5 мая Портер Госс ушел с поста директора Центрального разведывательного управления США. Ни он сам, ни президент США Джордж Буш, в полномочия которого входит назначение и смещение главы ЦРУ, не стали объяснять причины отставки. Кто станет преемником Госса, официально не объявлено, однако наблюдатели предполагают, что самую знаменитую спецслужбу мира возглавит генерал американских ВВС и друг вице-президента США Майкл Хэйден.
Сказал он, уходя...
Принимая отставку Госса, президент Буш поблагодарил Портера Госса за службу. "У меня с Портером установились хорошие личные отношения, - сказал глава государства. - Это очень важно для директора ЦРУ". Глава государства отметил, что Госс начал осуществление пятилетнего плана реформирования ведомства, имеющего "жизненно важное значение" для войны с террором. План предполагает увеличение количества оперативников и аналитиков. "Я уверен, что его преемник продолжит начатые им реформы, и в результате наша страна станет более безопасной", - сказал Буш.
Портер Госс в ответ заявил, что, по его мнению, реформы повысили эффективность ЦРУ. Он поблагодарил Буша "за честь служить ему и американскому народу" и "за понимание того, как сложна работа ЦРУ и как она важна".
В официальном заявлении содержатся обычные в таких случаях благодарности команде ЦРУ, которая помогла руководству выстроить новую архитектуру ведомства. Дискуссии относительной этой новой архитектуры пошли управлению на пользу, говорит Госс. Было заново налажено взаимодействие с другими спецслужбами, внедрены новые методы работы с информацией. ЦРУ осталось лидером по части освоения новейших технологий, способствующих повышению эффективности спецслужб. "ЦРУ остается "золотым стандартом", - заключает Госс. - Здесь сосредоточены аналитические возможности нашей страны".
В течение нескольких следующих недель Госс продолжит руководить ЦРУ, пока ему не подыщут преемника. О том, кто им станет, ни сам Госс, ни Буш, ни кто-либо другой из числа официальных лиц не сказал ни слова. Журналисты кандидатуру уже подыскали.
Однако прежде - некоторые итоги работы на посту директора ЦРУ Портера Госса.
Шпион и политик
Портер Джонстон Госс родился в 1938 году в Уотербери, штат Коннектикут. Учился в Йельском университете. В студенческие годы был завербован ЦРУ. После окончания университета в 1960 году стал работать в военной разведке и ЦРУ. Был агентом ЦРУ в Латинской Америке (по его собственным словам, на Гаити, Сан-Доминго и в Мексике), позже - в Европе.
Считается, что он принимал участие в вербовке кубинских эмигрантов для операции в Заливе Свиней в 1961 году. Тогда американское руководство рассчитывало силами кубинских беженцев свергнуть режим Фиделя Кастро, но команданте сорвал эти планы. 91 участник высадки был убит в бою, больше тысячи захвачены в плен. Часть из них были казнены или приговорены к длительным тюремным срокам. Некоторых США впоследствии выкупили. Специализируясь в ЦРУ на Латинской Америке, Госс почти наверняка был задействован в операциях ЦРУ в ходе Карибского кризиса 1962 года, когда из-за размещения на Кубе советских ракет чуть не разразилась ядерная война. Госс и сам намекал на это, но никаких подробностей, разумеется, точно установить нельзя.
В конце 60-х Госс был брошен на европейское направление деятельности ЦРУ. Однако неожиданно поразившая его болезнь (кто-то, но не сам Госс, считает, что его отравили, кто-то - что он заразился какой-то инфекцией) вынудила его закончить карьеру агента. Он ушел в бизнес, а с 1974 года занялся политикой.
Госс был избран мэром городка Санибел, округ Ли, штат Флорида. В 1983 году губернатором Флориды Бобом Грэмом назначен членом Окружного совета. С 1988 года был конгрессменом от округа Ли, возглавлял ряд комитетов Конгресса, связанных с политикой в области безопасности. Участвовал в работе комиссии Конгресса по расследованию обстоятельств терактов 11 сентября. Выступил одним из авторов "Патриотического акта" - закона о национальной безопасности и борьбе с терроризмом, принятого после 11 сентября и допускающего резкое ограничение прав человека при возникновении даже гипотетической террористической угрозы. Вообще, Госс проявил себя ярым приверженцем консервативных ценностей - именно таких ценит Буш.
3 июня 2004 года ушел в отставку директор ЦРУ Джордж Тенет, возглавлявший ведомство в течение семи лет. Президент Буш заявил, что он ушел "по личным причинам". Но аналитики считают, что причина была в другом. Именно на основании разведданных ЦРУ, руководимого Тенетом, американская администрация утверждала, что Ирак при Саддаме Хуссейне производил оружие массового поражения. К лету 2004 года, когда Хуссейн был свергнут, а Ирак - оккупирован, никакого оружия массового поражения или оборудования для его производства в стране не нашли. Разразился международный скандал, ЦРУ стали обвинять в подтасовке фактов с целью оправдать вторжение в Ирак. Из-за этого скандала Тенет и ушел, считают наблюдатели.
Буш предложил назначить Госса директором ЦРУ 10 августа 2004 года. Демократы немедленно выразили протест: они считали его, действующего конгрессмена-республиканца, слишком политизированной фигурой. Однако Буш настоял на своем. 22 сентября Сенат подавляющим большинством голосов утвердил назначение Госса.
