В выходные в Башкирии состоялся первый республиканский гражданский форум, организованный объединенной башкирской оппозицией. На форуме было принято обращение к федеральным властям с просьбой превратить Башкирию из национальной республики в край или область.
11 июля, выступая на конференции российской оппозиции "Другая Россия", глава башкирского отделения движения "За права человека" Ильдар Исангулов заявил, что десять лет назад, еще до того, как Владимир Путин был избран президентом России и провозгласил доктрину "укрепления вертикали власти", такая "вертикаль" была выстроена в Башкирии. По словам Исангулова, в республике "был создан однопартийный парламент", были "выкорчеваны свобода слова и свобода выбора".
Правозащитник убежден, что это привело к разрастанию коррупции и милицейского произвола в Башкирии. Об этом он написал книгу, озаглавленную "У последней черты: Документы и факты о деятельности мафии в Республике Башкортостан".
Экземпляры этой книги 26 июля были отправлены президенту США Джорджу Бушу и американскому Конгрессу вместе с обращением, призывающим запретить президенту Башкирии Муртазе Рахимову и главе республиканского МВД Рафаилу Диваеву въезд в Соединенные Штаты на основании прокламации американского президента о запрете въезда в США лиц, замешанных в коррупции (издана Бушем в 2004 году). Обращение подписано председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой, лидером движения "За права человека" Львом Пономаревым, президентом фонда "Индем" Георгием Сатаровым и председателем Национального антикоррупционного комитета Кириллом Кабановым.
Авторы обращения утверждают: "Власти Башкирии создали систему, для которой характерен ужасающий масштаб нарушений прав человека и демократических принципов, всепроникающая коррупция".
Милицейская "зачистка" города Благовещенска в декабре 2004 года вызвала большой общественный резонанс. Правозащитники утверждают, что это лишь один эпизод. По их данным, в республике тех, кто выступает против злоупотреблений со стороны правоохранительных органов и властей, необоснованно задерживают, пытают, убивают. Следователей и прокуроров, которые пытаются принять какие-то меры по обращениям граждан в связи с нарушением их прав, отстраняют от дел, запугивают, увольняют или опять-таки избивают и убивают.
У противников башкирских властей есть претензии и к экономической политике Муртазы Рахимова: они убеждены, что эта политика проводится исключительно в интересах Рахимова и его "клана". По их утверждениям, грубыми нарушениями сопровождалась приватизация предприятий нефтехимической отрасли, важнейшей для экономики Башкирии.
Республиканские средства массовой информации, в основном контролируемые башкирскими властями, информируют население республики о происходящем весьма избирательно. Так, в 2005 году руководитель группы МВД России, проверявшей деятельность башкирского МВД, дал местному телеканалу интервью, в котором рассказал о выявленных нарушениях. В эфир интервью вышло в урезанном виде, и из него следовало, что федеральные правоохранители приехали в Башкирию перенимать передовой опыт местных силовиков в области защиты законности и правопорядка. (Копия отчета группы, в котором, в частности, сообщается об этом факте, опубликована в приложении к книге Исангулова.)
Многие нарушения, на которые обращали внимание правозащитники, подтверждены проверками, которые проводили федеральные чиновники (уполномоченный по правам человека, представители МВД России, Генпрокуратуры, Счетной палаты и других ведомств). Кое-кто из республиканских чиновников и силовиков лишился кресла. Но правозащитники убеждены: отдельные показательные отставки не приведут к изменению ситуации. Их основное требование - смена исполнительной власти в республике.
Федеральные чиновники гораздо более осторожны в формулировках: "Усматривается некритичное отношение органов государственной власти Республики Башкортостан к проблеме соблюдения прав человека в деятельности милиции", - говорится в том же отчете комиссии МВД России о проверке башкирских правоохранительных органов.
Весной 2006 года уфимский суд оправдал бывшего начальника башкирской паспортно-визовой службы и его заместителя, которых обвиняли в том, что они за взятки легализовали на территории республики несколько сотен афганцев, среди которых, по некоторым сведениям, оказались люди, связанные с движением "Талибан".
Примерно в то же время разгорелся новый скандал - по обвинению в подстрекательстве к экстремизму был арестован редактор оппозиционной газеты "Провинциальные вести", в приложении которой появились подписанные инициалами "А.Д." публикации с говорящими заголовками "Советы бывалого. Инструкция по поведению участников революции во время массовых народных выступлений" и "Краткая программа чрезвычайных и первоочередных мер Башкирского революционного комитета после успешного осуществления революции на ближайшие 100 дней". Позже республиканский верховный суд признал его арест незаконным, но судебное решение, отправленное в СИЗО по почте, шло до него несколько дней.
Аналогию Исангулова - что "вертикаль власти" была построена сначала в Башкирии, а потом во всей России - можно продолжить. На "Другой России" столь разные люди, как Виктор Анпилов и Михаил Касьянов, Эдуард Лимонов и Гарри Каспаров, заговорили о тактическом объединении российской оппозиции и выдвижении единого кандидата на президентских выборах 2008 года. В Башкирии нечто подобное уже произошло - правые и левые, "Яблоко" и КПРФ, а также многие другие политические силы практически объединились против Муртазы Рахимова. Именно эта объединенная башкирская оппозиция организовала республиканский гражданский форум и обратилась к президенту России и Госдуме с просьбой лишить Башкирию суверенитета.
Это обращение больше всего похоже на жест отчаяния. Другими способами привлечь внимание к проблемам Башкирии, видимо, уже не получается. Вместе с тем, учитывая, что в стране продолжается кампания по "укрупнению регионов", эта инициатива по меньшей мере не выглядит несвоевременной. Помимо прочего, любое изменение статуса региона почти наверняка означает смену власти в нем.
Отметим также, что весьма значительный процент населения Башкирии составляют татары, и во время всероссийской переписи населения многие представители татарской общины жаловались, что их записывали как башкир.
Оппозиция общероссийского уровня критикует Путина за "отказ от принципов федерализма" и "сворачивание демократии". Однако оппозиции регионального уровня в борьбе с местным начальством зачастую только на Путина и остается рассчитывать. Статус субъекта федерации (национальная республика, автономный округ, край, область) определяет, согласно российскому законодательству, сам субъект. Поэтому башкирские оппозиционеры могут попросить Путина и Госдуму лишь инициировать рассмотрение этого вопроса. При этом президент обладает правом менять глав субъектов федерации.
Многие рассчитывали, что замена прямых выборов глав субъектов федерации их фактическим назначением со стороны Кремля позволит обуздать "местных царьков". Однако региональные руководители, вызывающие больше всего нареканий со стороны правозащитников и оппозиционеров в связи с их всевластием в своих регионах, пока остаются на своих постах.
Иван Грушин