Новости партнеров

Новая классика

Послевоенное искусство поставило рекорды на аукционах

С нетерпением ожидавшиеся нью-йоркские торги домов Christie's и Sotheby's по продаже произведений искусства, созданных в последние полвека, принесли предсказуемые и очень весомые плоды общей стоимостью 365 миллионов долларов. Лидерами аукционов, как и предсказывали аналитики, стали работы Энди Уорхола, Виллема де Кунинга, Фрэнсиса Бэкона и Роя Лихтенштейна. Кроме того, были поставлены два десятка рекордов стоимости для произведений ныне живущих художников и скульпторов.

Голландский долгожитель

Виллем де Кунинг (1904-1997), уроженец Нидерландов, переехавший в США в 1926 году, по-видимому, прочно закрепился в тройке самых дорогих художников второй половины XX века. Его работы уступают по стоимости только картинам Джексона Поллока (140 миллионов долларов) и Джаспера Джонса (80 миллионов). Собственный рекорд де Кунинга - 63,5 миллиона долларов: такова стоимость полотна "Полицейская газета", проданного, так же как и работы Поллока и Джонса, в ходе частных сделок. Если же говорить об аукционах, то 27,1 миллиона долларов, уплаченные на Christie's 15 ноября 2006 года за картину "Без названия XXV", являются на сегодняшний день самой большой суммой, уплаченной за полотно, написанное после Второй мировой войны. Предыдущий рекорд год удерживала картина Марка Ротко "Посвящение Матиссу", проданная на Christie's за 22,4 миллиона. Самой дорогой скульптурой остается пока стальной объект Дэвида Смита под названием "CUBI XXVIII", купленный за 23,8 миллиона долларов на Sotheby's 10 ноября 2005 года.

Спросом на последних аукционах пользовались не только холсты де Кунинга 1970-х годов, но и его работы в смешанной технике: так, сравнительно ранняя - 1952 года - картина "Сидящая женщина I", выполненная углем, карандашом и маслом по бумаге, была продана за 9,6 миллиона долларов, что превзошло оценки аукционистов более чем вдвое.

Великий конъюнктурщик

За последние десять лет работы Энди Уорхола подорожали вчетверо. Поскольку количество его картин на рынке ограничено, то коллекционеры пользуются этим: при наличии неизменно устойчивого спроса на Уорхола его шелкографиями можно оперировать как инвестиционными инструментами. Так, собственно, оно и происходит. Опытный манхэттенский арт-дилер Эндрю Фабрикант приобрел "16 Джеки" за 15,6 миллионов долларов. Можно не сомневаться, что большой холст с расставленными в шахматном порядке снимками улыбающейся и скорбящей Жаклин Кеннеди привлекательности для коллекционеров не потеряет еще лет десять, и даже потенциальный глубокий кризис на арт-рынке едва ли пошатнет культовый статус этой работы.

Такими же соображениями, вероятно, руководствовался и анонимный коллекционер, купивший за 16, 2 миллиона "Оранжевую Мерилин", один из двенадцати портретов актрисы Мерилин Монро, написанных Уорхолом в 1962 году.

Примечательный покупатель нашелся на хрестоматийный уорхоловский портрет Мао Цзедуна: за 17,3 миллиона его купил Джозеф Лау, 451-ый самый богатый человек в рейтинге журнала Forbes 2006 года. Гонконгский миллиардер, сделавший состояние на недвижимости, является одним из тех новых азиатских коллекционеров, чье присутствие на рынке в последние годы стало столь ощутимо.

Картина с историей

"Лежащая фигура со шприцом для инъекций. Версия 2" Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) ушла на аукционе Sotheby's за 15 миллионов долларов и стала самой дорогой картиной художника. Никогда не учившийся живописи тезка и дальний родственник знаменитого философа елизаветинской эпохи написал эту работу в 1968 году. Моделью для "лежащей" послужила Генриетта Морэ, женщина, близкая кругу Бэкона и Люсьена Фрейда, одна из ярких светских львиц Лондона в 1950-х и 1960-х, героинистка, алкоголичка и неудачливая воровка. Покончив с дурными привычками, Морэ написала блестящую, ироничную книгу воспоминаний и издала ее незадолго до своей смерти в 1998 году.

Наследие Фрэнсиса Бэкона, самого востребованного британского художника XX века, относительно невелико, следовательно, стремительно дорожает. В 2005 году его известный "Этюд по мотивам картины Веласкеса "Портрет Папы Иннокентия X" был продан на Christie's за 10,1 миллиона долларов.

Новый авангард

Неожиданно высокая сумма на Christie's была уплачена за полотно "1947-R-No. 1", то есть "1947 - Красное - №1", американского абстрактного экспрессиониста Клиффорда Стилла: 22,1 миллиона долларов. Несмотря на то, что Стилл был очень плодовитым живописцем (его наследие составляет около 750 холстов и 1500 работ на бумаге), количество его картин на рынке невелико, поскольку он задолго до своей кончины в 1980 году перестал их продавать. В 2009 году в Денвере, штат Колорадо, откроется персональный музей художника, построенный в соответствии с его требованиями, так что интерес к Стиллу неизбежно будет расти.

Новые рекорды были зафиксированы также для таких художников, как Исаму Ногучи (1904-1988), Пьеро Манцони (1933-1963). Одна из ведущих женщин-скульпторов Луиз Буржуа, автор многочисленных разноразмерных металлических пауков, тоже подтвердила свой высокий статус.

Успешными оказались последние торги и для сравнительно молодых мастеров, например, для скульптора Аниша Капура, которому впервые удалось продать свою работу за сумму, превосходящую два миллиона долларов. Ведущий немецкий живописец Герхард Рихтер тоже установил личный рекорд.

***

Итоги торгов Christie's и Sotheby's не обманули ничьих ожиданий, даже несколько непроданных работ Роя Лихтенштейна и Джексона Поллока не слишком огорчили аукционистов, поскольку стало окончательно ясно, что рынок произведений искусства имеет еще существенный запас прочности. Пока дилеры, специализирующиеся на западном искусстве, будут осмыслять ноябрьские результаты, мы подождем торгов русской живописью, которые пройдут в Лондоне 27 и 28 ноября: не приходится сомневаться, что рекорды будут и там.

Юлия Штутина