Новости партнеров

Найти виноватого

Американцы пытаются отыскать в компьютерных играх причины расстрела 32 человек

16 апреля 2007 года в США произошло событие, позже названное СМИ самым массовым убийством в новейшей истории Америки. Выходец из Южной Кореи по имени Чо Сын Хи открыл стрельбу по сотрудникам и студентам Вирджинского политехнического института. Его жертвами стали 32 человека, а сам Сын Хи покончил жизнь самоубийством. В произошедшем уже успели обвинить и администрацию учебного заведения, которая после первых же выстрелов вместо отмены занятий попросту разослала письма с предупреждениями студентам (напомним, сперва Сын Хи в корпусе West Ambler Johnston убил двух человек, а затем, спустя два часа, расстрелял еще тридцать в учебном корпусе Norris Hall). Вместо этого руководство вуза решило просто предупредить студентов об инциденте по электронной почте. В том, что в результате инцидента погибли столько человек, обвиняли и полицию, на бездействие которой сетовал ряд зарубежных блоггеров. Теперь же в произошедшем решили обвинить компьютерные игры.

Каждый раз, когда в учебных заведениях США происходят перестрелки (а таких инцидентов за прошедшие лет десять было предостаточно), жертвы опознаны, а преступники пойманы (или, что чаще случается, тоже опознаны), общественность начинает искать причины, по которым юные американцы решили убить сверстников или педагогов. И исторически сложилось, что в числе главных причин обязательно фигурируют кинофильмы, музыка и, конечно же, компьютерные игры.

Есть в США такой адвокат - Джек Томпсон. Известен он прежде всего своей необъяснимой ненавистью к компьютерным играм и регулярными (надо сказать, очень забавными) исками к разработчикам и издателям игр. Последних Томпсон обвиняет в пропаганде насилия, употребления наркотиков и многих других социально неприемлемых явлений. Особенно от Томпсона досталось разработчикам игры Grand Theft Auto, в которой, к слову, и насилия, и наркотиков, а также проявлений расовой нетерпимости и нецензурной лексики с избытком. И не удивительно, что именно Томпсон стал одним из первых "экспертов", обвинивших в массовом убийстве в колледже Вирджинии компьютерные игры.

Вслед за Томпсоном взвалить ответственность на виртуальные развлечения поспешил и психолог, а по совместительству - ведущий популярнейшего американского ток-шоу "Доктор Фил" Фил МакГроу. В эфире другой, не менее популярной программы "Шоу Ларри Кинга" МакГроу, выступая в роли приглашенного эксперта, заявил, что виртуальные развлечения могут быть одной из причин, по которым кореец решил расстрелять сверстников и преподавателей. По мнению психолога, насилие в видеоиграх "программирует детей на совершение преступлений”, а игры с насилием в комплекте с расстроенной психикой могут привести к многочисленным человеческим жертвам. Сам собой возникает вопрос, а почему именно игры, а не, например, сериалы про полицейских, боевики, или выпуски новостей на худой конец?..

Перенимайте опыт, коллеги

Кроме идейных противников, о связи игр и насилия регулярно вспоминают родители и адвокаты малолетних преступников, но совсем по другим причинам.

Так, в 2004 году 17-летний британец, жестоко убивший 14-летнего соседа, пытался было обвинить во всем игру Manhunt и ее дурное влияние. Родители обвиняемого в один голос твердили, что во всем виновата жестокая компьютерная игра, однако следователи не приняли во внимание эти доводы и посчитали, что британец избил, а затем зарезал сверстника с целью ограбления и никакие игры не при чем.

Россиянин Александр Копцев, устроивший поножовщину в московской синагоге на Большой Бронной в начале 2006 года и успевший перед задержанием ранить 8 человек, как оказалось, любил играть в игру Postal. Правда, отечественные судьи "фактор Postal" при рассмотрении дела брать во внимание не стали - их больше интересовали антисемитские взгляды обвиняемого и его психическая неуравновешенность.

Еще один, на этот раз американский "геймер-убийца" мотивировал свой поступок тем, что якобы почувствовал себя главным героем игры GTA и забил женщину до смерти, повинуясь "голосам гангстеров из игры в его голове". Правда, впоследствии выяснилось, что этот "игрок" психически невменяем, а несколько месяцев до убийства он провел за компьютером, куря марихуану. При таком раскладе отчего-то создается впечатление, что на месте GTA и ее героя могли оказаться мультики, например, про Тома и Джерри (там насилия хоть отбавляй), разве нет? И этот безобидный сериал можно было бы обвинить в подстрекательстве к убийству с таким же успехом.

Впрочем, подобных примеров можно привести еще с десяток - в том числе, и попыток засудить разработчиков игр, поклонники которых совершили тяжкие преступления. В подавляющем большинстве случаев суд решает "игровую" составляющую дел во внимание не принимать.

А может в музыке и кино дело?

До недавнего времени самым кровавым эпизодом расправы юных американцев над сверстниками считалась перестрелка, произошедшая в школе Колумбайн, штат Колорадо в апреле 1999 года.
box#2072212

Тогда два американских школьника расстреляли 13 человек, а затем покончили жизнь самоубийством.

Ответственность за поступок малолетних убийц попытались взвалить и на компьютерные игры в том числе (выяснилось, что преступники увлекались даже по тем временам достаточно "древними" Wolfenstein 3D и Doom). Однако помимо игр перепало еще и музыкантам - расстрел 13 человек попытались списать на вредное влияние музыки Мэрилина Мэнсона. Творчество последнего, кстати, достаточно часто связывали со всевозможными преступлениями, совершенными подростками: мол, наслушались юноши брутальной музыки, взяли в руки пистолеты – и стали преступниками. Поистине, великая сила искусства.

Досталось от юристов, защищавших в судах убийц и важнейшему из искусств. Так, ленту "Прирожденные убийцы" Оливера Стоуна пытались выставить в роли эдакого пропагандиста насилия в ходе суда над американцами, убившими одного и сделавшими инвалидом другого человека. Судьи, правда, к доводам адвокатов не прислушались и решили фильм Стоуна к делу не приобщать.

В общем, можно долго спорить о том, какое влияние оказывают на несформировавшуюся подростковую психику игры с насилием. Столь же долго можно обсуждать, как воспримет какой-нибудь юноша песню про вопиющую необходимость убийства всех людей или кинофильм о кровавой мести несостоявшейся Невесты от режиссера Тарантино. Или дискутировать на тему того, удалось ли Сын Хи, каким бы психопатом он ни был, унести столько жизней перед тем, как покончить с собой, если бы в США была запрещена продажа оружия. Но это, все-таки, прерогатива Доктора Фила и его коллег.

Наука и техника00:0220 сентября

Еще полетаем

Почему Америка уступила России и пустила к себе самолеты-разведчики