Беспрецедентная история с возвращением частному лицу картины из государственного музея закончилась: одна из самых известных картин XX века - "Портрет Адель Блох-Бауэр" кисти Густава Климта - выкуплена крупным бизнесменом у наследницы полотна. Пока "Золотой Адели", или "австрийской Моне Лизе", предстоит украшать частную галерею на Манхэттене, но стоимость картины так велика, что новому владельцу будет трудно удержаться от соблазна продать ее вновь.
Непростое наследство
Густав Климт (1862-1918) приступил к работе над портретом Адели Блох-Бауэр в 1903 году. Он был частым гостем в венском салоне этой молодой и состоятельной женщины. Ее муж, Фердинанд Блох-Бауэр, был одним из самых преуспевающих австрийских промышленников. Чета покровительствовала Климту, и он написал по их заказу несколько полотен.
Для "Золотой Адели" Климт сделал не меньше сотни эскизов. Когда картина была завершена, она осталась в доме Блох-Бауэров. Завещание Адели, умершей в 1925 году, гласило, что этот портрет и еще пять работ Климта должны перейти Австрии после кончины ее мужа.
Фердинанд Блох-Бауэр пережил свою жену на 20 лет. В 1938 году он покинул Австрию и переехал в Швейцарию: он был евреем и опасался за свою жизнь после аншлюса. Все имущество его венского дома было конфисковано. Часть богатой художественной коллекции нацисты продали государственным музеям, остальное было вывезено за пределы страны. Зная о произошедшем, Блох-Бауэр незадолго до своей смерти в 1945 году переписал завещание. Согласно его воле все имущество, которое принадлежало ему до войны, переходило к трем его племянникам - Роберту, Луизе и Марии. Других наследников у него не было.
Послевоенное австрийское законодательство в принципе позволяло бывшим владельцам произведений искусства и иной собственности требовать ее возвращения, в случае если она была изъята нацистами. Однако "памятники национального значения", а такими были признаны и картины Климта, нуждались в специальном разрешении правительства на вывоз из страны, и наследники Блох-Бауэра, жившие за границей, ничего не предприняли.
Только в 1998 году журналистское расследование, проведенное Хубертусом Черниным для газеты The Boston Globe, обнаружило, что хранящиеся в трех австрийских государственных музеях пять картин из собрания Блох-Бауэров находятся там вопреки завещанию последнего владельца (местонахождение шестой не установлено до сих пор). Проживающая в США Мария Альтман (в девичестве Блох-Бауэр), к этому времени последняя из наследниц Фердинанда, подала первый иск с целью вернуть себе картины и проиграла его. Однако в это время у нее появился влиятельный сторонник по имени Рональд Лаудер, истинная роль которого прояснилась только по окончании дела.
Покровитель
Рональд Лаудер - один из двух сыновей Эсте Лаудер, наследник ее косметической империи. Во времена администрации Рейгана он был послом США в Австрии, в 1990-х и 2000-х много и успешно занимался строительством и телекоммуникациями в Центральной Европе. Однако его знают не только бизнесмены и политики, но и коллекционеры: Рональд Лаудер является главой попечительского совета нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA), кроме того, он владеет прекрасной коллекцией австрийской и немецкой живописи XIX-XX века, в его собрании находятся важные работы Густава Климта, Эгона Шиле, Макса Бекманна и других крупных художников.
В 1998 году три работы Эгона Шиле, выставленные в MoMA, оказались предметом судебного разбирательства: в Австрии нашлись наследники их истинного владельца, убитого нацистами в начале Второй мировой войны. Когда они потребовали вернуть принадлежащее им по праву, Лаудер, как влиятельная фигура в правлении MoMA, принял сторону музея, и Шиле остался в Америке. Однако годом позже Лаудер публично заявлял о поддержке Марии Альтман в деле против правительства Австрии. Американская пресса отметила тогда, что последовательностью позиция Лаудера не отличается.
В 2001 году Лаудер открыл на Манхэттене собственную галерею - Neue Galerie New York, целиком отданную искусству любимой эпохи владельца. Искусствоведы и дилеры арт-рынка не могли не обратить внимание на то, что происхождение многих работ в собрании Лаудера остается непроясненным. Вероятно, в деле покупок картин для себя он был не слишком щепетилен. Кстати, на открытии Neue Galerie была приглашена Мария Альтман. Лаудер тогда посоветовал ей не оставлять попыток вернуть себе работы Густава Климта из дома Блох-Бауэров.
Альтман подала еще ряд исков и, в конце концов, преуспела: арбитражный суд признал ее права на пять картин Климта: два портрета Адели Блох-Бауэр и три пейзажа.
Переезд
Решение суда стало большим ударом для австрийской общественности. Министр культуры страны и директора крупнейших музеев попытались даже создать специальный фонд при участнии крупных банков, чтобы выкупить у Альтман национальное достояние, но новая владелица была непреклонна: картины должны покинуть Австрию. О будущей судьбе полотен она отказывалась говорить. На арт-рынке началось волнение: никто не мог даже представить, сколько стоит "Золотая Адель". Столь известное полотно, в буквальном смысле визитная карточка австрийского искусства, могло бы уйти на аукционе за гигантскую сумму: оценки колебались между 150 и 300 миллионами долларов.
К Альтман сразу обратились несколько крупных коллекционеров и представители ведущих аукционных домов. Но она только объявила, что картины будут на время выставлены в крупном калифорнийском музее LACMA (Los Angeles County Museum of Art). И действительно, "австрийская Мона Лиза" пробыла там семь недель.
19 июня 2006 года судьба "Золотой Адели" определилась: газета The New York Times сообщила, что Мария Альтман продала картину Рональду Лаудеру за колоссальную сумму - 135 миллионов долларов. В сделке, как выяснилось, приняли участие эксперты Sotheby's. И хотя Лаудер заявил, что картина займет почетное место в его Neue Galerie, Альтман в интервью The New York Times предположила, что через некоторое время полотно появится на аукционе. Что будет с остальными четырьмя полотнами Климта? Альтман не исключает, что продаст их Лаудеру, а может быть, и самостоятельно выставит на Sotheby's. При нынешнем бурном росте цен на арт-рынке девяностолетняя наследница Блох-Бауэров имеет все шансы мгновенно стать из очень богатой женщины чрезвычайно богатой. А Рональд Лаудер уже почивает на лаврах удачливейшего дилера, ведь вожделенная картина досталась ему за цену ниже эстимейта.
Юлия Штутина