Самым важным событием марта, отразившимся на сырьевых и фондовых площадках всего мира, стал захват британских моряков в Иране. Опасаясь военного конфликта, трейдеры начали скупать нефтяные контракты, благодаря чему цены на нефть резко пошли вверх. Это вызвало давление на развитые рынки и основные мировые валюты, а российским фондовым индексам помогло почти полностью восстановиться после падения в начале марта.
Моряки и нефть
Иранские военные из-за подозрений в нарушении своей границы захватили 15 британских моряков. Это случилось 23 марта. На тот день нефть с поставкой в мае стоила на мировых рынках 61,5-62,5 доллара за баррель. Уже через неделю в Нью-Йорке баррель нефти марки WTI подорожал до 65,87 доллара, а в Лондоне нефть марки Brent взлетела до 68,1 доллара за баррель.
К началу апреля нефть перестала дорожать - несмотря на еще более осложнившиеся отношения между Ираном и Западом, стало ясно, что военного конфликта в ближайшее время не будет, так как 3 апреля правительство Великобритании начало переговоры с официальным Тегераном. Если переговоры не приведут к успеху, то нефть, наверняка, ожидает новый скачок цен.
О нервозности на сырьевых рынках свидетельствует и эпизод, произошедший на электронных торгах 28 марта. Нефть на них подорожала сразу на пять долларов на слухах о том, что иранские военные напали на американский корабль в Персидском заливе. Когда в США официально опровергли эту информацию, цены поползли вниз - но гораздо медленнее, чем взлетали.
Трейдеры внимательно следят за ситуацией в Иране, так как эта страна является четвертым по величине производителем нефти в мире. По данным самого иранского правительства, доказанные резервы нефти в стране составляют около 132,5 миллиарда баррелей. Для сравнения, в России этот показатель почти в два раза меньше.
Почин нефти поддержал и природный газ - в Нью-Йорке он подорожал за месяц на 6,3 процента. Трейдеры начинают заблаговременно скупать контракты на "голубое топливо" из-за прогнозов синоптиков - они ожидают в США жаркое лето и ураганы. Высокая температура обеспечивает рост цен на газ из-за того, что на нем работает около 30 процентов всех электрогенераторов. А из-за ураганов в Мексиканском заливе в Северной Америке то и дело случаются перебои с поставками газа, отмечается в обзоре банка "Юниаструм".
На рынке металлов в марте было достаточно спокойно. Единственным важным событием стало завершение слияния "Русала", СУАЛа и активов швейцарской Glencore в крупнейшую алюминиевую компанию мира.
Доллар
22 марта Центробанк впервые с осени 1999 года установил курс доллара на отметке меньше 26 рублей. Это событие ожидалось давно - доллар до этого падал семь сессий подряд. Еще в начале января 2007 года американская валюта стоила более 26 с половиной рублей.
Дальше отметки в 25,97 копеек доллар падать не стал и сейчас торгуется на рубеже в 26 рублей, то чуть-чуть опускаясь ниже него, то вновь дорожая до 26,02 рубля. Благодаря укреплению рубля правительству пока удается справиться с прогнозом по инфляции. Зато дополнительную прибыль теряют отечественные экспортеры и вкладчики банков, которые до сих пор держат сбережения в долларах.
В начале апреля Центробанк уже намекнул, что не планирует слишком сильно сдерживать падение курса доллара. По словам зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, Банк России намерен в 2007 году выкупить валюты на рынке на общую сумму в 70-80 миллиардов долларов. В 2006 году этот показатель был на 40-50 миллиардов долларов больше, но падение курса доллара все равно произошло: в январе прошлого года американская валюта стоила около 28 с половиной рублей, а в январе текущего - на два рубля меньше.
При этом Центробанк вынужден был увеличить прогноз по чистому притоку капитала в Россию. В начале года в ЦБ считали, что этот показатель составит 20 миллиардов долларов, но уже в марте подняли планку до 30 миллиардов долларов. Если цены на нефть продолжат расти, а российские фондовые индексы закрепятся на новых исторических максимумах, то не исключено, что прогноз ЦБ снова будет повышен.
Акции и нефть
Рост цен на нефть, вызванный захватом британских моряков, повлиял и на мировые фондовые рынки, остановив увеличение фондовых показателей стран с развитой экономикой. Особенно это коснулось Великобритании. В последние дни марта местный индекс FTSE-100 поднимался гораздо меньше, чем "соседи" - французский CAC-40 и немецкий DAX.
А за две недели до захвата моряков почти все мировые рынки рухнули из-за кризиса, связанного с ипотечными компаниями в США. Сразу несколько американских финансовых организаций объявили о резком росте просроченных платежей и о том, что они вынуждены либо прекратить профильный бизнес (New Century Financial Corporation), либо привлечь добавочный капитал (Аccredited Home Lenders Holding), либо уволить часть сотрудников (Countrywide Financial).
В итоге всего за одну торговую сессию индекс американских "голубых фишек" Dow Jones опустился на 1,97 процента, а Nasdaq и S&P 500 отдали более двух процентов. Российский индекс РТС отреагировал на падение на рынках США, опустившись ниже отметки в 1800 пунктов. Но благодаря повышению цен на нефть отечественный фондовый показатель сумел быстро восстановиться.
К 29 марта индекс РТС достиг максимума за 2007 год, превысив отметку в 1940 пунктов. В то же время индекс ММВБ поднялся до 1717,81 пункта. Среди акций в лидерах по итогам месяца оказались бумаги нефтегазовых компаний. Капитализация "Лукойла" выросла на 8 миллиардов долларов, "Газпрома" - более, чем на 11 миллиардов долларов, а "Роснефти" - на миллиард долларов.
Компания Сергея Богданчикова отметилась в марте еще одним важным для всего рынка событием - именно "Роснефть" выиграла первый аукцион по активам "ЮКОСа". На торги 27 марта были выставлены 9,44 процента ценных бумаг "Роснефти", принадлежавших бывшей компании Михаила Ходорковского. "Роснефть" заплатила за собственные акции гораздо меньше их рыночной стоимости, что вызвало кратковременное падение ценных бумаг на биржах.
В общем же итоге март оказался месяцем, когда на рынки больше влияла политика, а не собственно экономические (не)успехи той или иной компании. В связи с этим предсказывать, что случится на рынках в апреле, довольно сложно. Ясно только то, что многое будет зависеть от разрешения конфликта между Великобританией и Ираном.