Все как раньше

Менеджмент AllOfMP3.com ответил на вопросы Lenta.Ru

Представители крупнейшего российского онлайнового mp3-магазина AllOfMP3.com согласились ответить на вопросы Lenta.Ru о том, что ждет торговцев аудиофайлами после вступления в силу поправок в законодательство об авторском и смежных правах. На вопросы отвечал генеральный директор компании "Медиасервисес", владеющей сайтом AllOfMP3.com, Вадим Мамотин.

Lenta.Ru: Насколько выросли цены в вашем интернет-магазине со вступлением в действие поправок в закон "Об авторском праве и смежных правах"?

Вадим Мамотин: Хотелось бы отметить, что вступление в силу поправок в закон "Об авторском праве и смежных правах" никоим образом не отразилось на нашей деятельности. Мы по-прежнему работаем в рамках российского закона, а цены в нашем магазине повысились еще до 1 сентября в связи с конъюнктурой российского рынка цифровых продаж - мы уже давно отстаем по ценам от конкурентов в России. Это было плановое повышение, не связанное с изменениями в законодательстве.

Считаете ли вы, что цены в iTunes, продающем в среднем трек за 99 центов, неоправданно завышены?

Без сомнения. Эта цена соответствует стоимости одной песни на компакт-диске, но ведь в Интернете нет расходов на производство диска и упаковки, дизайн, транспортировку. Почему же цена остается прежней? К сожалению, завышенные цены и побуждают людей уходить в незаконный обмен файлами.

Кстати, если внимательно приглядеться, сама Apple, торгующая по 99 центов за песню, прекрасно понимает, что никто не будет покупать ее плееры (с которых компания, собственно, и получает основную прибыль), чтобы брать музыку с сервиса iTunes. 4 сентября Apple анонсировала выход самой дешевой модели своей линейки плееров с 6 гигабайтами памяти, что при условии полностью легального контента - 2000-2500 долларов только за музыку. Объясните мне, зачем человеку, выложившему как минимум 2000 долларов за любимые треки, самый дешевый плеер?

Еще отметим, что никто из производителей плееров до сих пор не выпустил плеер, который играет только музыку с защитой - никому не хочется терять 95 процентов продаж... Так что на словах все из последних сил борются с пиратством, а на самом деле зарабатывают на нем деньги.

Как изменился объем продаж после того, как про AllOfMP3.com написали почти все крупнейшие мировые издания и информационные агентства?

Естественно, вырос. Сейчас наша аудитория продолжает расти и без публикаций в крупнейших мировых изданиях. Адекватные цены и хороший сервис делают свое дело.

С кем из правообладателей вы заключили прямые договоры? К примеру, на вашем сайте продаются альбомы Земфиры. Получает ли она или звукозаписывающая компания от вас деньги напрямую или договоры заключаются через стороннюю компанию?

В данный исторический момент мы работаем с обществами по коллективному управлению правами (РОМС и ФАИР), в которые производим отчисления с продаж, а также по прямым договорам.

В первом случае использование произведений осуществляется на основании лицензионных соглашений с соответствующими организациями по коллективному управлению правами (статья 45 Закона "Об авторском праве и смежных правах"), причем в последнем случае согласно абзацу второму пункта 3 статьи 45 Закона, при наличии соглашения с такими организациями, как РОМС или ФАИР, пользователь вправе использовать любые произведения и объекты смежных прав любых правообладателей, даже тех, которые не заключали каких-либо соглашений с организациями по коллективному управлению, предоставившими лицензию пользователю. Сейчас мы платим 15 процентов со стоимости трека в общества по коллективному управлению правами.