Вступив в должность, Госс выдвинул пятилетний план реформирования ЦРУ, имеющий целью повысить эффективность этого ведомства. Он вознамерился усилить аналитическую составляющую работы управления, в том числе за счет применения новых технологий и методов работы с информацией. Однако его стиль руководства почти сразу вызвал недовольство как внутри ведомства, так и вне его.
Госс подолгу готовился к каждому совещанию у президента по проблемам разведки, но той легкости, с которой его предшественники вникали в детали и разъясняли их президенту, достичь так и не смог. При этом Госса стали критиковать за то, что он расшатывает устоявшуюся систему взаимоотношений между подразделениями и сотрудниками ЦРУ, привлекает на работу слишком много специалистов "извне" (в основном тех, с кем сотрудничал в бытность конгрессменом), занимается партийными делами и не уделяет достаточного внимания происходящему в мире. Целый ряд опытных сотрудников ушли из управления со скандалом, заявив, что не могут работать с таким руководителем.
В апреле 2005 года Сенат официально утвердил в должности директора национальной разведки Джона Негропонте, дипломата, бывшего посла в Ираке, ранее возглавлявшего представительство США в ООН. Негропонте стал первым, кто занял эту должность, став, таким образом, координатором разведывательной деятельности всех спецслужб США. Ранее такую координацию осуществлял директор ЦРУ. То есть Госс лишился значительной части того могущества, которым наделялся глава самой знаменитой спецслужбы мира.
Тот факт, что Госс и Негропонте стали друзьями еще в Йеле, где они входили в одно студенческое братство, ненадолго удержал двух "силовиков" от прямого соперничества. Хоть Буш и сказал, что Госс был частым гостем в Овальном кабинете, Негропонте все же бывал там гораздо чаще. Помощники Госса говорят даже, что Негропонте испортил отношения президента и директора ЦРУ. Сотрудники Белого дома отвечают, что эти отношения никогда и не были особенно теплыми.
Сюжеты по темеБуш объявил войну утечкам Секретные тюрьмы ЦРУ Кадровые перестановки в Белом доме
Кроме Негропонте, в числе "аппаратных недругов" Госса называют министра обороны Доналда Рамсфелда. Разведывательная служба Пентагона недавно претерпела значительные изменения, которые снизили зависимость оборонного ведомства от аналитики ЦРУ. Средства, выделяемые Пентагоном своему разведывательному департаменту, значительно превосходят бюджет ЦРУ. Как бы ни старался Портер Госс уверить всех в том, что оставляет ЦРУ на подъеме, наблюдатели убеждены: его значение падает.
Репутацию Госса и ЦРУ в целом изрядно подпортил скандал вокруг секретных тюрем ЦРУ в некоторых европейских странах, где содержались подозреваемые в терроризме, причем к ним применялись пытки. Кроме того, сотрудники именно этого ведомства то и дело "сливали" журналистам информацию об этих тюрьмах, о программе прослушивания телефонных переговоров, санкционированной президентом Бушем после терактов 11 сентября, и о других секретных операциях.
Джордж Буш, чей отец в свое время был директором ЦРУ, вероятно, имеет собственное представление о том, как должна выглядеть и действовать эта спецслужба. И то, как она выглядела и действовала при Госсе, вряд ли соответствовало этому представлению.
Хотя для большинства наблюдателей отставка Госса стала полной неожиданностью, в Белом доме говорят, что планировалась она давно. Последние кадровые перестановки в Белом доме (лишение части полномочий президентского советника Карла Роува, замена пресс-секретаря) могли "катализировать" ее. "Добровольность" этой отставки никого не вводит в заблуждение: Госса явно "ушли", причем главную роль в этом сыграл его университетский друг Джон Негропонте. Именно он вел соответствующие переговоры в Белом доме и в спецслужбах с согласия самого президента. И именно его ставленник, по мнению наблюдателей, станет преемником Госса.
Преемник
Практически все журналисты сходятся в том, что наиболее вероятным преемником Портера Госса является Майкл Хэйден. Он генерал ВВС и первый заместитель Негропонте. С 1999 по 2005 год занимал пост директора Национального агентства безопасности. Известен как ярый защитник программы тайного прослушивания телефонных переговоров американских граждан для их же безопасности, пользуется огромной поддержкой в Конгрессе США и является другом вице-президента Дика Чейни. По данным журнала Time, если Хэйдену предложат пост директора ЦРУ, отказываться он не станет.
Называют и других кандидатов, например, Мэри Маргарет Грэм, которая работала в ЦРУ, но затем перешла на работу в аппарат директора национальной разведки. То есть ушла от Госса к Негропонте.
Так или иначе, практически нет сомнений в том, что новый директор ЦРУ будет "человеком Негропонте".
Зловещая спецслужба, традиционный антипод советского КГБ, про которую ходят самые невероятные слухи и легенды, снимают кино и пишут книги, шпионская и аналитическая суперструктура, могущество которой, если верить конспирологам, не знает ни государственных, ни каких-либо иных границ, которой приписывают ни много ни мало развал СССР, теряет самостоятельность в результате довольно банальной, в общем-то, "аппаратной войны".
Иван Грушин