Итак, это случилось! Блокбастер кинокомпании Walt Disney Pictures "Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца" сумел собрать в мировом прокате миллиард долларов. Само по себе большое достижение для фильма, снятого даже не по оригинальному сценарию, а по мотивам известного аттракциона в парке развлечений, оно свидетельствует о чрезвычайно важных для кинематографа изменениях. После нескольких лет спада, несмотря на файлообменные сети, доступность DVD и растущие цены на билеты, зритель вернулся в кинотеатры.
В 2005 году выручка голливудских картин, являющаяся основным показателем развития индустрии в целом, оставляла желать много лучшего. Даже присутствие таких монстров, как "Месть Ситхов" "Хроники Нарнии" и "Гарри Поттер и Кубок огня", не смогло вывести прокат из состояния глубокой депрессии. За год 544 исторгнутых Голливудом картин собрали 8,9 миллиарда долларов, то есть почти на 600 миллионов меньше, чем годом раньше.
Также в 2005 году к окончанию летнего сезона, который традиционно считается самым доходным периодом, кассовые сборы лишь двух студий - 20th Century Fox и Warner Bros. Pictures - преодолели психологически важный барьер в миллиард долларов. Четырем фильмам: "Войне миров", "Мести Ситхов", "Бэтману" и "Чарли и шоколадная фабрика" покорилась отметка в 200 миллионов. Снизились сборы и на западноевропейском рынке. Самым существенным было падение в Германии, составившее более 20 процентов. И лишь прокат в восточноевропейских странах, в том числе и в России, продемонстрировал незначительный рост.
Эксперты выделяли несколько главных причин стагнации в киноиндустрии: общий экономический спад, отсутствие фильмов с действительно оригинальным сюжетом, видеопиратство, достигшее особого размаха в связи с активным распространением фильмов посредством интернета и слишком короткий промежуток между театральной премьерой фильма и его появлением на DVD. Сами зрители придерживались примерно того же мнения. Результаты опроса Gallup показали, что 43 процента из них были уверены, что лучшей приманкой могли бы послужить более дешевые билеты и разнообразные скидки, 36 процентов уповали на качество картин, 19 подтверждали версию о слишком скором появлении блокбастеров на полках магазинов.
В 2006 году ситуация радикально изменилась. За первые восемь месяцев международный прокат продемонстрировал устойчивый рост в 4-5 процентов, два фильма - "Код да Винчи" и все те же "Пираты" - собрали на европейском и азиатском рынках более 500 миллионов долларов, вторая часть "Ледникового периода" изъяла из карманов зрителей более 400 миллионов, еще трем фильмам досталось по 200 с лишним. Сразу три кинокомпании, причем в рекордный для них срок, добрались до заветного миллиарда.
Пятерка лидеров на данный момент выглядит следующим образом:
Кинокомпания
Кассовые сборы в миллионах долларов
Buena Vista
$1,149.6
Sony Pictures
$1,130.7
20th Century Fox
$992.9
Universal
$703.2
Warner Bros. Pictures
$655.1
Несомненно, локомотивом, вытянувшим заработки Голливуда из все углубляющейся ямы, стали "Пираты Карибского моря". Если первая часть могла похвастаться "лишь" 305 миллионами в домашнем прокате, то "Сундук мертвеца", не напрягаясь, заработал более 400. Блестящий Джонни Депп, хлесткая режиссура Гора Вербински, прекрасная маркетинговая политика - сделали то, на что оказался не способен еще один проект, который ожидался с не меньшим нетерпением.
Речь идет о "Возвращении Супермена", пожалуй, главном провале 2006 года. У фильма стоимостью 270 миллионов долларов не оказалось в активе ни одного из слагаемых успеха "Пиратов". Режиссер Брайн Сингер, снявший вполне успешных "Людей-Икс", представил зрителям тягучую и приторно сладкую жвачку про извечную страсть человека к полетам и о возможности делать все, и "чтобы потом за это ничего не было".
Попытка снимать красивые, почти "джексоновские" пейзажи обернулась обычным графоманством, а актеры продемонстрировали такое стойкое желание не выходить за рамки написанных для них чудовищных диалогов, что временами казалось, что они действительно шутят. В итоге, 197 миллионов долларов и почти безвыходная ситуация для создателей грядущего продолжения.
Еще одним куда более символичным поражением прошедшего сезона стала давняя история Тома Круза под названием "Миссия невыполнима". При всей активности на экране и личной харизме главного сайентолога Голливуда картине удалось собрать в США лишь 133 миллиона из 150-миллионного бюджета. И этот провал будет иметь куда более далеко идущие последствия для индустрии. Разговоры, которые раньше велись лишь в кулуарах, о том, что большинство современных звезд элементарно переоценены и уже не в состоянии отрабатывать свое жалование, плавно перетекли в область стратегических перемен. И шумный разрыв Круза со своим давним партнером, кинокомпанией Paramount, - лишь первая ласточка этого процесса, результатом которого станет выстраивание совершенно новых схем взаимодействия Голливуда с любителями красных ковровых дорожек и золотых статуэток.
Кстати, о статуэтках. Если финансовые результаты летнего сезона, не являясь рекордными, все же демонстрируют очевидный подъем, то с будущими претендентами на Оскар пока полная неопределенность. Вероятнее всего, их активный поиск начнется сразу после завершения сентябрьских кинофестивалей и продлится до следующего блокбастерного всплеска, который обычно случается в конце ноября и под Рождество.
Но главное не это. Пациент скорее жив, чем мертв, а Джек Воробей еще вернется следующим летом.
Андрей Воронцов