Перезахоронение
В конце сентября 2006 года Дания и Россия начали процедуру перезахоронения супруги Александра III и матери последнего российского императора Николая II императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Марии-Софии-Фредерики-Дагмар. 21 сентября гроб с ее прахом был извлечен из крипты в кафедральном соборе в Роксильде, являющимся усыпальницей датской королевской семьи. В течение двух дней к останкам Марии Федоровны был открыт доступ всем желающим.Официально церемония перезахоронения началась 23 сентября с поминального богослужения в соборе в Роксильде, на котором присутствовали Ее Величество Королева Дании Маргрете II и другие члены королевской семьи Дании, представители датского правительства и парламента, члены семьи Романовых, иерархи русской православной церкви и члены правительства Санкт-Петербурга. Богослужение провели королевский исповедник, профессор, доктор теологии Кристиан Тодберг и епископ Роскилдьской епархии, доктор теологии Ян Линдхардт.
После завершения поминального богослужения траурный кортеж направился в Копенгаген, проследовал мимо дворца Амалиенборг и собора Святого Александра Невского, который был построен по настоянию Марии Федоровны в ее бытность российской императрицей на средства императорской семьи Романовых, и прибыл на причал Лангелиние, где после войсковых почестей останки Марии Федоровны были погружены на датский военный корабль "Эсберн Снаре". По пути кортеж сопровождали Кронпринц Фредерик с Кронпринцессой Мэри и солдаты королевского гвардейского полка.
Вместе с прахом Марии Федоровны в Россию отправилась копия иконы Иерусалимской Божьей Матери, специально написанная для церемонии перезахоронения датской художницей Брит Нильсен (Birte Nielsen) по заказу живущей в Копенгагене Ирины Демидовой, которая возглавляет культурную ассоциацию Dagmarina. В течение сорока дней икона находилась на освящении в соборе Святого Александра Невского, а после перезахоронения Марии Федоровны останется в Петропавловском соборе Петербурга.
Во вторник 26 сентября "Эсберн Снаре" в сопровождении флагманского корабля балтийского флота "Неустрашимый", на борту которого находился командующий Балтфлотом вице-адмирал Константин Сиденко, прибыл в порт Кронштадта. По прибытии "Эсберн Снаре" был встречен орудийным салютом с российского корабля "Смольный", давшего 31 залп. Затем гроб с прахом Марии Федоровны был перенесен на борт российского катера "Пограничник", который доставил его на пристань нижнего парка Петергофа. В сопровождении российских и датских военных гроб был доставлен в церковь святого Александра Невского, которую Мирия Федоровна часто посещала во время своего пребывания в Петергофе. В церкви митрополит Санкт-петербургский и Ладожский Владимир отслужил заупокойную литию. В церемонии приняли участие члены императорской семьи Романовых, датский Кронпринц Фредерик, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
В церкви святого Александра Невского гроб с останками Марии Федоровны пробудет два дня: за это время поклониться ее праху смогут все желающие. 28 сентября он будет перевезен в Санкт-Петербург, где в Исаакиевском соборе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужит панихиду. После чего траурная процессия направится в Петропавловский собор, где, наконец, прах Марии Федоровны будет предан земле, рядом с могилой ее мужа - императора Александра III. Поминальная трапеза пройдет в Российском этнографическом музее, основанном Николаем II в 1902 году во исполнение воли и в память его отца Александра III.
Вдовствующая императрица
Принцесса Дагмар - впоследствии императрица Мария Федоровна - родилась 26 ноября 1847 в Копенгагене в семье будущего короля Кристиана IX и Луизы Гессенской. С малых лет она была обручена с Цесаревичем Николаем Александровичем, старшим сыном русского императора Александра II. Однако 24 апреля 1865 года Николай Александрович скончался от скоротечного воспаления легких, перешедшего в открытый процесс туберкулеза, осложненный воспалением мозга.
В 1866 году принцесса Дагмар прибыла в Россию, где 28 октября, вышла замуж за младшего брата Николая Александра Александровича, приняла православие, взяв имя Мария Федоровна. В 1881 году с восшествием своего мужа на российский престол 34- лентяя Мария Федоровна стала императрицей. От брака родились шестеро детей: Николай (будущий царь-страстотерпец Николай II, 1868-1918), умерший во младенчестве Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918) и Ольга (1882-1960). Мария Федоровна мало интересовалось политикой, хотя, по мнению некоторых современников, "играла важную роль в делах империи" и даже пыталась склонить Александра III к возобновлению политики либеральных реформ, начатой его отцом Александром II Освободителем.
Однако основной ее деятельностью стала благотворительность. Она возглавляла деятельность Российского общества Красного креста и разветвленную организацию, которая занималась медицинским образованием и благотворительностью, - Ведомство императрицы Марии. После смерти в 1894 году Александра III Мария Федоровна стала вдовствующей императрицей. В первые годы царствования Николая II она играла при нем достаточно важную роль, но понемногу ее влияние на сына стало слабеть. Мария Федоровна, в частности, активно противилась присутствию в императорской семье Распутина.
