Развод по-славянски

Россия будет экспортировать нефть в обход Белоруссии

5 февраля глава российской компании "Транснефть" Семен Вайншток объявил о намерении строить экспортный нефтепровод в обход Белоруссии. На строительство планируется потратить до 2,5 миллиарда долларов. Несмотря на дороговизну проекта, новый трубопровод может лишить Белоруссию возможности влиять на условия поставки российских энергоресурсов за рубеж.

Отношения между Россией и Белоруссией охладели в конце 2006 года, когда стало окончательно ясно, что руководство республики не пойдет на создание союзного государства на выгодных для Москвы условиях.

Как заявлял еще в 2005 году президент Белоруссии Александр Лукашенко, для него идеальной моделью построения подобного государства является Советский Союз, в то время как Владимир Путин считает образцом для подражания модель ЕС.

В октябре 2006 года во время прямой линии с гражданами президент России упомянул возможность введения экспортной пошлины на вывозимую в Белоруссию нефть. Москву перестала устраивать ситуация, при которой Минск мог извлекать немалую прибыль от экспорта дешевой российской нефти.

В декабре российское правительство приняло постановление, в соответствии с которым экспортная пошлина для Белоруссии была определена в размере 180,7 доллара за тонну сырой нефти. При том, что за первое полугодие реэкспорт сырья из России принес Минску 3,7 миллиарда долларов, экономическим интересам республики был нанесен серьезный удар.

Однако руководство Белоруссии не осталось в долгу и с 1 января 2007 года ввело в одностороннем порядке пошлины на транзит нефти из России в Европу. Москва отказалась от их уплаты.

После того как республика занялась отбором сырья, предназначенного для ряда европейских стран в счет уплаты введенных пошлин, Россия прекратила прокачку нефти по белорусскому участку трубопровода "Дружба". Это привело к прекращению поставок топлива в несколько государств Европы.

Несмотря на то, что 10 января Минск отменил установленные с Нового года сборы и 11 января нефть снова стала поступать покупателям, имиджу России как надежного поставщика, и без того подпорченному из-за газового конфликта с Украиной, был нанесен серьезный ущерб.

Покупателям российской нефти по большому счету было все равно, по чьей вине перестало поступать сырье. Был важен лишь сам факт срыва его поставок из России.

Осознав, насколько отечественные компании зависят от настроения Лукашенко, российское руководство принялось спешно искать пути выхода из ситуации. В результате 12 января появилась первая информация о том, что "Транснефть" планирует расширить Балтийскую транспортную систему (БТС).

Как заявили в Минэкономразвития, пропускная способность БТС будет увеличена в 1,6 раза. При этом на модернизацию системы планируется потратить около года. Еще несколько месяцев может занять процесс получения землеотводов, экологических заключений, а также согласование остальных формальностей, отметили тогда в министерстве.

По сравнению с устаревшим трубопроводом "Дружба", являющимся одной из основных нефтяных артерий страны, Балтийская трубопроводная система представляет собой современный комплекс.

БТС была введена в эксплуатацию в 2001 году. Первоначально ее ежегодная пропускная способность составляла 12 миллионов тонн сырья. Затем этот параметр возрос до отметки в 76 миллионов тонн. К системе относятся порты Бутинге (Литва), Венспилс (Латвия) и Приморск (Россия). Через территорию Белоруссии не проходит только российская ветка.

5 февраля о расширении балтийской системы официально заявил глава "Транснефти" Семен Вайншток. По его словам, трубопровод проложат в обход республики от Унечи на границе с Белоруссией до Приморска в Ленинградской области. Реализация проекта оценивается в 2 - 2,5 миллиарда долларов.

Вайншток не стал раскрывать источники, которые позволят финансировать инициативу "Транснефти". Ясно одно: подобным способом компания намерена выполнить требование Путина снизить зависимость России от государств-транзитеров отечественных энергоресурсов.

6 февраля Минск снова напомнил российским нефтяникам о необходимости снижения зависимости от стран, осуществляющих транзит сырья из России. Руководство республики решило резко поднять тарифы на прокачку нефти по магистральным трубопроводам Белоруссии.

Как стало известно, сборы составят от 1,29 до 3,5 доллара за тонну нефти на 100 километров. Это на 30 процентов больше по сравнению с тарифами, которые были установлены в 1995 году.

Судя по реакции российской стороны, Москва готова потерпеть белорусские условия еще год, чтобы не идти на конфликт со своими зарубежными партнерами. По словам представителей "Транснефти", в компании надеются, что новые правила не приведут к подорожанию российского сырья для европейских потребителей.

"Мы сейчас изучаем эти ставки. Если повышение ставок будет в рамках индексирования тарифов, то я считаю, это нормально", - заявил глава МЭРТ Герман Греф.

Похоже, что у Москвы есть силы и средства для того, чтобы выполнить условия Минска. А вот хватит ли средств у Белоруссии восполнить потери бюджета после резкого сокращения объемов прокачки российской нефти, пока не ясно.

Для сравнения, после того, как в четвертом квартале 2002 года Москва резко снизила транзит сырья через Латвию, убытки терминала Ventspils nafta составили 11,19 миллиона долларов. Потери же для республики в результате полного прекращения прокачки оценивались в 200 миллионов долларов.

Андрей Филатов

Экономика00:01Сегодня

Сели на трубу

Польша хочет покупать газ из Америки вместо российского. Это будет очень дорого