Собрание кредиторов 27 ноября поддержало план реструктуризации долгов компании Eurotunnel, которая управляет туннелем под проливом Ла-Манш. Это решение кредиторов спасло ее от банкротства в двадцатилетний юбилей компании. Сейчас долг оператора туннеля 54 кредиторам превышает 11 миллиардов долларов.
Когда в 1986 году Маргарет Тэтчер и Франсуа Миттеран подписали соглашение о строительстве туннеля под проливом Ла-Манш, они воплотили в жизнь почти двухсотлетнюю мечту европейских техников. Впервые о том, что Францию и Англию можно соединить туннелем, заговорили еще в 1802 году. Тогда предлагали прорыть туннель и пустить по нему запряженных в повозки лошадей. Позже появилось множество предложений по строительству туннеля, однако реализовать проект удалось только в конце двадцатого века.
Но грандиозный технический и строительный проект, который был причислен к "Семи чудесам современного мира", как оказалось, был хорош только на бумаге. Туннель постоянно захватывали эмигранты, которые пытались перебраться в Великобританию, он сам несколько раз горел, а затем вдобавок оказался под угрозой финансового коллапса.
Когда в 1994 году туннель был достроен, оказалось, что на его строительство было потрачено более 10 миллиардов долларов. При этом строители превысили проектную смету проекта на 80 процентов. К 1998 году акции оператора туннеля потеряли в цене 90 процентов от их первоначальной стоимости.
Попытки компании Eurotunnel повысить рентабельность проекта привели к тому, что она сократила количество поездов, курсирующих под Ла-Маншем, с четырех до двух в час и уволила обслуживающий эти поезда персонал. В компании много раз заявляли, что процентная ставка по долгу Eurotunnel слишком велика, а объемы пассажирских и грузовых перевозок достигают лишь одной трети от того, что было запланировано.
Кроме того, количество пассажиров в вагонах эконом-класса по итогам первого квартала 2006 года оказалось на 16 процентов ниже, чем в 2005 году, а число пассажиров в вагонах класса "люкс" снизилось на 27 процентов.
В течение долгих лет руководство компании пыталось найти выход из сложившейся ситуации. В 2004 году Жак Гуно (Jacques Gounon) пытался договориться с кредиторами о списании четырех миллиардов долларов долга, однако они не пошли Eurotunnel навстречу. В 2006 году переговоры Eurotunnel с кредиторами окончательно зашли в тупик.
В начале 2006 года аудиторы отказались подписать результаты проверки работы компании за 2005 год. По их мнению, Eurotunnel оказалась на грани финансового краха. Жак Гуно заявил тогда, что его предприятие ожидает серьезная реорганизация.
В мае 2006 года Eurotunnel заключила соглашение с банками Goldman Sachs, Macquarie Bank Ltd. и Barclays Plc. о реструктуризации своей задолженности. Согласно документу, долг должен был сократиться до 5,45 миллиарда долларов с погашением тремя траншами. При этом банки получили бы гарантированные дивиденды и право голоса в руководстве Eurotunnel.
Но 13 июля 2006 года переговоры Eurotunnel с кредиторами зашли в тупик. Как заявили тогда представители компании, последний вариант соглашения по реструктуризации был отвергнут большинством кредиторов. Они посчитали тогда, что план реструктуризации приведет к еще большим финансовым потерям. В итоге Eurotunnel, в соответствии с законодательством Франции, была вынуждена просить защиты от банкротства в суде.
Французский суд удовлетворил прошение. По французскому закону, который был принят только в 2006 году, банкротство компании может быть отложено правительством на шесть месяцев. Таким образом, Eurotunnel получила возможность продолжить переговоры с кредиторами о реструктуризации своих долгов.
На 27 ноября было назначено собрание кредиторов, которое должно было решить, начать ли реструктуризацию долгов или нет. Для того, чтобы план реструктуризации был одобрен, его должны были поддержать кредиторы, которым принадлежат права на две трети от совокупной суммы долга Eurotunnel. За день до голосования оператор туннеля известил кредиторов о том, что в случае, если они откажутся от плана реструктуризации, Eurotunnel будет вынуждена начать процедуру ликвидации.
В итоге план реструктуризации долгов поддержали владельцы 72 процентов долгов Eurotunnel. Согласно плану, будет создано новое предприятие Groupe Eurotunnel, которое получит долгосрочный кредит почти на шесть миллиардов долларов у консорциума банков. Кроме того, Eurotunnel подготовит выпуск облигаций, которые можно будет конвертировать в акции компании. Глава компании Жак Гуно заявил, что Eurotunnel возродится и станет новой компанией.
Перспективы у несостоявшегося банкрота, несомненно, есть. Уже в 2005 году правительства Франции и Великобритании изучали возможность строительства второго туннеля под Ла-Маншем. Однако экономическое обоснование для такого туннеля не было подготовлено. Недавно президент Франции Жак Ширак заявил, что до конца 2006 года будет рассмотрен проект строительства скоростной железнодорожной ветки, связывающей Париж и Лондон. Туннель под Ла-Маншем предлагается сделать одним из ее участков.
Остается только надеяться, что Eurotunnel сможет справиться с кризисом. В свое время другая череда неудач привела к гибели другое чудо техники англо-французского происхождения - сверхзвуковой самолет Сoncorde.
Жаль, если грандиозное достижение технической мысли останется в истории как один из самых неудачных бизнес-проектов двадцатого века.