А ты кто такой? 11-12 декабря в Москве прошел Третий Всероссийский гражданский конгресс

Прошедший 11-12 декабря в Москве Третий Всероссийский гражданский конгресс (ВГК) очень ярко, зримо и наглядно продемонстрировал состояние и перспективы того самого гражданского общества в стране, созданием которого и занимается эта организация вот уже два года. Начавшись скандалом, показавшим, насколько узок круг поборников гражданского согласия и как страшно далеки они от народа, а главное - друг от друга, мероприятие тем же манером и продолжилось. А закончилось все обыском в офисе одного из основных действующих лиц. Все это напомнило известный анекдот - сначала мы белых, потом они нас, а потом пришел лесник...

Собственно, даже власть понимает, что без демократической оппозиции в стране никак нельзя. Должна она быть, и все тут. Для баланса, гармонии и полного всеобщего процветания. И честно пытается то как-то эту самую оппозицию соорудить из подручного материала, то приручить уже имеющуюся - но не выходит что-то ничего путного. От искусственно сделанной самих с души воротит, а от той, что самостийно образовалась, тоже толку никакого - чем ближе выборы, тем больше напоминают "высокие" отношения в ее стане перепалку Паниковского и Балаганова накануне ограбления подпольного миллионера Корейко. Интенсивность выкриков "а ты кто такой?", которые, согласно классикам, предшествуют обычно "генеральной драке, в которой противники бросают шапки на землю, призывают прохожих в свидетели и размазывают на своих щетинистых мордасах детские слезы", столь высока, что красочный финал, как кажется, уже близок.

Атмосфера взаимной ненависти и скандала, царившая в конференц-зале гостиницы "Космос" (кстати, забавно, что недавний съезд "Единой России" тоже проходил в "Космосе", только екатеринбургском, - но эти железные космонавты сора из своей ракеты не выносили) в течение этих двух дней, привлекла внимание представителей СМИ, которым было, о чем писать.

Вообще-то, ВГК собрался в "Космосе", чтобы консолидировать оппозицию и выработать программу национального согласия. Однако путь к исполнению этих благородных задач натолкнулся на непреодолимые препятствия уже с самого начала мероприятия из-за публичного конфликта между организаторами.

"Разделяй и властвуй"

Началось все, конечно же, не 11 декабря, а гораздо раньше - трещина в стане "отцов-основателей" Гражданского Конгресса появилась, или во всяком случае стала публичной еще в июле, накануне пресловутого форума "Другая Россия", собственно, и организованного тем же ВГК. Тогда в нем отказались принимать участие представители "Яблока" и СПС, которые сочли неприемлемым для себя состав участников "Другой России", который отличался необыкновенной широтой - от Лимонова и Анпилова до Касьянова, Рыжкова и Каспарова.

Дальше было только хуже, причем не без участия "лесника", действующего по принципу "разделяй и властвуй" - СПС и "Яблоко" стали "легальными демократами", пройдя госрегистрацию и подтвердив свой статус официально разрешенных партий, а часть "другороссов" оказалась на нелегальном положении - это касается фактически запрещенной лимоновской НБП, так и не прошедшей регистрации Республиканской партии Владимира Рыжкова, да и Михаил Касьянов так и не смог придать официальный статус своему Народно-демократическому союзу (НДС). Флер запрещенности и нелегальности только прибавил политических амбиций законному детищу ВГК, и оно из одноразового форума стало постоянно действующей организацией, образовав политическое совещание, в состав которого вошли НБП, НДС, Республиканская партия, каспаровский Объединенный гражданский фронт (ОГФ), анпиловская "Трудовая Россия" и движение "За достойную жизнь" под руководством осторожного Сергея Глазьева, который вскоре покинул эту пассионарную компанию, предпочтя более спокойную политическую перспективу.

