Прокуратура Москвы завершила следствие по делу об убийстве Отари Квантришвили - предпринимателя неоднозначной репутации и с огромными связями. Произошло оно двенадцать лет назад, вечером 5 апреля 1994 года. В этот день Квантришвили приехал в любимые им Краснопресненские бани. Когда он направился к припаркованному на стоянке автомобилю, по нему открыл огонь снайпер, спрятавшийся на чердаке соседнего жилого дома.
Предприниматель получил три пулевых ранения в голову, шею и грудь и скончался спустя двадцать минут на операционном столе Боткинской больницы. Это заказное убийство вызвало широкий резонанс благодаря связям покойного, который был накоротке со многими представителями тогдашнего российского истеблишмента.
Церемония похорон Квантришвили, на которых присутствовали многие известные политические и спортивные деятели, транслировалась главным телеканалом страны. Похоронен бизнесмен был на престижном Ваганьковском кладбище рядом с могилой Владимира Высоцкого.
К моменту своей гибели 47-летний Отари Квантришвили имел звание заслуженного тренера России по греко-римской борьбе. Он занимал должность председателя благотворительного Фонда социальной защиты спортсменов имени Льва Яшина, а также являлся лидером партии "Спортсмены России", созданной им за несколько месяцев до смерти. Средства для лоббирования и меценатства Квантришвили получал через коммерческую структуру "Ассоциация XXI век", которую сам и учредил.
Ассоциация занималась экспортом леса, нефти и цветных металлов. Президентом структуры стал бывший работник московского горкома комсомола Анзори Аксентьев-Кикалишвили, а вице-президентом - Иосиф Кобзон. Кроме того, в ассоциации работал бывший замначальника ГУВД Москвы Бугаев. В "XXI веке" также состояли организации, занимавшиеся проведением спортивных и зрелищных мероприятий. Все они отчисляли ассоциации 10 процентов от прибыли.
При ассоциации был создан "Банк развития - "XXI век", который, по тогдашней традиции, обслуживал финансовые операции дружественных коммерческих структур. При этом Квантришвили не забывал про друзей-спортсменов и щедро спонсировал ассоциацию кикбоксинга "Китэк", боксеров из "Боевых перчаток" и профессиональных борцов.
Последним и, по-видимому, крупнейшим коммерческим проектом Квантришвили стало создание ЗАО "Национальный центр спорта". По личному указанию первого президента России Бориса Ельцина центр получил значительные таможенные и налоговые льготы. Кроме того, для реализации на экспорт спортсменам предоставили из госрезерва сотни тысяч тонн цемента, алюминия и руды. По мнению экспертов, общая стоимость полученных центром привилегий обошлась российскому бюджету в 2,4 триллиона рублей, пишет газета Новые известия.
Однако Квантришвили приписывают заслуги не только в области бизнеса и меценатства. Его связи с преступным миром также обросли легендами. Считается, что он выполнял посреднические функции между криминальными лидерами и коррумпированными чиновниками. Брат Квантришвили, Амиран, убитый в 2003 году, был "вором в законе". Его застрелили в собственном офисе. Когда убийцы сели в машину и попытались скрыться, она взорвалась.
Квантришвили родился в грузинском городе Зестафони. Он закончил Московский институт физической культуры и стал мастером спорта СССР международного класса по греко-римской борьбе. В отличие от брата его криминальная биография достаточно скромная. В 18 лет он был осужден на девять лет лишения свободы за изнасилование, но спустя несколько лет был переведен из лагеря в Люблинскую психиатрическую больницу с диагнозом вялотекущая шизофрения. Поводом для этого стала попытка откусить сокамернику ухо якобы в приступе психического расстройства.
Через несколько лет принудительного лечения Квантришвили вышел на свободу. Первый капитал он заработал, играя в карты в гостинице "Советской" и делая крупные ставки на ипподроме. Ходили слухи, что его игра была не совсем честной, но, как бы там ни было, перестройку Квантришвили застал уже весьма состоятельным человеком. При этом он вел относительно скромный образ жизни. Проживая в престижном поселке Барвиха на даче, ранее принадлежавшей маршалу авиации Савицкому, Квантришвили, к примеру, ездил на подержанных "Жигулях".
В 1981 году Квантришвили устроился на работу тренером в Московский городской совет "Динамо". Тогда же он объединил вокруг себя перспективных борцов, боксеров и тяжелоатлетов, которые обеспечивали безопасность подпольных тотализаторов. Из этих спортсменов позднее сформировались такие известные преступные группировки, как "Люберецкая", "Бауманская", "Домодедовская" и "Балашихинская".
С началом перестройки Квантришвили ушел в предпринимательство. Он организовал ряд кооперативов, а также занялся "крышеванием" фирм, через которые отмывались средства, полученные не совсем законными и совсем незаконными способами. По неподтвержденным сведениям, к началу 1990-х годов Квантришвили не только контролировал весь игорный бизнес Москвы, но и получал процент с дохода ряда крупных банков и компаний. Ему же принадлежало первое в Советском Союзе валютное казино.
Позднее, учредив "Ассоциацию XXI век", Квантришвили стал солидным бизнесменом, совладельцем крупных промышленных предприятий и сети гостиниц. Он регулярно выступал по московскому телевидению, предлагая меры по ужесточению борьбы с преступностью, что вызывало недовольство криминальных авторитетов.
Мотивы убийства Квантришвили как были, так и остаются туманными. В качестве таковых назывались и просто криминальные "разборки", и столкновение деловых интересов, высказывались и политические версии. Предполагалось, что исполнителей убийства уже давно нет в живых, а следовательно, и все нити, ведущие к заказчикам, оборваны.
В июне 2000 года оперативники МУРа приступили к арестам членов "ореховской" ОПГ в рамках расследования дела об убийстве в Афинах Александра Солоника - легендарного киллера по прозвищу Саша Македонский, которому удалось бежать даже из "Матросской тишины". В ходе следствия было установлено, что членами объединенной "ореховско-медведковской группировки" в 1990-х годах были совершены более 60 убийств и иных тяжких преступлений.
В связи с особой сложностью дела из него были выделены отдельные эпизоды, в том числе по убийству Солоника. Всего за решетку уже отправились 24 участника группировки. В отношении еще четырнадцати продолжается следствие. Среди них лидеры "ореховской" группировки - Сергей Буторин и "медведковской" - Олег Пылев. Их обвиняют в создании преступного сообщества, бандитизме и убийствах.
За последние полгода следствие раскрыло еще десять убийств, совершенных "ореховско-медведковскими" бандитами. Как уверяет столичная прокуратура, ей удалось установить лиц, непосредственно участвовавших в подготовке и совершении убийства Отари Квантришвили. Однако по-прежнему остаются неизвестными заказчики преступления - те, кому была выгодна его смерть.
В середине 1990-х за льготы на экспорт нефти и на импорт табачных и алкогольных изделий шла ожесточенная конкуренция. Победители в этой схватке заработали не только большие деньги. Многие из них еще не отошли от дел и до сих пор имеют реальную власть. Поэтому следует ожидать, что сведения, компрометирующие влиятельные фигуры, будут обнародованы только в самом крайнем случае или при наличии политической воли высшего российского руководства.