2 марта в прокат выходит мультфильм "Правдивая история Красной шапки", криминальная комедия "Аферисты: Дик и Джейн развлекаются", романтическая комедия "Тигр и снег" и триллер "Темные силы". Обозреватели журнала Time Out Москва отделили правду от вымысла и фольклор от действительности.
Правдивая история Красной шапки / Hoodwinked
Режиссеры: Кори Эдвардс, Тодд Эдвардс, Тони Лич. США, 2005. 80 мин.
"Правдивая история Красной шапки" - это совсем не то, что вы могли бы ожидать от компьютерного 3-D мультфильма. Забудьте о "Шреке" и "пиксаровских" штучках. Стоит просто взглянуть на кадры из фильма, чтобы понять - о графических достоинствах речи нет. По пресловутому "качеству картинки" "Шапка" проигрывает даже стародавней "Истории игрушек" - что уж говорить о "Невероятной семейке" или "Мадагаскаре". Люди здесь похожи на выросших пластмассовых пупсов, а звери - на отравленные вредными привычками плюшевые игрушки.
Удивляться нечему. Дело в том, что на трехмерную полнометражку студии тратят минимум $60-70 миллионов. А здесь в графе "бюджет" значится скромная цифра "15". Все равно, что на "кукурузнике" пробовать в космос улететь. Удивительно только, что забраться в этот "кукурузник" решили весьма уважаемые люди (в англоязычной версии роли озвучивали Джеймс Белуши, Гленн Клоуз, Xzibit) да и окупилась затея в первый же уикенд. А все потому, что ход оригинальный.
"Шапка" - это реконструкция давно известного сюжета, нагловатая и анархическая. Тут вам и козел с банджо, и белка с фотоаппаратом, и книжка "Вырубка леса по Станиславскому". Бесконечные допросы, учиненные детективом-лягушкой (интрига закручивается вокруг книги рецептов выпечки, украденной у бабушки неизвестными) образуют своеобразный "Расемон" в обстоятельствах сериала "Менты", где сказки Перро превращаются в "Обычных подозреваемых".
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
Из эклектичной мешанины сюжетов получается поучительная и современная басня о проблеме авторских прав, экстремальном спорте и политкорректности: основной пафос фильма в том, что слово "волк" - совсем не обязательно значит "злодей".
Василий Степанов, Time Out Москва
Аферисты: Дик и Джейн развлекаются / Fun with Dick and Jane
Режиссер Дин Паризо. США, 2005. В ролях: Джим Керри, Теа Леони, Глория Гараюа, Ричард Дженкинс, Алек Болдуин. 90 мин.
Ответственная работа в уважаемой компании, BMW последней серии, загородный дом и приличное выходное пособие - все это пиарщик высшего эшелона Дик (Керри) теряет за пару часов с развалом своей, казалось бы, непоколебимой корпорации. Стремительно погружаясь в нищету, он должен выбирать - то ли с голоду помереть, то ли на панель идти. Однако ненависть одного обанкротившегося яппи будет посильнее пяти антиглобалистских саммитов. И, взявшись за револьвер, Дик вместе с любящей женушкой Джейн (Леони) сначала отправляется экспроприировать пончики в супермаркет, а затем (переодеваясь то семейной парой Клинтонов, то поп-звездой Шер) - грабить банки.
Парочка Дик и Джейн появилась в еще в 1930-е. Тогда они были героями обучающих пособий для детей - и, соответственно, воплощением американской мечты. Поэтому в 1977-м их имена использовали в оригинальной версии "Забавных приключений Дика и Джейн" - невинной пародии на Бонни и Клайда. А нынешний ремейк американские критики провозгласили первой комедией постэнроновской эпохи корпораций-банкротов. И хотя все элементы жанра тут на месте - и "потешные бои" клерков, и забавная нищета вчерашних богачей, которым нужно встать пораньше, чтобы успеть помыться под поливалкой для газонов, - назвать "Аферистов" комедией язык все же не поворачивается.
Дело в том, что режиссер Дин Паризо изъял из лицедейского арсенала Керри все "мелодраматические глупости": например, под трогательной сценой тут следует подразумевать неудачную попытку поцелуя - неудачную потому, что у супругов чересчур распухли лица. Актер по-прежнему заполняет своими гримасами любую паузу, выполняя за режиссера половину работы, и расходится так, что становится даже неудобно - примерно так, как несколько лет назад, когда вышел "Тупой и еще тупее". Лишенный жалости и сантиментов попрыгунчик Кeрри профанирует уже саму идею сатирической комедии, превращая происходящее в дистиллированный фарс. Особенно дико выглядят даже не почти годаровские сцены "революционного насилия", а первые счастливые полчаса еще до падения корпорации, когда герои даже не раскрывают рта, опасаясь завизжать от счастья.
