителей. Результаты по общенациональным спискам еще неизвестны, но по избирательным округам ХАМАС одержал убедительную победу, получив большинство голосов в каждом из 16 округов.
Как ни странно, поражению ФАТХа способствовало именно то обстоятельство, что он был правящей партией Палестинской автономии (уже можно сказать, бывшей правящей партией) и, таким образом, оказался между двух огней - радикальными палестинскими движениями, стремящимися броситься в бой с Израилем, и Израилем, достаточно жестко отвечавшим на палестинские провокации. Влияния ни на ту, ни на другую сторону ФАТХ практически не имел, и этим обе стороны чрезвычайно раздражал. С точки зрения Израиля, правительство Аббаса никак не противодействовало террористам и, следовательно, не заслуживало поддержки, с точки зрения радикально настроенных палестинцев (а таких на территориях ПА оказалось подавляющее большинство), ФАТХ предал идеалы борьбы против Израиля.
Не способствовал популярности ФАТХа и внутренний кризис, чуть не погубивший партию накануне выборов. Попытка ветеранов ФАТХа навязать своих кандидатов на партийных выборах, чуть не приведшая к гражданской войне на палестинских территориях, заявление "молодой гвардии" об выходе из партии и создании своего собственного движения, которое согласился возглавить популярнейший среди палестинцев политик-террорист Марван Баргути, отбывающий несколько пожизненных сроков в израильской тюрьме, противостояние и длительные переговоры, в результате которых часть ветеранов была исключена из предвыборного списка ФАТХа и заменена представителями "молодой гвардии", - все это, возможно, пошло на пользу самому ФАТХу, сделав его более динамичным и современным, но, несомненно, ослабило его позиции перед выборами.
Что будет делать ФАТХ после поражения на выборах, еще неизвестно. В четверг утром высокопоставленные лидеры партии уверенно исключали возможность союза с ХАМАСом и участия в создании коалиционного правительства. Ближе к вечеру заявления лидеров партии стали значительно менее категоричными: как ожидается, в ближайшее время руководство партии проведет экстренную встречу, на которой будет выработана программа дальнейших действий и будет решено, следует ли сотрудничать с ХАМАСом.
Так или иначе, перспективы партии выглядят довольно безрадостно. Войдя в новое правительство, ФАТХ, скорее всего, будет отвечать за взаимоотношения ПА с Израилем, вновь став, таким образом, "козлом отпущения", - как для Израиля, так и для палестинцев. Если же партия уйдет в оппозицию, то ей вновь грозит раскол. Велика вероятность того, что ФАТХ ненадолго переживет своего основателя и пожизненного лидера Ясира Арафата.
ХАМАС и Израиль
ХАМАС никогда не пытался скрывать, что является, по своей сути, террористической партией, решившей выйти на политическую арену. Для участия в предвыборной кампании ХАМАС временно отказался от проведения терактов, доверив это дело не имеющему политических амбиций "Исламскому джихаду", нанял нескольких имидж-мейкеров, попытавшихся улучшить образ ХАМАСа в глазах Западного мира, и согласился повременить с полным уничтожением Израиля, но в остальном его позиции остались неизменными. Останутся ли они таковыми и после того, как ХАМАС станет правящей партией ПА?Не стоит забывать, что ФАТХ, сейчас считающийся значительной частью палестинцев чуть ли не предателем интересов палестинского народа, в свое время сражался против Израиля ничуть не менее увлеченно, чем сейчас ХАМАС. Именно ФАТХ стоял во главе палестинских интифад. Именно его военизированным крылом называли себя "Бригады мучеников Аль-Аксы", одна из наиболее активных палестинских террористических группировок.
С течением времени, особенно когда ФАТХ лишился Арафата и новое руководство партии попыталось действительно руководить доставшимися палестинцам территориями, выяснилось, что привычные террористические методы для этого не слишком пригодны. Так или иначе, необходимо было устанавливать отношения с Израилем, от которого палестинские территории зависят целиком и полностью, и поддерживать хотя бы видимость мирных инициатив для мирового сообщества. Именно это, в результате, и стоило ФАТХу его места во главе ПА.
Вполне может быть, что та же метаморфоза ждет и политизировавшийся ХАМАС, так что на следующих выборах против "предателей интересов палестинского народа из партии ХАМАС" выступят непреклонные борцы из "Исламского джихада" или какой-нибудь еще террористической группировки, в настоящий момент не ставящей перед собой никаких политических целей.