К декабрю "Другая Россия", это беспокойное детище Гражданского конгресса, окончательно вошла в роль прибежища всех униженных и оскорбленных, действуя под лозунгом формирования "широкой демократической право-левой коалиции", высказанного устами Михаила Касьянова, и явившись инициатором и организатором "Марша несогласных". Участники этой акции собираются "выразить недовольство происходящим в стране и доказать, что ухудшение социально-экономического положения населения страны напрямую связано со снижением уровня политических и гражданских свобод, которое произошла в период руководства президента Владимира Путина".

Весь этот "рост политического веса" "Другой России", активисты которой одновременно состоят и в ВГК, состав которого несколько шире и аморфнее, а главенствующее настроение собравшихся несравнимо более лояльное и благодушное, не мог не произвести того впечатляющего эффекта, который, собственно, и случился.

День первый

Основными "камнями преткновения" в первый день заседания Конгресса стала высказанная "Другой Россией" еще в июле задача выдвижения объединенного оппозиционного кандидата в президенты на выборах 2008 года, бойкот думских выборов, а также идея отмены коллективного членства в ВГК и ротации его сопредседателей, которыми являются президент фонда "Индем" Георгий Сатаров, председатель Московской Хельсинкской группы, правозащитница Людмила Алексеева и глава ОГФ Гарри Каспаров.

Мнение "Яблока", как коллективного члена ВГК, озвучила глава политического отдела аппарата партии Галина Михалева, которую цитирует "Коммерсант". Она назвала "странной и шизофренической" позицию "Другой России" по поводу бойкота думских выборов и участия в президентских, а также предостерегла неназванных лиц от использования ВГК "для политических целей и выдвижения единого кандидата в президенты".

Конкретизировал позицию "Яблока" зампред партии Сергей Митрохин. "Сопредседателями конгресса предпринимаются попытки затянуть его в "Другую Россию", но мы категорически против того, чтобы сливать конгресс с "Другой Россией",– заявил он. – Руководство конгресса должно быть деполитизировано, все решения должны приниматься консенсусом. Но сопредседатели постоянно делают заявления от конгресса о "Другой России", хотя конгресс не принимал решения о создании этой организации с сомнительными личностями и политическими провокаторами". Кроме того, Митрохин посетовал, что сопредседателям "свойственно выступать с обвинениями в адрес входящих в конгресс партий и отдельных его членов". "Сопредседатели не должны быть политически ангажированы, должна быть ротация сопредседателей, и мы против отмены коллективного членства в конгрессе",– подчеркнул зампред "Яблока".

Расставил все точки над "i" Гарри Каспаров: "Эта атака "Яблока" и СПС, безусловно, заказ Кремля. Это единственный способ оправдать в глазах Кремля собственное существование. Пока не было "Другой России", они были никому не нужны, и вдруг – взлет СПС и "Яблока" на телеэкране, их приглашают в Кремль. Власть работает над тем, чтобы оттянуть от "Другой России" актив СПС, "Яблока" и КПРФ. А СПС и "Яблоко" предлагают Кремлю яростные атаки на "Другую Россию" в обмен на преференции, например, на думских выборах". Как подчеркнул Каспаров, Гражданский конгресс не волновал Кремль, пока из него не выросла "Другая Россия" – "реальная оппозиция, которая угрожает власти и на которую она обрушила весь свой ресурс". По мнению сопредседателя ВГК, "Яблоко" и СПС "ведут дело к развалу конгресса, но даже если им это удастся, есть "Другая Россия"".

Затем последовала реакция Митрохина - обвинения Каспарова в адрес "Яблока" он назвал "бредом сумасшедшего": "Какая атака на конгресс?! Человек сошел с ума, это паранойя и мания величия, если он себя отождествляет с конгрессом!" А в ответ на обвинения в связях с Кремлем зампред "Яблока" заметил, что "Каспаров тоже ходил в Кремль и только после этого Минюст зарегистрировал его Объединенный гражданский фронт".

