Взаимоотношения двух самых крупных демократических партий страны - СПС и "Яблока" - все больше напоминают "высокие отношения" двух бывших супругов, уже разведенных, но вынужденных ввиду социальной неустроенности продолжать существовать на одной жилплощади, с тем только отличием, что этого брака в прошлом никогда не существовало. Причем в этом раскладе роль бывшего мужа можно, скорее, отдать СПС, время от времени пытающегося наладить отношения, а жены - "Яблоку", столь же регулярно отказывающему во взаимности. Однако в последнее время эти отношения из сферы взаимных упреков, обвинений и попыток все-таки объединиться ради политического будущего плавно переместились в область уголовного права, похоже, окончательно похоронив тем самым всякие надежды избирателей на образование единой демократической оппозиции.
Как кажется, разговоры о том, что "Яблоко" и СПС непременно должны сойтись, слышатся перед каждыми выборами столько, сколько вообще существуют эти партии. И резоны для такого альянса приводятся весьма убедительные - ради победы демократических идей партийным лидерам надо забыть о взаимных антипатиях, амбициях и идеологических расхождениях, нельзя "делить" избирателей, ни к чему, кроме полной потери доверия возможного электората и, как следствие, политического фиаско "правых" это не приведет. И нельзя сказать, чтобы попытки объединиться не предпринимались - это делалось неоднократно, на различных региональных выборах. И каждый раз, в преддверии голосования по единому списку, слышались заверения партийных лидеров о несомненном скором объединении партий. А уж в случае, если выборы для связки "Яблоко"-СПС прошли удачно, то уверенности в таком будущем в заявлениях партбоссов становилось еще больше.
Тут, правда, стоит отметить, что всякий раз не сомневались в таком исходе все-таки лидеры СПС, а бессменный глава "Яблока" Григорий Явлинский, как правило, был в своих высказываниях на этот счет более осторожен и туманен. И эта транслируемое Явлинским нежелание идти на компромисс никогда не давало осечки - раз за разом наблюдатели констатировали очередной виток разногласий и взаимных упреков, наступающий вслед за видимым примирением.
Вот, например, вкратце какие чудеса высшего пилотажа совершили отношения демократов за последний год.
Чудеса на виражах
На выборах в Мосгордуму в начале декабря 2005 года, где обе партии шли по единому списку под названием "Яблоко - Объединенные демократы", удалось добиться неожиданного успеха, набрав 11 процентов голосов избирателей. И лидеры обеих партий - Григорий Явлинский и Никита Белых - тут же выступили с совместным заявлением о том, что СПС и "Яблоко" будут создавать к выборам в Госдуму 2007 года объединенную демократическую партию. Тут стоит отметить, что едва ли не главным камнем преткновения в деле объединения СПС и "Яблока" была и остается фигура главы РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса. Чубайс всегда был непререкаемым авторитетом для СПС и неизменной мишенью для критических выпадов "Яблока", которое нападало на Чубайса за все - приватизацию, позицию по Чечне, реформу энергетики. Поверить в серьезность намерений создать демократический альянс заставило тогда неожиданное заявление Никиты Белых - из уст лидера СПС впервые прозвучала критика Чубайса: "Слова Чубайса относительно возможности отключения электроэнергии при 25-градусном морозе были, безусловно, вредными для предвыборной кампании "Яблока" и объединенных демократов по выборам в Мосгордуму", - сказал тогда Белых.
Однако чудес не произошло - на выборах региональных парламентов в марте 2006 года СПС и "Яблоко", даже поддерживая друг друга и выставляя в некоторых субъектах федерации единые списки, не смогли преодолеть установленный барьер для прохождения в законодательные собрания. После чего градус взаимной любви резко понизился, переговоры о грядущем объединении застопорились, причем, как сообщалось, СПС и "Яблоко" не смогли договориться о принципах формирования руководящих органов единой партии.
В конце апреля Явлинский и Белых выступили с заявлением, суть которого сводилась к тому, что партии не стремятся объединиться "во что бы то ни стало", переговоры об объединении продолжатся, а пока партии будут "жить своей жизнью" - консолидировать вокруг себя демократические силы. Вскоре после этого с "Яблоком" слились "Зеленая Россия" и Союз комитетов солдатских матерей, а с СПС собирались сливаться Республиканская партия и партия "Развитие предпринимательства", правда, потом передумали.
Тем временем 23 мая СПС и "Яблоко" обнародовали меморандум о намерениях, в котором не было ни слова о возможном объединении двух партий. "Две партии принимают на себя обязательства не нападать друг на друга на выборах, и более пока ничего", - пояснил тогда "Коммерсанту" ситуацию источник в СПС.