Победные заявления ХАМАСовцев указывают, вроде бы, что они намереваются сохранять "примиренческий" курс, взятый ими в ходе предвыборной кампании. Так, один из лидеров движения Махмуд аль-Захир указал, что ХАМАС может подписать соглашение о дипломатических отношениях с Израилем. Он подчеркнул, впрочем, что речь идет не о полноценном перемирии, и уж тем более не о признании за Израилем права на существование, но о "худне", договоре о двустороннем прекращении огня. Скорее всего, именно в этом направлении и будет действовать новое палестинское правительство.
Террористы у власти
Победа на свободных и демократических выборах (а именно такими палестинские выборы признали международные наблюдатели) террористической группировки стала для стран Запада чрезвычайно неприятным сюрпризом, в который они до конца отказывались верить. Первая реакция на победу ХАМАСа из США и из Европы поступила лишь в четверг, когда она стала уже очевидной и бесповоротной.Дипломатичнее всего прокомментировал приход к власти террористов Евросоюз. Комиссар Евросоюза по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер отметила, что ХАМАС, несомненно, получил значительное число голосов на выборах, и заявила, что ЕС готов сотрудничать с любым демократически избранным правительством при условии, что оно будет проводить свою политику мирными средствами.
Лидеры стран ЕС были не так дипломатичны, заявив, что не ожидали такого результата выборов, и призвав террористов сложить оружие и отказаться от насильственных действий. Что же касается премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, то он прямо назвал победу ХАМАСа "очень, очень плохим событием" и усомнился в том, что на Ближнем Востоке когда-либо удастся добиться перемирия.
Представитель МИД РФ по ближневосточному урегулированию Александр Калугин заявил, что Россия сотрудничает с Палестинской национальной администрацией во главе Махмудом Аббасом, а не с правительством, а глава Государственного департамента США Кондолизза Райс указала, что США считают ХАМАС террористической организацией и не видят никаких оснований для пересмотра этой позиции.
Президент США Джордж Буш, со своей стороны, заявил, что не понимает, как вообще можно поддерживать какие-либо отношения с группировкой, призывающей уничтожить своего соседа, и призвал ХАМАС признать за Израилем право на существование.
Израиль и ХАМАС
Для Израиля же победа террористов, стоящих за десятками кровопролитных акций, стала событием неприятным, но вполне ожидаемым.Как кажется, она представляет не столько угрозу безопасности страны, - после вывода израильских поселений из сектора Газа и частичной постройки защитной стены Израиль оказался весьма хорошо защищен от действий террористов, - сколько политическую проблему. Очевидно, что какие-то отношения с новым правительством ПА Израилю поддерживать придется, но о каком сотрудничестве с террористами будет идти речь, еще неизвестно.
Пока что официальные лица Израиля воздерживаются от каких-либо комментариев. Как ожидается, исполняющий обязанности главы правительства Израиля Эхуд Ольмерт выступит с обращением к израильтянам вечером, после того, как проведет совещание с силовыми министрами и заседание кабинета министров правительства страны. На этих совещаниях будет выработан план действий на ближайшее будущее. Что же касается долговременного плана действий, то он, несомненно, станет главной темой близящихся парламентских выборов в Израиле.
Разумеется, результаты выборов в ПА становятся сильным аргументом в предвыборной кампании "Ликуда", обвиняющего партию Шарона в предательстве национальных интересов Израиля и в фактической передаче палестинских территорий под власть террористам, однако сможет ли "Ликуд" предложить избирателям не только упреки в адрес Шарона, но и адекватную программу действий в сложившихся условиях, еще неизвестно.
Очевидно, что мирные переговоры, пробуксовывавшие и при умеренном палестинском правительстве, после прихода к власти ХАМАСа просто остановятся, попытки же оказать силовое давление на Палестинскую автономию будут восприняты международным сообществом весьма прохладно и лишь укрепят позиции террористов. Максимум, на что Израилю можно будет рассчитывать в ближайшее время, это "худна", непрочное перемирие, дающее сторонам время подготовиться к новому противостоянию.
В этой ситуации оптимальной представляется именно озвученная накануне Ольмертом программа "Кадимы", заключающаяся в отказе от территорий с преимущественно палестинским населением, укреплении стратегически важных анклавов Израиля на территориях Западного берега реки Иордан и создании государства несколько меньшего по размерам, но значительно лучше укрепленного и приспособленного для общения со своими ненадежными соседями. Учитывая репутацию ХАМАСа, мировое сообщество вряд ли будет бурно протестовать против этих действий.
Михаил Ткаченко