Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Русский мейнстрим

В Сочи завершился XVII фестиваль "Кинотавр"

Итоги последнего "Кинотавра" оказались занятными, но предсказуемыми: бескомпромиссное авторское кино интересует организаторов все меньше, а удобоваримое и удобопреподносимое - все больше. Прокат становится важнейшей частью важнейшего из искусств. Бизнес есть бизнес, ничего не поделаешь.

Читать аннотации на фильмы, написанные прокатчиками, - занятие неблагодарное, но полезное, потому что в мутном потоке рекламы попадается чистый жемчуг. Так, из листовки к "Эйфории" режиссера Ивана Вырыпаева, попавшей в конкурс "Кинотавра", можно узнать, что формат этой картины - "русский мейнстрим". Хочется сказать: о да, у отечественного кино, наконец, появился мейнстрим, и нынешний "Кинотавр" - тому подтверждение.

Организаторы честно включили в конкурс как заранее обреченные на узкий круг ценителей картины, вроде "Человека безвозвратного" Екатерины Гроховской или "Гадких лебедей" Константина Лопушанского, так и уже вышедший на экраны симпатичный, но совершенно коммерческий фильм Тиграна Кеосаяна "Заяц над бездной" или предсказуемо успешный "Перегон" Александра Рогожкина. Павел Лунгин, победитель прошлого "Кинотавра", открыл фестиваль 2006 года внеконкурсным показом своего нового фильма "Остров", метафизической драмы с Петром Мамоновым в главной роли. Из общей программы эта картина, без сомнений, слишком бы выпирала.

Четырнадцать конкурсных фильмов - это сравнительно немного. К финалу "Кинотавра" фавориты критиков обозначились четко: "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова, "Живой" Александра Велединского, "Мне не больно" Алексея Балабанова. "Живому", судя по отзывам, после первого показа аудитория аплодировала стоя, но едва ли кто-то всерьез рассматривал вручение гран-при военному фильму: еще сказывается эффект "Девятой роты", получившей море премий в начале этого года. В результате "Живому" Александра Велединского отдали приз Григория Горина за лучший сценарий и премию гильдии киноведов и кинокритиков, которую, к слову, дали и Серебренникову.

В конце концов, и главный приз фестиваля достался фильму Серебренникова. Для режиссера этот материал - самый что ни на есть обкатанный: пьеса "Изображая жертву" братьев Владимира и Олега Пресняковых в постановке Серебренникова идет во МХАТе уже почти два года и пользуется неизменной любовью критиков и зрителей. Спектакль, построенный на смешных диалогах и остроумных сценических кунштюках, как будто ждал переноса на большой экран и дождался. Одного из ключевых участников мхатовской постановки - Виталия Хаева - режиссер пригласил и в кино. Главную роль в фильме сыграл Юрий Чурсин, работавший с Серебренниковым в спектаклях "Откровенные полароидные снимки", "Лес" и "Господа Головлевы". Также в фильме снялись Лия Ахеждакова, Анна Михалкова, Марат Башаров. Словом, все сошлось: хороший текст, узнаваемые таланты, амбициозный режиссер.

Третий фаворит - фильм Алексея Балабанова "Мне не больно" - обрел две актерские премии, которые достались Ренате Литвиновой и Александру Яценко. Как ни странно, у Литвиновой не так много кинонаград: хотя она уже и заслуженная актриса, и лауреат госпремии, и обладатель молодежного "Триумфа", получается, что на "Кинотавре" она получила чуть ли не первую фестивальную награду. Что касается Александра Яценко, то он сыграл не только у Балабанова, но и в другой конкурсной ленте "Кинотавра": у Бориса Хлебникова в "Свободном плавании". Именно этой картине, драме из провинциальной жизни, вручили приз за лучшую режиссуру. На счету Хлебникова уже есть спецприз жюри ММКФ за фильм "Коктебель" (2003).

Лучшим дебютом жюри назвало первый фильм Авдотьи (Дуни) Смирновой "Связь", в которой сыграли Анна Михалкова и Михаил Пореченков. Продюсировал картину Алексей Учитель, с которым Смирновой уже доводилось неоднократно работать (например, над "Манией Жизели", "Дневником его жены" и "Прогулкой"). Режиссер задумала предельно простую, как она сама говорила, мелодраму об обычных людях - без особых страстей, глянца и "зауми". Рабочим названием фильма было "Ничего особенного". Дуня Смирнова заранее открестилась от реакции критиков и возложила надежды на зрительские симпатии. Найдет ли аккуратная и непретенциозная картина о среднем классе своих зрителей среди этого самого среднего класса, покажет время.

В "Коротком метре" победил почти документальный фильм 22-летней Валерии Гай Германики "Девочки". Еще два диплома (за характерные для нынешнего "Кинотавра" заслуги - "непретенциозную и внятную режиссуру" и "лаконизм и современность режиссерского взгляда на игровое кино") получили, соответственно, картины "Топорище" (режиссер - Николай Борц) и "Ромашки" (Филипп Коршунов).

***

Одним из итогов "Кинотавра" можно считать окончательное придание Кириллу Серебренникову статуса звезды отечественного масс-культурного пространства: успех ему сопутствует на ТВ, в театре - как в драматическом, так и в оперном - и, наконец, в кино. Вот пусть еще книжку напишет и будет совсем Евгений Гришковец.

Киношные волнения после "Кинотавра" улечься не успеют: пока пресса будет обсуждать итоги, 14 июня оргкомитет Московского международного кинофестиваля объявит список конкурсных фильмов, и пока непонятно, кто же представит на нем Россию.

Юлия Штутина

Культура12:2924 августа
Hercules & Love Affair

Химия и алхимия

Омолаживающее техно, психоделические ритмы и жесткий эйсид: зачем идти на Gate
КультураПартнерский материал
Выставка «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Всем на зависть

Эти картины стоят миллионы. Они должны были принадлежать французам, но достались русским