Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) буксует - это факт уже общепризнанный. Рассчитанный на высокую сознательность населения и стремление каждой кухарки поучаствовать в управлении если не государством, то хотя бы собственным подъездом, проект столкнулся с банальной неосведомленностью граждан и необходимостью доработки нормативно-правовой базы.
Именно подготовкой этой базы и занялись, с одной стороны, депутаты Государственной думы, а с другой - Министерство регионального развития во главе с Владимиром Яковлевым. Итогом работы ведомства стал доклад Яковлева, который был зачитан на заседании правительства 19 октября 2006 года. В ходе обсуждения проекта, предложенного министром, были сделаны сенсационные заявления, а его автор подвергся жесткой критике со стороны премьер-министра Михаила Фрадкова, после чего реформу ЖКХ отправили на доработку.
Нарисуем - будем жить
Сначала все шло хорошо. Министр регионального развития бодро описывал радужные перспективы российских теплосетей, водопроводов и канализации. Например, уровень утечек в водоснабжении к 2009 году должен сократиться на целых пять процентов. А потребление энергоресурсов - на четыре. И все за счет внедрения новых технологий. А еще господин Яковлев пообещал окончательно приватизировать к этому же сроку весь жилищный фонд страны. Две трети сумели приватизировать за 15 лет, оставшиеся 33 процента за три года как-нибудь осилим.Глава Минрегионразвития в очередной раз призвал обладателей квартир в многоэтажках определиться с управляющими компаниями. ДЭЗы морально устарели, так что гражданам придется выбирать: либо товарищества собственников жилья, либо управляющие организации. В пылу доклада министр, правда, не учел, что первые вторым не альтернатива, поскольку для того, чтобы нанять управляющую компанию, ТСЖ создавать придется обязательно. Ну да ладно, пустяки. Главное, чтобы ДЭЗов больше не было.
Еще министр ввел новое понятие - "саморегулируемые организации". Это, видимо, что-то вроде "сам себе разработчик", поскольку стандарты предоставления услуг ЖКХ будут определяться исключительно ими. И перечень платных услуг тоже. В качестве примера "саморегулируемых" Яковлев привел ТСЖ и управляющие компании. Решит преемник ДЭЗа, что за вызов сантехника каждый раз надо платить 500 рублей - и придется платить. Саморегулирование, однако.
Полная амнистия
Коллеги по кабинету были настроены не так оптимистично, как докладчик. Например, министр юстиции Владимир Устинов пожелал узнать, что Минрегионразвития предлагает сделать с 70 миллиардами рублей, которые население успело задолжать к настоящему моменту по коммунальным платежам.Яковлев, надо отдать ему должное, не растерялся - и мгновенно приобрел себе сторонников среди простых россиян, пообещав простить им накопленные долги.
Впрочем, он тут же добавил, что одну пятую часть задолженности амнистировать никак не может. Речь идет о состоятельных гражданах, которые то ли прикидываются бедными и больными, то ли просто забывают оплачивать квитанции по квартплате. Их Яковлев предложил преследовать в судебном порядке, а также подвергать публичному порицанию.
Министру природных ресурсов такая постановка вопроса очень не понравилась. Проведение подобной амнистии поставит всю работу, которую годами вели муниципалитеты с неплательщиками, под сомнение - вот такой недемократичный вывод сделал Юрий Трутнев. "Возникнет вопрос у тех, кто платил: а зачем мы платили?" – вопрошал Трутнев.
"Где деньги, Зин?"
Затем Яковлев предпринял попытку поправить финансовые дела российских предприятий, попросив министра финансов Алексея Кудрина компенсировать заводам и фабрикам средства, которые пошли на закупку дополнительного топлива в прошлую холодную зиму.Кудрин вместо ожидаемого энтузиазма проявил легкий скепсис. "Назовите сумму", - флегматично попросил он. Яковлев пояснил, что речь идет всего-навсего о 18,5 миллиардах рублей. На фоне триллиона рублей, требующегося для обновления жилищно-коммунальной отрасли, эта сумма, конечно, смотрится как мелочь.
Тут уж Кудрин не поскупился на цифры. Затраты бюджетов всех уровней на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, сказал он, составляют около 450 миллиардов рублей в год, причем почти половину этой суммы - около 200 миллиардов - составляют дотации, направляемые предприятиям на покрытие убытков от их кипучей деятельности.
Кудрин указал на необходимость прекратить финансировать убытки. Пусть платит население. Вот в Восточной Европе, которая, между прочим, тоже претерпела всякие перестройки и революции в последние два десятилетия, уровень расходов на содержание жилья в совокупном доходе одной семьи составляет от 15 до 21 процента. А у нас, таких сознательных и социально активных, эта цифра равна лишь 9,5 процента, да еще и увеличивается не больше, чем на 1 процент каждый год. Непорядок.
Вот если мы поднимем тарифы на ЖКХ, рассуждал Кудрин, то инвесторы сразу выстроятся в очередь, чтобы вложить деньги в эту убыточную ныне отрасль. А заодно и качество услуг повысится. Что означает: чем дороже - тем лучше.
