Генпрокуратура неожиданно воскресила нашумевшее, но основательно подзабытое дело о поставках мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд". По ходатайству прокуратуры арестованы пять фигурантов, подозреваемых в контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей. Столь активные действия последовали за отставкой генпрокурора Владимира Устинова.
Уголовное дело о контрабанде мебели было возбуждено 7 сентября 2000 года на основании материалов проверок, проведенных Государственным таможенным комитетом (ныне Федеральная таможенная служба). Таможенники выяснили, что "Три кита" и "Гранд" реализовали крупные партии мебели, полученные через фирму "Лига Марс" без необходимого оформления. Дело передали следственному комитету при МВД, однако вскоре оно было закрыто Генпрокуратурой.
В декабре 2000 года началось уголовное преследование Павла Зайцева - следователя, который занимался делом "Трех китов". Генпрокуратура обвинила его в превышении должностных полномочий и незаконном задержании подозреваемых. Позднее под следствием оказались первый заместитель начальника управления таможенных расследований Государственного таможенного комитета Марат Файзуллин и начальник таможенной инспекции Александр Волков.
Файзуллин и Волков были впоследствии оправданы. Что касается Зайцева, то Мосгорсуд со второй попытки приговорил его к двум годам лишения свободы условно. В ходе процесса судья Ольга Кудешкина была отстранена от рассмотрения дела, а затем лишена полномочий решением квалификационной коллегии судей Москвы. Кудешкина утверждает, что обвинительный приговор Зайцеву вынесли под давлением председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой.
Генпрокуратура возобновила "мебельное дело" на основании депутатского запроса в марте 2002 года, когда Зайцев, Файзуллин и Волков еще дожидались суда. Заметных результатов расследования пришлось ждать более четырех лет. Об аресте подозреваемых в контрабанде Генпрокуратура сообщила только 14 июня 2006 года. В официальном сообщении прокуратуры говорится: "В 2000 году руководитель ООО "СЭФ Транс" Андрей Саенко, генеральный директор ООО "Альянс-95", а по сути фактический руководитель мебельных торговых центров "Гранд" и "Три кита" Сергей Зуев, генеральный директор ООО "Альянс-96" Андрей Латушкин, главный бухгалтер московского представительства латвийской компании "ФМ Группа" Ирина Подсотская и ее супруг Павел Подсотский (менеджер в этом же представительстве) организовали контрабандный канал поставки мебели в торговые центры "Гранд" и "Три кита". Поставка осуществлялась через подставную фирму "Лига-Марс".
По данным Генпрокуратуры, всего "Лига-Марс" получила 378 партий мебели и других товаров. Пока следователи изучили материалы только по 50 партиям на общую сумму в 62 миллиона рублей. Потери государства в результате неуплаты таможенных платежей прокуратура оценила в 18 миллионов рублей.
Павел Зайцев в интервью телеканалу "ТВ Центр" объяснил внезапную вспышку активности прокуратуры следующим образом: "Я так думаю, что были убраны тормоза, которые тормозили расследование дела и сбор доказательств. Возможно, кроме того, что убраны тормоза, кто-то еще нажал на газ, и наша система заработала, как нужно. Фамилии я назвать не могу, я уже устал от судов за последние шесть лет".
Действующие сотрудники правоохранительных органов тоже не называют фамилии, но дружно говорят о существовании высоких покровителей у фигурантов дела. Анонимный источник в силовых структурах объяснил длительный срок разбирательства "противодействием расследованию со стороны ряда сотрудников правоохранительных органов, в том числе находившихся в руководстве Генпрокуратуры". Отметим, что глагол "находиться" употреблен в прошедшем времени.
С аналогичным заявлением выступил Владимир Лоскутов, прокурор из Ленинградской области, которому поручено расследование возобновленного дела. Он немедленно признал существование "больших связей подозреваемых с коррумпированными должностными лицами в правоохранительных органах". Прокурор сообщил, что во время одного из обысков у подозреваемых нашли план расследования дела.
По словам Лоскутова, ключевую роль в расследовании "мебельного дела" сыграл Владимир Путин. "Это очень серьезное дело, и если бы не поддержка президента России, который держал на личном контроле ход следствия, оно бы не достигло таких результатов", - заявил прокурор. Слова о помощи Путина в сочетании с обвинениями в адрес экс-руководителей Генпрокуратуры наводят на мысль, которую ясно выразил заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин. "Здесь можно только разводить руками и говорить о том, что Генпрокуратура и лично Устинов были необъективны и тормозили расследование", - заявил депутат, комментируя возобновление дела.
Официально Устинов уволился по собственному желанию, однако источники в Кремле говорили о намерении Путина провести некие кадровые перестановки. После отставки генпрокурора пресса много писала о новом раскладе сил в окружении президента. Устинова называли ключевой фигурой в команде "силовиков" во главе с заместителем главы президентской администрации Игорем Сечиным. Политологи считают, что в последнее время отношения "силовиков" с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым, бывшим руководителем кремлевской администрации, заметно обострились.
В условиях противостояния двух влиятельных групп в Кремле "мебельное дело" становится серьезным оружием. Комментируя последние действия прокуратуры, Ольга Кудешкина заявила газете "Коммерсант": "Я бы хотела думать, что так выполняется указание президента о наведении порядка на таможне. Но возможно и то, что продолжается подковерная борьба. Один из флангов ослабевает, а другой усиливается".
Дмитрий Томилов