В четверг 9 февраля генеральный директор Renault Карлос Гон (Carlos Ghosn) на пресс-конференции заявил, что Renault к 2009 году должна стать самым рентабельным европейским автопроизводителем, увеличить объем выпуска на 800 тысяч автомобилей в год и запустить в серию 26 новых моделей, включая кроссоверы и машины премиум-сегмента.
В тесной Европе
У нас в России французские машины не являются лидерами продаж (суммарная доля Peugeot, Renault и Citroen менее 6 процентов на рынке новых иномарок). В Западной Европе, напротив, они очень популярны. Renault, к примеру, является самой продаваемой в Старом Свете маркой - на ее долю приходится более 10 процентов рынка или 1 миллион 700 тысяч автомобилей по итогам 2005 года. Норма прибыли Renault за прошлый год составила 3,2 процента - это не плохой, хотя и не лучший среди автопроизводителей результат.
К сожалению, на большом объеме продаж в Европе и "неубыточности" производства достижения Renault заканчиваются. Как признал Карлос Гон, у его компании есть всего одна по-настоящему успешная и прибыльная модель - Megane. От нее сейчас зависит благосостояние всей компании. Также Карлос Гон посетовал на то, что львиная доля продаж приходится на перенасыщенный европейский рынок. В то же время динамичные рынки развивающихся стран компанией почти не охвачены.
Амбициозные планы Renault, в первую очередь связаны с исправлением этих "ошибок" - расширением модельного ряда и географии продаж. По словам Карлоса Гона, за ближайшие три года компания представит 13 принципиально новых моделей, а еще 13 подвергнутся рестайлингу. Также существенно расширится присутствие компании на авторынках за пределами Западной Европы. Наконец, в Renault планируют оптимизировать затраты. Это, как заметил глава Renault, позволит не только увеличить продажи на 800 тысяч автомобилей в год, но и значительно повысить прибыльность. Так, чтобы норма оперативной прибыли достигла 6 процентов - больше, чем у любого из европейских брендов.
Новые машины
Не только Renault, но и другие французские производители долгое время славились тем, что делали машины, которые нравятся в первую очередь им самим. Как заметил Карлос Гон, такой подход допустим только в том случае, если создатели машины сами скупают весь "тираж" и платят зарплату всем занятым на производстве. В реальности все иначе - конструкцию, внешний вид и другие качества машины должен определять потребитель. Если сделать "слишком хорошую" машину, рынок этого не оценит, и она будет обречена на провал.
Самый яркий пример "слишком хорошей" машины в новейшей истории Renault - однообъемное купе Avantime, производство которого пришлось свернуть из-за отсутствия спроса. Немногим лучше дела идут у флагмана компании - Renault Vel Satis.
По этим причинам новые модели Renault, как заметил глава компании, будут представлять собой то, что необходимо рынку - не больше и не меньше. Первой такой машиной станет абсолютно новая Laguna - ее выход в свет намечен на 2007 год. Карлос Гон обещал, что эта машина станет одной из лучших по качеству изготовления и, что не менее важно, по качеству сервисного обслуживания. Возможно, машину будут позиционировать в премиум-сегменте D-класса, где сейчас основные продажи приходятся на долю Mercedes-Benz, BMW и Audi.
Кроме "Лагуны" Renault планирует выпустить новые люксовые модели, полноприводные кроссоверы и спортивные машины - такие автомобили сейчас есть в арсенале практически любого из крупных брендов. Существующие модели Renault подвергнет рестайлингу. Причем все изменения будут сделаны по принципу предположить то, что нужно покупателю - не меньше, но и не больше.
Карлос Гон также опроверг слухи о том, что компания собирается приобрести какой-то люксовый бренд, в частности - Jaguar. В премиум-класс французы намерены вывести свою основную марку.
Первыми из новых моделей группа Renault представит две модификации "Логана" - пятиместный и... семиместный универсалы.
Новое в географии
Главное в "географических" планах Renault - на 80 процентов увеличить продажи машин вне западноевропейского рынка. Французы уже начали "покорение" Восточной Европы с помощью "Логана", который производится на предприятиях Dacia в Румынии и "Автофрамос" в Москве. Также на Восточную Европу и Ближний Восток работает завод Renault в Турции, где делают новый Clio и Symbol.