Революционные события февраля 1917 года застали ее в Киеве. После отречения Николая II она последний раз встретилась с ним, приехав к нему в ставку в Могилев. Затем перебралась в Крым. В 1919 году Мария Федоровна покинула Россию на борту английского дредноута "Мальборо". После недолгого пребывания в Великобритании она вернулась в Данию. Мария Федоровна скончалась в Видере недалеко от Копенгагена 13 октября 1928 года. В своем завещании она просила, как только представится такая возможность, похоронить ее рядом с супругом Александром III.
Новая старая Россия
Впервые официальное предложение о перезахоронении останков Марии Федоровны было выдвинуто российской стороной еще в 1993 году в ходе визита представителей российских музеев в Данию. Однако в то время приоритетным для российских властей стал вопрос идентификации и перезахоронения останков царской семьи. Затем переговоры между российской и датской стороной были приостановлены из-за состоявшегося в Дании "Конгресса чеченского народа". В 2005 году перезахоронение Марии Федоровны было вновь отложено в связи с празднованием в России 60-летия победы в Великой отечественной войне. В октябре 2005 года Россия и Дания, наконец, подписали Меморандум о перезахоронении праха императрицы в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Дату назначили на сентябрь 2006 года, приурочив ее к 160-летию со дня принятия Марией Федоровной православия и выхода замуж за Александра Александровича Романова, будущего императора Александра III.
Между тем в 2002 году в России были опубликованы "Дневники Марии Федоровны", охватывающие события с 1916 по 1923 годы: Первую мировую войну, революцию и эмиграцию. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, выступая на презентации "дневников", состоявшейся в Эрмитажном театре, назвал их появление "событием года". Публикация дневников стала возможной благодаря Мстиславу Ростроповичу, который за несколько лет до этого выкупил рукопись Марии Федоровны на аукционе Sotheby's. В 2005 году в музее изобразительных искусств Республики Карелия состоялась выставка ее живописных произведений, главными экспонатами которой стали два ее натюрморта и акварель. В 2006 году вышел в свет альбом "Императрица Мария Федоровна", в котором впервые были приведены факсимильные документы, письма, ранее неизвестные отрывки из дневников Марии Федоровны и большое количество портретов и фотографий относящихся к ее жизни.
В преддверии перезахоронения императрицы в российских музеях состоялись многочисленные выставки, посвященные разным периодам и аспектам ее биографии. Первой 6 сентября в ЦВЗ "Манеж" Санкт-Петербурга открылась историко-художественная выставка "Император Александр III и императрица Мария Федоровна". Экспозиция знакомит с архивными материалами: письмами, фотографиями, документами, с предметами царского быта. Кроме того, 25 сентября в парадных гостиных Аничкового дворца начала свою работу фотовыставка "Дагмара. Годы в Дании", посвященная жизни императрицы Марии Федоровны до ее приезда в Россию и бракосочетания с императором Александром III.
В Оружейной палате Московского Кремля состоялась выставка "Рисование в семье Александра Третьего". Среди экспонатов - автопортрет Марии Федоровны и альбом с рисунками последнего российского императора. В московском Музее современной истории России с 14 сентября проходит выставка "Императрица Мария Федоровна. Возвращение…". 20 сентября в Выставочном зале федеральных архивов открылась выставка "Императрица Мария Федоровна: жизнь и судьба".
Кроме того, перезахоронение Марии Федоровны широко освещается в прессе, по радио и телевидению, на котором вышли ряд передач и научно-популярных фильмов, посвященных ее жизни и судьбе. Редкий выпуск новостей обходится без упоминания событий, связанных с переносом праха вдовствующей императрицы из Дании в Россию. Очевидно, что российская политическая элита пытается придать этому событию общенациональную значимость и на этом фоне еще раз заявить о своем понимании истории и направлении будущего развития России.
Так, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила после траурной церемонии в церкви Александра Невского в Петергофе, что перенос праха Марии Федоровны - "важнейший акт восстановления нашей исторической памяти, которая должна объединить нацию и напомнить о нашей великой истории. По мнению Матвиенко, "это еще один знак, что мы живем в другой, новой России". Она также добавила, что "мы поступили по-христиански", выполнив последнюю волю Марии Федоровны.
Это стремление привести нацию к объединению, апеллируя к восстановлению исторической памяти и к христианству, часто проявляется у российских светских и духовных властей именно на торжествах, посвященных возращению на родину праха общественных и политических деятелей вынужденных эмигрировать из России после 1917 года. Год назад на перезахоронении праха генерала Деникиа, философа Ильина и их супруг, состоявшемся на Донском кладбище в Москве, глава РПЦ Алексий II также заявил о важности восстановления исторической справедливости и преодоления раскола в обществе.
Алексей Демьянов