Пока Яковлев обдумывал ответ на эту логичную и хорошо структурированную речь, в обсуждение вступил Герман Греф. "То, что сейчас предложил министр финансов, чтобы переложить тариф на население, неприемлемый путь, с нашей точки зрения", - сказал он. После чего грозно добавил, что в Восточной Европе "многие министры поплатились креслами за такие реформы". И вообще, утром стулья - вечером деньги, а не наоборот. Потому что несправедливо платить дороже за услуги, качество которых осталось на прежнем уровне.
А воз и ныне там
Возникали в ходе обсуждения и совсем коварные вопросы. Вице-премьер Дмитрий Медведев поинтересовался у Яковлева, какие нормативные акты должны быть приняты для того, чтобы выполнить пункт по ликвидации перекрестного субсидирования в ЖКХ. Министр ответил, что должно быть принято постановление правительства. "Постановление из одной строки - прекратить перекрестное субсидирование в отрасли?" - спросил удивленно Медведев. Внятного ответа Яковлев дать не смог - по всей видимости, на эту тему он просто не задумывался.Депутат Государственной думы Мартин Шаккум раскритиковал всю реформу ЖКХ, сказав, что она в России еще даже не начиналась. А заодно возложил ответственность за это на правительство, противопоставив ему Федеральное собрание. Мол, основную массу законопроектов по этой теме инициировали депутаты, а не ведомства.
"У нас нет даже методики расчета экономически обоснованного тарифа. Каким образом тогда мы можем осуществлять регулирование тарифов?" - спросил Шаккум. Вопрос этот повис в воздухе. Тогда депутат указал на то, что до сих пор нет типового соглашения о концессии в сфере ЖКХ, а затем высказал мнение о том, что за реформу ЖКХ должен отвечать Минрегион, а не руководители местного самоуправления. "По логике Яковлева, получается, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих", - сказал он. И снова докладчик промолчал.
Тяжелая артиллерия
В конце концов слово взял председатель правительства, которому вся эта дискуссия пришлась очень не по душе. "Члены правительства не вовлечены в эту работу" - вот каким был первый вывод Михаила Фрадкова. "Тема не ставится так остро, как она того заслуживает" - таким был вывод номер два. И во всем этом виноват персонально Владимир Анатольевич Яковлев. Если бы он регулярно встречался с Кудриным и Грефом, в ЖКХ уже давно бы все наладилось.Премьер-министр высказал сомнение в том, что подготовленный Минрегионразвития план реформирования ЖКХ может быть выполнен в короткие сроки. "В плане 37 пунктов, каждый из которых требует принятия энного количества нормативных актов. А за 10 лет мы приняли только один закон и 15 постановлений правительства", - сказал Фрадков.
Вот, например, пункты о создании товариществ собственников жилья и начало строительства инженерной инфраструктуры в ЖКХ. По мнению Фрадкова, один вопрос о инженерной инфраструктуре "требует отдельного заседания правительства - и не одного".
В целом объем работы предстоит огромный, и вряд ли ее можно выполнить за один год, заявил премьер-министр. А "судя по тому, как эти пункты написаны, они носят философский характер. В зиму мы войдем и, я надеюсь, сохранимся физически. После этого останется полгода. Мы еще будем здесь работать, я надеюсь", - заметил Фрадков.
Вот тогда-то, по его словам, правительству нужно будет отчитаться за выполнение плана. А не перекладывать ответственность на региональные и муниципальные власти.
Яковлев не посчитал нужным согласиться с критикой премьера в свой адрес. Сначала упомянул о том, что его ведомству всего два года, не забыв уточнить, что половина этого срока была потрачена "на становление министерства". Затем сказал, что в процессе подготовки проекта реформы ЖКХ была проделана огромная работа.
"Результатом стал закон о финансовом оздоровлении, а также то, что вы наконец-то сказали, что это - одна из сфер, которой должно заниматься правительство", - заявил министр.
Яковлева поддержал Александр Жуков. Ему понравился план амнистии должников по коммунальным платежам. Да и вообще, сказал вице-премьер, закон о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ, подготовленный Минрегионом, не так уж плох. Есть ряд ясных и четких решений, способных улучшить ситуацию в отрасли.
Согласился с Жуковым и глава Федеральной антимонопольной службы. Кроме известия о том, что старые долги за ЖКХ можно больше не оплачивать, Игоря Артемьева порадовали реалистичность оценки финансовых ресурсов отрасли и создание конкурсной основы для работы в этой сфере. Оптимизм руководителя ФАС, по всей видимости, связан со специализацией его ведомства: известно, что с монополизацией оно призвано бороться в первую очередь.
Премьер с точкой зрения Артемьева категорически не согласился. "Там ничего конкретного нет, это пожелания и рассуждения. У вас я конкретику слышу, а от Владимира Яковлева - не слышу", - сказал Фрадков. После чего предложил признать работу Минрегионразвития по организации реформирования ЖКХ неудовлетворительной.
Реформа ЖКХ всех касается, рассудил далее премьер. Министерству поручено в месячный срок подготовить новый комплексный план, а 14 остальных министров должны к этой работе обязательно подключиться. Таким образом, Яковлеву помогут согнать жильцов в товарищества и Кудрин, и Греф, и, может быть, даже сам Фрадков.