А зампред "Яблока" Сергей Митрохин опять припомнил "правым" все того же Чубайса и иже с ним - комментируя "меморандум", он заявил, что в ведущемся между партиями диалоге много вопросов к лидерам правых, в частности - к бывшим лидерам СПС, которые, по его мнению, дискредитировали идеи демократии в России. "Они должны уйти из политики либо делать политику отдельно", - подчеркнул тогда Митрохин.
Представители СПС были, как всегда, настроены более оптимистично - "прямого указания, что мы создаем объединенную партию, в меморандуме нет, потому что это отдельная тема, но он отражает несколько принципиальных вещей. В частности, то, что мы удовлетворены тем, как проходят переговоры".
Однако совсем не так благодушно оказались настроены "яблочники" - на прошедшем в начале июня съезде партии еще один зампред "Яблока" Сергей Иваненко посоветовал однопартийцам забыть о слиянии с СПС. "Это фантастический проект, это авантюра", - заявил он. По мнению Иваненко, и "Яблоко", и СПС в результате слияния скорее потеряют своих сторонников, чем объединят их. При этом Иваненко назвал одним из непреодолимых препятствий для слияния отношение к "реформам 90-х": "Яблоко" считает их "во многом ошибочными и преступными", а СПС - "абсолютно удачными", причем, по его мнению, по тому же признаку разделен и демократический электорат. Как отмечали тогда эксперты, фактически это заявление поставило крест на любых дальнейших попытках объединения двух демпартий, демонстрируя уже сформировавшееся в "яблочном" руководстве твердое мнение о нецелесообразности дальнейших объединительных переговоров. Кроме того, на съезде было заявлено, что "Яблоко" не считает своей приоритетной задачей прохождение 7-процентного барьера на думских выборах 2007 года и не намерено менять свою позицию по принципиальным вопросам ради того, чтобы с кем-либо объединиться.
В следующий раз брэнды СПС и "Яблоко" упоминались вместе в связи с отказом их лидеров посетить форум оппозиции "Другая Россия", который прошел в июле накануне саммита "большой восьмерки". Причем и Белых, и Явлинский отказались участвовать в этой конференции по схожим мотивам - им не понравился состав участников.
Тем не менее, несмотря на очередное и очевидное охлаждение отношений, в конце августа стало известно, что на предстоящих 8 октября выборах в Свердловскую областную думу партии пойдут вместе, там зарегистрирован объединенный список СПС и "Яблока", в котором первую позицию заняла глава свердловского отделения "Яблока" Мария Дронова. Такой альянс внушил тогда наблюдателям некий оптимизм в отношении дальнейших перспектив, однако время показало, что они несколько поторопились.
Тем временем, 19 сентября состоялся съезд СПС, на котором была принята весьма амбициозная программа партии под названием "Горизонт 2007-2017. Вернуть России будущее", с которой СПС планирует пойти на выборы 2007 года. В своем выступлении на съезде, говоря о перспективах объединения СПС и "Яблока", Никита Белых заявил: "Оно реально, я не буду говорить, что оно точно произойдет, у нас в стране ни в чем нельзя быть уверенным, но шансы на ее создание высоки, как никогда".
Между тем на прошедших 8 октября выборах в Свердловскую облдуму единый список демократов под брэндом "Яблока" ("яблочниками" были 9 из 13 кандидатов) потерпел сокрушительную неудачу - он набрал всего 2,47 процента голосов, в то время как СПС 3 декабря добился убедительного успеха на выборах в Пермском крае, набрав 16 процентов голосов избирателей, что не могло не придать партии уверенности в своих силах. И отношения между партиями начали стремительно ухудшаться.
11 декабря лидер СПС Никита Белых направил руководству "Яблока" официальное предложение сформировать на мартовских выборах в парламент Санкт-Петербурга единый список на базе СПС в обмен на отказ правых выдвигаться отдельным списком на выборах в Подмосковье. На что получил от "Яблока" решительный отказ. Там это предложение назвали "абсурдным". Как заявил газете "Новые Известия" Сергей Митрохин, "в Петербурге "яблочники" имеют явные преимущества", а потому объединяться с СПС не намерены. "Наши шансы в Питере не чуть-чуть лучше, они двукратно лучше", – подчеркнул Митрохин. По его словам, изначально предполагалось, что именно "Яблоко" будет выставлять список по Петербургу, и даже большинство известных членов СПС в Петербурге перешли в "Яблоко". А лидер петербургского "Яблока" Максим Резник так прокомментировал "Коммерсанту" предложение СПС: "Либо соратники Анатолия Чубайса вернулись с Луны и не понимают, что происходит в Петербурге, либо это лукавство. Мы уже несколько месяцев ведем переговоры с демократическими силами об объединении на базе "Яблока" как более сильной организации". При этом Резник отметил, что по опросам "Яблоко" поддерживают 8 процентов горожан, а СПС – лишь 2 процента.
Дальше - больше. 16 декабря состоялся очередной съезд СПС, на котором со стороны правых впервые прозвучали столь резкие заявления относительно потенциального союзника. Говоря о проблеме объединения с "Яблоком", лидер СПС заявил, что в ближайшее время оно не произойдет, так как "Яблоко" не рассматривает СПС как равноправного партнера и не готово объединяться с ним на равных. Срыв переговоров с "Яблоком" Белых объяснил неприемлемыми для правых условиями, на которых готова объединяться партия Явлинского. По словам Белых, "Яблоко" оказалось не готово сменить название и изменить программу, как того добивалось СПС.
В то же время Григорий Явлинский в программе "Неделя с Марианной Максимовской" ("Рен ТВ") сообщил, что яблочники требовали от СПС дистанцироваться от главы РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса, утверждая, что оппозиционная партия не должна получать деньги от госчиновника. По словам Явлинского, СПС отказалось выполнить это требование. По информации "Российской газеты", переговорный процесс между двумя партиями был прерван еще осенью после личной встречи Анатолия Чубайса с Григорием Явлинским.
16 декабря, однако, произошли еще кое-какие события, которые заставили бывших потенциальных союзников общаться не на языке переговоров, а в терминах уголовного права.
Похищенные документы и невыполненные обещания
Как стало известно, адвокаты "Яблока" 19 декабря подали в отдел внутренних дел Юго-Восточного административного округа Москвы заявление с просьбой возбудить уголовное дело о краже ряда партийных документов и привлечь виновных к уголовной ответственности. Вину за похищение документов "Яблоко" возлагает на бывшего председателя Московского областного регионального отделения партии Валерия Бакунина и двух других бывших "яблочников", перешедших 16 декабря в СПС.
Как говорится в сообщении, размещенном на сайте "Яблока", 16 декабря, одновременно со съездом СПС, в Москве должна была состояться IX конференция Московского областного регионального отделения "Яблока" по выдвижению списка кандидатов в депутаты Мособлдумы. Однако проведение конференции было сорвано по причине похищения более тридцати протоколов собраний местных партийных отделений о выдвижении кандидатов на конференцию, листа регистрации участников общих собраний местных отделений, а также листа регистрации делегатов, избранных на IX конференцию, говорится в заявлении "Яблока". Кроме того, из офиса подмосковного "Яблока" пропали протоколы предыдущих конференций и протокол заседания регионального совета, созвавшего конференцию.
Исчезновение документов совпало с подачей председателем подмосковного отделения "Яблока" Валерием Бакуниным, а также еще двумя членами партии - Олегом Сольским и Геннадием Хрячковым - заявлений о выходе из партии в связи с участием в выборах по избирательному списку "Союза правых сил". Кроме того, покинув подмосковное "Яблоко", Бакунин забрал с собой и отказывается вернуть печать организации.
Смысл всего этого, говорится в сообщении, "по словам самого Бакунина, в том, чтобы сорвать выдвижение списка "Яблока" в Подмосковье. Так ликвидируется гораздо более сильный конкурент: по данным опросов, стартовый рейтинг "Яблока" - от 4 до 6 процентов, а рейтинг СПС – менее 2 процентов. Между тем, как сообщают председатели местных ячеек в аппарат партии, Бакунин, Сольский и их помощники обзванивают своих бывших соратников и предлагают перейти в СПС или работать на их избирательную кампанию, сообщая, что "денег хватит на всех"".
Кроме того, 16 же декабря на сайте "Яблока" было размещено заявление от имени Московского областного отделения (МОРО) партии под заголовком "Об отношении к СПС" за подписью зампреда партии Галины Хованской. Вот цитата из текста этого беспрецедентно жесткого заявления: "МОРО считает неприемлемой экономическую и политическую программу Союза правых сил - партии, образованной для защиты интересов олигархии и высшей бюрократии на базе криминальной приватизации, осуществленной Анатолием Чубайсом в середине 90-ых годов. МОРО "Яблоко" считает, что СПС несет всю полноту ответственности за развал образования, науки, вооруженных сил и действия, ведущие к распаду страны. Мы не считаем возможным участие в избирательной кампании партии Егора Гайдара, Анатолия Чубайса и Леонида Гозмана в любой форме. Мы считаем неприемлемыми методы устранения политических конкурентов, используемые СПС: организации выхода из партии трех представителей руководства Московской региональной организации для участия в списке СПС и попытки срыва конференции по выдвижению списка "Яблока"".