Вот таким обменом любезностями в рамках установления гражданского согласия и закончился первый день мероприятия.

День второй

Продолжилось оно не менее эмоционально. Первым начал Каспаров, высказавшись с трибуны по поводу недавней встречи президента с лидерами политических партий, в которой принимали участие и руководители "Яблока" и СПС: "Когда руководитель партии приходит к президенту Путину и после этого Путин подписывает закон, который фактически упраздняет выборы, не важно, что руководитель партии говорил на этой встрече. Он дал частицу своего политического ресурса правящему режиму".

Ответил Каспарову все тот же Митрохин, появление которого на трибуне заставило одного из сопредседателей ВГК, другоросса Георгия Сатарова демонстративно покинуть президиум со словами "он провокатор". "Тут дискуссия о том, кто самый оппозиционный, можно ли ходить в Кремль... – возмутился Митрохин. – Но прийти к власти можно, только опираясь на широкие силы общества, а если вы каждого второго подозреваете, что он какой-то коллаборационист, то у вас никогда не будет власти и влияния. Обсуждение оппозиционности – это путь к раздраю".

Раздрай сопровождался робкими призывами остальных участников заседания не политизировать мероприятие и вообще как-то успокоиться. "Гарри Каспаров и Георгий Сатаров ведут неправильную линию. Оставаясь руководителями "Другой России", они не должны руководить Гражданским конгрессом, – заявил "Независимой газете" лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.– Они выталкивают партии, объединяющие большинство российских демократов". А руководитель общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева призналась "Новым Известиям" , что за время конгресса увидела очень много амбиций среди его участников: "Занимаясь амбициями, мы останемся ни с чем, и будет тысяча маленьких Бесланов по всей стране". "Гражданское общество должно контролировать честные и прямые выборы, а не обсуждать единого кандидата!" – одиноко прозвучал голос одного из выступавших, не принадлежащего к противоборствующим группировкам.

Однако как раз на эту тему выступил Касьянов, который повторил свое предложение о создании к выборам 2007 года право-левой коалиции, которая затем уже на президентских выборах выдвинет единого кандидата от оппозиции. В коалицию, по его словам, должны влиться и СПС, и "Яблоко", и КПРФ. Главной целью оппозиционеров, по его словам, должна стать "смена вредного политического курса", но "конституционными методами".

Это предложение уже получило оценку предполагаемых членов коалиции. "Право-левая коалиция бессмысленна и политически самоубийственна!" – заявил Митрохин "Новым Известиям", добавив, что рейтинг у единого кандидата будет "два процента, как у Касьянова". А замглавы федерального политсовета СПС Леонид Гозман, который на конгрессе не присутствовал, высказал мнение, что такой союз возможен лишь тогда, когда власть представляет из себя "абсолютное зло наподобие режима Гитлера или Сталина". Нынешнюю же власть правые не считают "худшей из всех возможных". Тут стоит отметить, что, видимо, для СПС и "Яблока" нынешняя власть настолько хороша, а что они не в состоянии не только войти в гипотетическую право-левую коалицию, но и в коалицию между собой, продолжая раз за разом отстаивать собственные политические амбиции.

Вот такая плодотворная дискуссия глухого со слепым произошла в ходе заседаний Гражданского Конгресса. Завершился он известием об обыске в офисе ОГФ. "Мы живем в разных мирах – одни ходят в Кремль, а у других обыск", – подытожил лидер ОГФ, Гарри Каспаров.

Разные миры, в которых пребывают деятели демократической оппозиции, все же кое-что объединяет - во-первых, тот самый "лесник", который незримо присутствовал за кулисами ВГК, постоянно возникая в речах оппонентов, к которому одни ходят сами, а к другим он является без спросу... А во-вторых - электорат, о котором как-то подзабыли и отношения с которым, а не друг с другом и Кремлем в конечном итоге придется выяснять.

Татьяна Щеглова

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше