Пятница, 12 мая, ознаменовалась для российского чиновничества масштабными кадровыми чистками. В отставку одновременно были отправлены ряд высокопоставленных сотрудников ФСБ, МВД, Генпрокуратуры и Федеральной таможенной службы. Кроме того, спикер Совфеда Сергей Миронов инициировал процедуру отзыва четырех сенаторов от Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов, от Приморья и от Хакасии.
Среди новоиспеченных отставников - два генерал-майора ФСБ (Колесников и Плотников) из оперативно-розыскного управления службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, а также генерал-лейтенант Фоменко, возглавлявший управление по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, из прокуратуры были уволены первый зампрокурора Москвы Никонов и первый замначальника главного управления Генпрокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФКСН, ФТС и юстиции Полищук. В МВД лишилась должностей целая группа высокопоставленных офицеров, а в ФТС - два заместителя главы таможенной службы - Юрий Азаров и Леонид Лозбенко.
Приказ об увольнении генералов ФСБ подписывал лично Путин, а решения о других отставках завизированы главами соответствующих ведомств и премьер-министром Михаилом Фрадковым. Тем не менее, ни у кого не вызывает сомнения, что инициатором кадровых чисток является сам президент РФ. Также практически все наблюдатели связывают эти отставки и увольнения с продолжающейся уже месяц кампанией по борьбе с коррупцией в таможенных органах, толчок которой дал глава государства.
В начале апреля Владимир Путин выступил с резкой критикой сложившегося положения дел в таможенном ведомстве. Он потребовал принять срочные меры и пресечь действующую практику, при которой таможенники и бизнесмены сливались, по образному выражению президента, "в экономическом экстазе". Прокуратура взяла под козырек и принялась проводить масштабную зачистку указанной территории. Были возбуждены два десятка уголовных дел, в основном против различных таможенных начальников низового и среднего звена.
По-видимому, этого оказалось недостаточно. 11 мая президент вывел Федеральную таможенную службу из ведения Минэкономразвития, глава которого Герман Греф заявил, что ему потребуется два года, чтобы навести порядок в этой сфере. В результате таможенники оказались в непосредственном подчинении у Михаила Фрадкова. При этом на место главы ФТС был назначен проверенный человек - Андрей Бельяминов, ранее руководивший Гособоронзаказом и пришедший в правительство из Службы внешней разведки.
Массовые увольнения чиновников вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский назвал лишь началом серьезной чистки в госаппарате. О том, что отставки связаны с развернувшейся антикоррупционной кампанией, говорит и замглавы комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. В пресс-службе Совфеда заявляют, что ничего не знают о досрочном прекращении полномочий четырех сенаторов, однако первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов считает, что отзыв членов верхней палаты парламента имеет непосредственное отношение к чистке в силовых ведомствах.
Неслучайным представляется и то, что одновременно с сообщением об отставках правоохранительные органы распространили по ведущим информационным агентствам отчет о последних достижениях в борьбе с коррупцией на таможне. Согласно этим сведениям, в делах, которые ведет Генпрокуратура совместно с ФСБ, фигурируют фамилии руководителей таможенных органов и МЭРТ, подозреваемых в злоупотреблении должностными полномочиями.
В частности, в ходе следствия нашли подтверждение факты причастности сотрудников Минэкономразвития к незаконной выдаче лицензий на импорт 75 тысяч тонн мяса по пониженной ставке таможенных платежей, что нанесло экономический ущерб государству на сумму более 27 миллионов евро.
В отношении высокопоставленных таможенников расследуются противоправные действия, направленные на организацию контрабандных каналов. В частности, руководителей Московской, Брянской, Новосибирской и Калужской региональных таможень подозревают в причастности к незаконному пропуску на российский рынок алкогольной продукции из Грузии и Молдавии объемом 1700 тонн.
Кроме того, возбуждены уголовные дела в отношении начальника Дальневосточного таможенного управления Бахшецяна, его первого заместителя Воробьева, начальника Владивостокской таможни Максимова, а также исполняющего обязанности начальника Братской таможни Сибирского таможенного управления Асмолова.
Несмотря на довольно четко выстраивающуюся информационную картину, не все успевшие высказаться по этому поводу политики увязывают волну отставок с разоблачениями на таможне. Тем более, что сами силовые структуры предпочитают воздерживаться от комментариев. Так, бывший директор ФСБ, а ныне глава думского комитета по делам ветеранов Николай Ковалев полагает, что отставки силовиков носят в каждом случае "сугубо индивидуальный характер", были давно запланированы и лишь по чистой случайности совпали с разоблачениями в Федеральной таможенной службе.
Похожее мнение высказывает и бывший сотрудник ФСБ, депутат Госдумы Геннадий Гудков. По имеющейся у него информации, увольнения в ФСБ и других правоохранительных органах не имеют отношения к борьбе с коррупцией, но связаны "с определенными политическим обстоятельствами". В то же время Гудков связал эти кадровые решения с недавним посланием президента Федеральному собранию, в котором Путин говорил о противозаконных связях бизнеса и чиновничества. Депутат полагает, что увольнения было решено провести "одним махом", чтобы показать россиянам решимость верховной власти.
Тем не менее, если все же исходить из версии о связи громкой серии отставок с таможенным делом, то наиболее логично эту связь объясняет председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, имеющий опыт руководства Государственным таможенным комитетом. По его словам, силовики имеют тесные горизонтальные связи с таможенниками. Например, ФСБ вместе с ФТС ведет борьбу с контрабандой, а МВД и органы прокуратуры также активно взаимодействуют с таможней, в том числе и в торговой сфере. Драганов также предположил, что отставки на этом не закончатся, но выльются не в уголовные дела, а в служебные расследования в соответствующих ведомствах.
Подводя итог этому нервному для российского чиновничества дню, нельзя не отметить, что такое явление как коррупция невозможно победить с наскока. На место одних отставленных чиновников придут другие, и весь цикл начнется снова. Речь идет о системной проблеме, когда в отсутствие внятных правил игры любой чиновник может давать бизнесменам преференции по своему усмотрению. Уже на стадии поставок импортеры закладывают в стоимость товара так называемую чиновничью ренту, которая может выражаться в виде "откатов", принудительном использовании услуг аффилированных с чиновниками структур, да и просто в банальных взятках.
Кадровые зачистки - лишь борьба с последствиями, а причины по-прежнему остаются вне пределов досягаемости. Вспоминаются тут и провалившаяся административная реформа, и бесплодные призывы к уменьшению участия государства в экономике. И пока не видно никаких тенденций к изменению положения, когда для преодоления таможенной границы России нужно иметь не сертификаты качества и прочие сопроводительные документы, а просто знать кому, где и сколько дать. И отечественным таможенникам впору взять в качестве девиза библейское изречение: "Да не оскудеет рука дающего!".