Но это еще не все. 19 декабря столь же жесткое официальное заявление для СМИ сделала лидер свердловского "Яблока" Мария Дронова. Отвечая на заявление Никиты Белых на съезде СПС по поводу того, что правые отказались от идеи объединения с "Яблоком", поскольку оно "не рассматривает СПС как равноправного партнера и не готово объединяться на равных", Дронова заявила, что "Яблоко" не может поступиться своими принципами, поскольку уважает своих сторонников. "Мы ответственно заявляем, что СПС и "Яблоко" – разные партии, отнюдь не идентичные по идеологии, – говорится в заявлении Дроновой. - К сожалению, СПС готов сотрудничать с нынешней, становящейся всё менее легитимной властью для решения своих собственных эгоистичных задач. Всё сложнее называть СПС оппозиционной силой по мере его окончательного превращения в придаток партии бюрократов "Единая Россия". Так может, им уже стоит вступить в "Единую Россию"?"
Дав подобную, не оставляющую никаких надежд на примирение, характеристику СПС, Мария Дронова этим не ограничилась, выдвинув против лидера СПС Никиты Белых обвинение в невыполнении финансовых обязательств на прошедших 8 октября выборах в облдуму, в которых демократы участвовали единым списком. "Спешу сообщить, что господин Белых не выполнил своих обещаний, в том числе финансовых обязательств, добровольно взятых им на себя", – заявила Мария Дронова.
Как сообщил "Коммерсанту" пожелавший остаться неназванным член партии, речь идет о сумме в 250 тысяч долларов. "Дронова несколько раз ездила в Москву, где пыталась встретиться с Белых, – сообщил источник. – После нескольких скандалов он пообещал привезти всю сумму во время своего визита в Екатеринбург за неделю до выборов. Естественно, ничего он не привез".
По мнению Дроновой, закономерным результатом невыполнения обещаний со стороны СПС стали трудности на завершающем этапе кампании, которые и привели уральских демократов к фиаско. "Налицо акт саботажа со стороны Никиты Белых, который, со своей стороны, сделал всё, чтобы "Яблоко" проиграло, а СПС на этом фоне в итоге оказался в выигрыше, – уверена Дронова. – Это делалось исключительно для того, чтобы вести переговоры об объединении с позиции силы".
СПС, в свою очередь, естественно, отвергло предъявленные Дроновой обвинения. Лидер свердловского отделения СПС Константин Карякин заверил "Коммерсант", что правые профинансировали выборы даже в большем объеме, чем обещали. "Пусть Маша Дронова не врет и не сваливает провал "Яблока" на Белых. Действительно, от руководства СПС деньги на выборы не поступали, но местное отделение партии профинансировало эту кампанию на 45 процентов, хотя сначала договаривались на меньшие вложения. Деньги дали местные бизнесмены", – заявил Карякин. А Никита Белых сообщил, что удивлен "не черной неблагодарностью представителей "Яблока", а их полной политической беспомощностью". "Маша – замечательная девушка, но демократ двухпроцентный. Мы помогали "Яблоку" деньгами в свердловской кампании. Этот комментарий я дал не по политическим мотивам, а из сострадания", – констатировал лидер СПС.
Собственно, на этом обмене любезностями можно и закончить. Кажется маловероятным, что переговорный процесс между демократами может продолжиться в какой бы то ни было форме после всего, что было сделано и сказано за последние дни. Видимо, мы стали свидетелями окончательного "развода" по причине "непримиримых личных разногласий" между двумя однонаправленными политическими брэндами. История отношений этой пары не оставляет сомнений в том, что рано или поздно это должно было произойти - ни один из супругов не был способен на компромисс, а без этого, как известно, сколь-нибудь длительный союз невозможен. Почему это случилось именно сейчас? Видимо, один из участников тандема почувствовал уверенность в том, что сможет обеспечить свое политическое будущее и самостоятельно - тут сказалась и победа на выборах в Пермском крае, и лояльное отношение со стороны Кремля после решительного отмежевания от "Другой России". А другой всего лишь продолжил свою прежнюю отстраненную линию поведения, которую только усугубила обида на более успешного партнера. Вот они и "разошлись, как в море корабли", оставив электорат, если продолжить аналогию, решать, с кем ему остаться - с мамой или с папой.
Татьяна Щеглова