Глеб Борисов, Time Out Москва
Тигр и снег / La Tigre e la Neve
Режиссер Роберто Бениньи. Италия, 2005. В ролях: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Жан Рено, Том Уэйтс. 114 мин.
Аттильо (Бениньи), несмотря на свое грозно звучащее имя - всего лишь поэт и преподаватель поэзии в римском университете. Виттория (Браски) - во-первых, муза Аттильо, во-вторых, мать его дочерей, в-четвертых, переводчица его лучшего друга, иракского поэта Фо (Рено), а в-пятых - женщина, которая больше не хочет иметь с ним никакого дела. Что неудивительно - Аттильо назойлив, немного безумен и, к тому же, похотлив, как мартовский кот. На поэта Бениньи похож не больше, чем Жан Рено, который, в свою очередь, годится на роль разве что одного стихотворца - Франсуа Вийона. Тем не менее, герой Бениньи весь фильм по-менестрельски бегает за Витторией и добегает даже до охваченного войной с американцами Ирака, истово и нелепо проявляя свою любовь в самых неподходящих для этого обстоятельствах. Например - на театре военных действии, в лагере для военнопленных и рядом с койкой своей дивы, практически до смерти подорвавшейся на мине.
У российского зрителя унылая физиономия Бениньи вызывает в памяти фильм "Жизнь прекрасна" - и тут эта ассоциация вполне уместна. Итальянский актер и режиссер, как и девять лет назад, пробует переплыть трагикомическую реку - и это удается ему куда лучше, чем в прошлый раз. В новом фильме мешанина из антимилитаризма и нежных чувств уже почти не вызывает отторжения. Бениньи не перестал смотреть на войну сквозь розовые очки, но, похоже, со временем они изрядно запылились: патетики и карамели в "Тигре" хватает, но появилась и какая-то милая абсурдность всего действия. В "реальности" тут поступки персонажей мотивированы не более, чем в снах Атилльо, где тот приходит на свадьбу в семейных трусах и объясняется в любви симпатичному кенгуру.
Игорь Гулин, Time Out Москва
Темные силы / The Dark
Режиссер Джон Фоусетт. Германия - Великобритания, 2005. В ролях: Шон Бин, Мария Белло, Софи Стакей, Эбигейл Стоун. 93 мин.
Супруги Джеймс и Адель (Шон Бин, Мария Белло) с дочерью Сарой (Софи Стакей), трудным подростком с наглым лицом и белыми, как лен, волосами, приезжают из города на очень живописное валлийское взморье. Вскоре, поругавшись со своей нервной мамашей, Сара убегает из дома, падает с крутых скал Уэльса в море и, похоже, тонет. Пока несломленный горем Джеймс с местными рыбаками обшаривает побережье, зареванная Адель сидит дома, но тоже не скучает - быстро знакомится со странной девочкой из подпола (на самом деле это гостья из ада, которая попала к нам "по обмену" на место Сары) и узнает от нее много краеведческих подробностей. В частности, выясняется, что валлийцы обожают сверлить головы непослушным детям, а под морем тут имеется лаз прямиком в страну мертвых.
Строго говоря, оригинальное название фильма переводится как "Темное" - и это следует понимать буквально. Большую часть времени герои проводят в непролазной тьме, забившись в самые мрачные уголки в общем-то довольно солнечного Уэльса. Адель сразу же заносит в какой-то жуткий пыльный овин, перемазанный запекшейся кровью, потом ее тянет то на заколоченный чердак, то обратно в хлев, а то и в страну мертвых, где об электричестве, ясное дело, не слыхивали. Топография и психика тут с легкостью перетекают одна в другую, так что можно понимать маршруты очевидно чокнутой мамаши метафорически. Ответственность за эти скитания явно лежит на совести не сценариста или режиссера, а художника-постановщика. Он мощно отодвинул плечом логику и композицию - ради роскошных склизких интерьеров а-ля Silent Hill (страшно подумать, что же мы увидим весной в настоящей экранизации этого жуткого компьютерного квеста), величественных равнинных пейзажей с дохлыми овцами (так и просятся на обложку какого-нибудь альбома группы Coil) и поясными портретами хорошеньких девочек с окровавленными бинтами на голове и бельмами вместо глаз (как у венского художника Готфрида Хельнвайна).
Мощный поток темного галлюциноза рвет и без того некрепкий сюжет на конфетти. Комический эффект возникает от вопиющего несоответствия безукоризненно апокалиптического антуража (падеж скота, замурованные в стенах квартиры посылки с того света, сектанты, трепанации черепа, массовые самоубийства, прочие ужасы) и честных, открытых лиц героев, с воодушевлением принимающих отправленные стучащей форточкой сигналы морзянки. Я в аду, вышли денег.
Василий Корецкий, Time Out Москва