Сенат США в очередной раз отклонил поправку к Конституции страны о запрещении однополых браков, которую на протяжении последних двух лет активно проталкивают президент Джордж Буш и его наиболее консервативные сторонники из Республиканской партии. Для принятия так называемой 18 поправки к основному закону не хватило более десяти голосов сенаторов. Расстановка сил в парламенте показала, что Бушу вообще сложно рассчитывать на поддержку однопартийцев по ключевым вопросам.
Проблема легализации однополых браков в США стала политической, когда на президентских выборах в ноябре 2004 году Буш выступил в защиту традиционных семейных ценностей, а его оппонент - сенатор-демократ Джон Керри - заявил о том, что право на заключение подобных браков являются неотъемлемым для любого американца и гарантировано Конституцией Соединенных Штатов.
Противостояние между Республиканской и Демократической партиями (двумя основными политическими организациями страны) по вопросу однополых браков началось гораздо раньше, и в первое время казалось, что позиции их будут абсолютно полярными. Однако часть республиканцев решила, что подобный запрет посягнет на святая святых американцев - их Конституцию (то есть, в целом, согласились с доводами демократов).
Кампания против нетрадиционных браков была затеяна Бушем в конце 2003 года, когда Верховный суд штата Массачусетс признал незаконным запрет на выдачу брачных лицензий однополым парам. Президент тогда заявил, что подобные брачные союзы угрожают институту семьи, и выступил с радикальным предложением внести в Конституцию США новую, 18-ю по счету, поправку, которая утвердила бы использование слова "брак" только для союзов между мужчиной и женщиной.
В июле 2004 года Сенат США, в котором большинство мест занимали представители Республиканской партии (51 место против 48 у демократов), отклонил предложение президента о внесении поправки в основной закон страны. Причем против инициативы Буша выступили 50 человек, а поддержали ее 48 сенаторов. То есть от стана республиканцев тогда откололись как минимум два человека. И это, скорее всего, были представители штата Массачусетс, где впервые в истории США гомосексуальным парам предоставили право вступать в легальные брачные союзы.
Единственной победой Буша в "войне" против однополых браков стал закон, принятый два года назад большинством голосов Палаты представителей США (нижняя палата Конгресса). В ней также были сильны позиции Республиканской партии (227 мест против 205 у демократов). Этот нормативный акт запрещал судам штатов признавать однополые браки, которые были заключены в других штатах страны. Вполне очевидно, что закон был направлен против массачусетских властей и Калифорнии, где также приступили к свободной регистрации однополых браков, которая, однако, вскоре была прекращена по решению суда.
Легислатуры некоторых штатов (Вермонт, Калифорния, Гавайи) разделили понятие "брак" и, чтобы избежать конфликта с законом, ввели новое определение "гражданский союз". Это позволило однополым парам вступать в брачные отношения, но привело к тому, что они были лишены некоторых прав, предоставляемых федеральными законами для традиционных семей (например, налоговые льготы).
Однако Буш не сдавался. Во время президентских выборов 2004 года в 11 американских штатах прошло голосование по вопросу о запрете однополых браков. Большинство жителей поддержало его, также высказавшись за принятие поправки к Конституции, о которой во время избирательной кампании неоднократно заявлял президент США.
Все это произошло на фоне провала поправки президента в Палате представителей. В октябре 2005 года инициатива Джорджа Буша была отвергнута конгрессменами. И это несмотря на то, что республиканцы на выборах в парламент получили большинство мест (230 против 202 у демократической партии).
Седьмого июля 2006 года поправку Буша к Конституции вновь предложили рассмотреть Сенату, в котором 52 места занимают республиканцы и 44 - демократы. Однако президенту и на этот раз не удалось добиться своего. Против его инициативы проголосовали 49 сенаторов, поддержали ее 48 парламентариев. Среди отвергнувших поправку были семеро однопартийцев Буша. Перед днем голосования глава республиканцев в Сенате Билл Фрист заявлял, что предстоящее обсуждение поправки к Конституции должно "оживить" Республиканскую партию и, возможно, сплотить ее ряды, так как она теряет позиции в стране вслед за падением рейтинга доверия к политике нынешнего президента США.
Для того, чтобы принять 18 поправку к Конституции США, необходимо одобрение двух третей Сената, то есть 66 его членов. Буш дважды инициировал рассмотрение поправки о запрете однополых браков в верхней палате Конгресса, но в ее поддержку высказывалась только половина сенаторов. С такими "успехами" президент вряд ли увидит свою законодательную инициативу в действии.
В ноябре этого года состоятся промежуточные выборы в Конгресс США. Между тем позиции Буша и Республиканской партии серьезно подорваны. Политику нынешнего американского президента одобряют всего 36 процентов жителей США (за два года этот уровень снизился на десять процентов). Только 30 процентов американцев одобряют деятельность Сената во главе с республиканцами, а около 50 процентов опрошенных рассчитывают, что большинство в Конгрессе на следующих выборах получат демократы.
Позиции самого Буша неустойчивы еще и потому, что его ключевые инициативы не находят поддержки у однопартийцев, которые, как показывает история с 18-ой поправкой, просто саботируют предложения своего президента.
Не секрет, что в лагере республиканцев появились недовольные политикой Джорджа Буша. Год назад в американской прессе появились критические высказывания высокопоставленных однопартийцев президента. Они отмечали, что президент работает одновременно в двух направлениях, реформируя социальную систему страны и пытаясь нормализовать обстановку на Ближнем Востоке. Но для достижения успеха в этих разнонаправленных сферах требуется не только время, но и значительная политическая активность, которой Бушу явно не хватает. Сенатор Боб Доул (влиятельный член Республиканской партии, выдвигался на пост президента США в 1996 году) заявил, что президенту следует более тесно работать с сенатским большинством в верхней палате Конгресса, так как он не в состоянии самостоятельно решить текущие политические вопросы. А ведь от его позиции, подчеркнул политик, зависит судьба кандидата от Республиканской партии на выборах президента в 2008 году.
Руслан Кадрматов