Стратегия развития сайта подразумевает переход на прямые отношения с правообладателями с отчислением им до 70 процентов, поскольку бизнес-модель цифровых продаж требует прямого взаимодействия автора с торгующей площадкой. Мейджоры представляют классический пример посредника между автором и продавцом. С развитием Интернета как площадки для раскрутки исполнителя и сети распространения потребность в них отпадает. Происходит естественный процесс отмирания старой технологии раскрутки музыкантов (дорогостоящая реклама и пиар через СМИ, дистрибьюторские сети по всему миру) и распространения музыкальной продукции через магазины на технологическую цепочку будущего, которая замкнута на Интернете. К примеру, сотрудничество площадки с большой аудиторией (yandex.ru или google.com) с возможностью раскрутки исполнителя, с сайтом-дистрибьютором контента с доступными массовой аудитории ценами, приведет к полному вымиранию мейджоров как класса, так как предлагает более дешевую и не менее качественную альтернативу. И кстати, к существенному повышению доходов самих авторов.

Как можно разместить у вас альбом? Например, есть российский исполнитель, который еще не представлен на вашем сайте, и он хочет, чтобы его музыка там продавалась. Куда ему обращаться и каков будет размер отчислений?

Любой исполнитель может обратиться к нам и разместить на AllOfMP3.com свои произведения. Размер отчислений в каждом конкретном случае обсуждается отдельно.

Как следует из пункта 2 статьи 47 закона об авторском праве, обладатели авторских прав могут потребовать исключить свои произведения и объекты смежных прав из лицензий, предоставляемых обществами по коллективному управлению правами. Скажите, пользовались ли правообладатели этим правом и если да, то кто, и как вы реагировали на это?

Мы сталкивались с тем, что владельцы авторских прав обращались в общества по коллективному управлению правами, с которыми мы сотрудничаем, с требованиям исключить свои произведения из нашего репертуара. В большинстве случаев нам удается достигнуть компромисса, в некоторых случаях мы снимаем произведения с сайта.

Кто является основными клиентами AllOfMP3.com, какую часть из них занимают пользователи Рунета? Во сколько вы оцениваете российский рынок цифровой музыки? Каких исполнителей больше покупают в Рунете?

Основными клиентам являются любители музыки из стран бывшего СССР и пользователи из стран, где традиционно сильна русская диаспора (США, Великобритания, Германия, Израиль). Стоит отметить, что западные пользователи предпочитают не покупать музыку в российских интернет-магазинах, поэтому слухи о больших продажах AllOfMP3.com за рубежом несколько преувеличены.

Точно оценить российский рынок цифровой музыки очень сложно. IFPI называет следующие цифры: 388 миллиона долларов - легальные продажи, 1,1 миллиарда долларов - нелегальные. Методология оценки рынка нам не известна, поэтому оценить правильность этих цифр представляется затруднительным. Одно ясно: общий рынок распространения музыки растет по 15 процентов в год и может к 2010 году достичь 3 миллиардов долларов. Наш прогноз обусловлен увеличением платежеспособности населения России, ростом российской аудитории интернета, которая на конец 2005 года составляет 25 миллионов человек, то есть 17 процентов от общего населения страны - есть огромный потенциал роста, а также увеличением доли продаж музыки через интернет (5 процентов в 2005 году от общего количества продаж музыки, но уже 16 процентов в 2006 году).

Также мы полагаем, что к этому времени пользователь до 90 процентов музыки будет получать из интернета. Это связано с тем, что интернет гораздо удобнее как способ получения информации; формат mp3 стремительно вытесняет формат CD - продажи mp3-плееров в России растут более чем на 130 процентов в год, очевидно, что mp3-формат становится основным и единственным в мобильных телефонах. Ну и главное: новая аудитория сразу воспринимает более прогрессивную технологию.

Готовы ли вы раскрыть финансовые детали деятельности компании?

В данный момент сайт делает более 50 процентов всех легальных продаж музыки в российском Интернете. Мы планируем увеличить эту долю за счет того, что сайт экономическими методами уничтожает пиратство в сети и дает возможность людям покупать музыку по разумной цене, отказываясь от нелегальных источников.

Какие меры вы принимаете, чтобы бороться с пиратством в файлообменных сетях?

AllOfMP3.com напрямую конкурирует с незаконным обменом файлами, так как предлагает дешевую и очень качественную альтернативу пиратству.

Владимир Борзыкин

Интернет и СМИ00:0118 ноября

«Ой, а разве “Работница” еще жива?»

Этот журнал пережил войну и советскую пропаганду. И до сих пор на плаву