Если в странах с развитой экономикой в последнее время учетные ставки центробанков растут, то в России все наоборот: Банк России 26 января снизил данный показатель сразу на 0,5 процента до 10,5 процента. За последние 12 месяцев это уже третье снижение ставки - Центробанк продолжает жертвовать борьбой с инфляцией ради роста экономики страны.
Ставка рефинансирования (учетная ставка) - термин не такой уж страшный, как это может показаться на первый взгляд. Он обозначает тот процент, под который Центробанк отдает средства в кредит коммерческим банкам. В традиционной рыночной экономике изменение ставки рефинансирования является одним из немногих и одновременно очень важных инструментов для влияния финансовых регуляторов на ситуацию в стране.
Например, если Центробанк какой-либо страны снижает ставку рефинансирования, то коммерческие банки начинают брать у государства больше заемных средств. Следовательно, из загашников Центробанка деньги попадают в экономику и начинают там "работать", что одновременно создает предпосылки к росту ВВП и к повышению инфляции. В случае, если Центробанк повышает ставку рефинансирования, то все действует с точностью до наоборот: банки берут меньше кредитов, денег в экономике становится меньше, ВВП падает, темпы инфляции снижаются.
Но так, повторимся, происходит в тех случаях, когда экономика рыночная, а банковская система в стране - сильная. В России же Центробанк успешно пользуется и другими способами для влияния на экономическую жизнь страны, а самые крупные из отечественных банков принадлежат государству.
В развитых странах с рыночной экономикой решения по ставке рефинансирования ожидают почти все, кто так или иначе занят в финансовой сфере, - от трейдеров на фондовом рынке до собственно банкиров. Важность изменения ставки заключается не только в том, что кредиты подорожают или подешевеют, но и в том, что государство таким образом сигнализирует о своем видении экономики. В России ставка рефинансирования - тоже сигнал. Но не только видения Центробанком отечественной экономики, но и своеобразного конфликта Минфина и ЦБ.
Каждому свое
Центробанк и Минфин - формально две независимые организации, никак не связанные друг с другом. Однако в России их функции часто дублируются: министерство и Банк России должны следить за финансовой жизнью в стране. При этом традиционно Минфин больше ответственен за инфляцию, ВВП и другие макроэкономические показатели, а Центробанк - за курс рубля.
На этой почве у ведомств иногда случаются конфликты. Например, когда Центробанк чрезмерно, по мнению правительства, укреплял рубль в середине 2006 года, что привело к потере экспортной выручки отечественными компаниями, только вмешательство президента повлияло на ситуацию на валютном рынке. А министр финансов Алексей Кудрин в одном из интервью в конце 2006 года заявил, что главной неудачей 2006 года считает именно укрепление рубля.
Со ставкой рефинансирования все приблизительно так же. Минфин на протяжении последних нескольких лет отчаянно борется с инфляцией. Однако всегда в конце года оказывается, что цены росли быстрее, чем планировалось в начале года. Единственным исключением стал 2006 год, когда правительство сумело уложиться в 9 процентов, о которых говорило в начале года. Правда, уже первые дни января показали, что радоваться преждевременно - по итогам 20 дней нового года инфляция составила полтора процента.
Тем не менее Центробанк решил, что борьба с ростом цен проходит успешно, и в третий раз за 12 месяцев снизил ставку рефинансирования, причем не на 0,25 процента, как это делается в большинстве развитых стран, а сразу на полпроцента. Таким образом, с начала 2006 года учетная ставка в России была снижена с 12 до 10,5 процента.
В комментариях по этому поводу Центробанк подчеркнул, что данный показатель через некоторое время может быть снижен еще. "Я по-прежнему считаю, что это нормально, когда ставка рефинансирования на один-полтора-два процентных пункта выше инфляции. Снижение инфляции - основной фактор для снижения ставки рефинансирования", - заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев.
Следовательно, при инфляции в 7-8 процентов, которую обещает правительство в 2007 году, ставка рефинансирования может снизиться до 8-10 процентов. По сравнению с 12 процентами это действительно будет обозначать приток в экономику "дешевых" денег и, следовательно, снижение стоимости потребительских кредитов и уменьшение ставок по вкладам. Снижение ставки должно сказаться и на ипотечных кредитах - АИЖК обещает к 2010 году снизить ипотечную ставку до 7-8 процентов.
Особенные
Если Центробанк России взял курс на снижение ставки рефинансирования, то в развитых странах мира все с точностью до наоборот - в последние годы они только повышают этот показатель. Например, с июня 2004 года Федеральная резервная система США поднимала ставку 17 раз до 5,25 процента. А европейский Центробанк повышал учетную ставку с конца 2005 года шесть раз до трех с половиной процентов. Не исключение и Япония - там ставка в 2006 году впервые за пять лет была поднята с нулевой отметки до 0,25 процента.
В Китае обычный шаг ставки рефинансирования равняется не 0,25 процентам, как в остальном мире, а 0,27 процента. Согласно китайским обычаям, числа, приносящие удачу, должны быть кратными девяти.
При этом американцы и европейцы будто бы действуют по совету Улюкаева - держат ставку рефинансирования действительно на полтора процента выше уровня инфляции. А вот в Японии не совсем так - исходя из современных темпов роста цен, ставка рефинансирования в стране должна была бы быть не 0,25 процента, а хотя бы полтора.
Интересно сравнить ставку рефинансирования в России с тем же показателем в других больших и быстро развивающихся странах. Индия, у которой темпы экономического роста еще выше, чем в России, сохраняет тенденцию на повышение ставок, а вот Бразилия наоборот - всеми силами их снижает. Это и неудивительно - главной задачей на ближайшие четыре года президент страны Луис Инасиу Лула да Силва (Luiz Inacio Lula da Silva) объявил повышение темпов роста ВВП почти в два раза.
Да и в России, как неоднократно отмечал Владимир Путин, задачу удвоения ВВП за десять лет тоже никто не отменял. Это еще раз доказывает, что наша ставка рефинансирования будет двигаться в обратном направлении к ставкам в США и Европе.