Помимо этого среди стратегически важных рынков в планах Renault значатся Корея (там французской компании принадлежит завод Samsung) и Южная Америка. Возможно, Renault в ближайшем будущем всерьез займется Ираном, Индией и ЮАР.
Чтобы увеличить свое присутствие на зарубежных рынках, Карлос Гон считает необходимым исправить нынешние ошибки в работе регионального менеджмента. Одним из главных "промахов" глава Renault называет принцип "одна страна - одна модель". Если такая "приоритетная" модель устаревает, значительно падают продажи, а следовательно и прибыль компании во всем регионе.
Еще одна "региональная" проблема, с которой сталкиваются сборочные производства (в первую очередь в Латинской Америке) - политическая и экономическая нестабильность. К примеру, если упадет курс национальной валюты, предприятию становится невыгодно ввозить комплектующие из-за рубежа. Поэтому единственный способ получать стабильную прибыль в этом регионе - как можно сильнее локализовать производство. Что касается компании Renault, то уровень локализации ее машин, по словам Карлоса Гона, ниже, чем у конкурентов.
Среди рынков, которые затрагивают планы Renault, не значатся США и Китай. Что касается Соединенных Штатов, то это, по словам Карлоса Гона, задача, которая требует колоссальных усилий. "Если сделать своими целями выпуск новых моделей - внедорожников и спорткаров, завоевание рынков в Индии и Бразилии и, заодно, попробовать свои силы в Северной Америке - ты обречен на провал", - заявил глава "Рено".
Руководитель французской компании отметил, что многому в "региональной политике" они научились от своих партнеров по альянсу - фирме Nissan. К примеру, в России Nissan получал прибыль значительно большую, чем Renault. Сравнив работу обеих компаний, французы выяснили, что причина в неэффективности их логистики - затоваривании складов и так далее. Эти недостатки были устранены, и теперь Карлос Гон вполне доволен работой российского отделения Renault.
Экономия
Норма прибыли 6 процентов - задача, которую поставило перед собой руководство Renault - недостижима без серьезной оптимизации затрат и грамотного использования имеющихся ресурсов.
Сейчас заводы Renault по всему миру загружены лишь на 60 процентов. По мнению руководства компании, к 2009 году этот показатель удастся поднять до 80 процентов, что значительно повысит прибыльность компании. Также, по словам Карлоса Гона, у Renault слишком большие издержки на закупки, хозяйственные нужды и логистику. Все эти расходы к 2009 году планируется сократить примерно на 10-15 процентов.
Наконец, Гон заявил, что каждый год будет рассматриваться вопрос о дальнейшем участии Renault в гонках "Формулы-1". Решено, что в сезоне 2006 года французы останутся в соревнованиях. Однако в 2007 году, когда в силу вступят новые правила FIA, Renault может отказаться от участия в гонках, если это будет невыгодно.
В 2009 году, когда все цели будут достигнуты, Карлос Гон обещал поднять дивиденды с 1,8 евро за акцию в 2005 году до 4,5 евро в 2009 при номинале 25 франков (3,81 евро). Биржевая стоимость акций по данным на 9 февраля превышает 75 евро.
Резонанс
Пресс-конференция руководителя Renault, безусловно, стала главным "автомобильным" событием четверга. О ней написали западные и российские онлайн-СМИ, ее обсуждают на форумах во всем мире. Скорее всего, статьи об амбициозных планах французской компании появятся в завтрашних газетах.
Люди, знакомые с биографией Карлоса Гона, не удивляются заявлением нынешнего главы Renault. В 1999 году он отправился в Японию "оживлять" компанию Nissan, которая несколько предыдущих лет работала с убытками, а ее долги составляли более 20 миллиардов долларов. Гон, который несколько лет был президентом Nissan, назвыает свое руководство "шоковой терапией". А самого Гона в тот период окрестили "убийцей себестоимости".
Благодаря менеджменту Гона Nissan за несколько лет стал прибыльной компанией, и теперь стабильно наращивает объемы производства. Для этого, правда, пришлось закрыть два завода и сократить 21 тысячу рабочих мест.
В случае с Renault, обещает Карлос Гон, никаких увольнений не будет. Глава Renault планирует сделать производство более выгодным не за счет его сокращения, а наоборот - за счет расширения при том же уровне затрат. Судя по опыту Гона в компании Nissan, его наполеоновские планы вполне осуществимы.
Иван Александров