Проклятье трехмерных параноиков

Премьеры 26 апреля

На этой неделе в прокат выходят фильмы "Проклятие золотого цветка", "Неваляшка", "Ночь живых мертвецов", "Паранойя" и "Пророк". Обозреватели Time Out Москва выяснили, на что потрачено золото китайской партии, посмеялись над шутками боксеров, прониклись уважением к трехмерным зомби, умудрились не заболеть паранойей и поймать ядерных террористов.

"Проклятие золотого цветка"

Жанр: фигурное скакание. Китай, 2006. Режиссер: Чжан Имоу. В ролях: Гонг Ли, Чоу Юнь-Фат, Джей Чоу, Йе Лью. 114 мин.

Неладно что-то в Поднебесной. Сын императора от первого брака спит с его второй женой (Гонг Ли), сам император (Чоу Юнь-Фат) мстит жене руками придворного лекаря, который подсыпает ей в отвар новомодный персидский яд - толченые черные грибы. Второй сын готовится ответить жестокому отцу военным переворотом, назначенным на день Праздника Хризантем, - и трудолюбивая матушка уже вышила мятежникам тридцать тысяч опознавательных платков с изображением этого цветка. Третий сын, мрачный подросток лет 15, тоже что-то задумал и тихо крадется по дворцовым коридорам. Все обо всем догадываются, но вида никто не подает до самой развязки.

"Проклятие золотого цветка", конечно, заслуживает каких-то особых слов. Не то чтобы это был невероятный прорыв в жанре китайского псевдоисторического эпоса, но все-таки на дворе у нас год Китая. Так вот "Проклятие" - это как раз что-то вроде китайской оперы, показанной во время праздничного концерта по телеканалу "Россия".

На оперное происхождение этой истории намекают и величественно ухающий саундтрек, и нарочитая актерская игра - грозный император, например, в самые трагические моменты буквально рвет на себе рубаху. Ну и, конечно, невиданная прямота драматургии - в финале бунтовщик так прямо и заявляет отцу: "Я хотел убить тебя не ради трона, а ради мамы". Умри, Эдип, лучше не скажешь.

Декорации завораживают - студентам-искусствоведам впору писать курсовые по эволюции цвета в творчестве режиссера Имоу от "Героя" до "Проклятия". Похоже, что золота художник-постановщик запросил на половину бюджета (рекордная для Китая сумма 45 млн долл.). А о том, во сколько обошлись барочные костюмы с корсетами и декольте (за них "Проклятию" чуть не вручили "Оскар"), светильники всех цветов химической промышленности и воздушная атака китайского спецназа с серпами, даже подумать страшно.

Впрочем, всей своей позолотой и почти шекспировскими страстями Имоу наваливается не столько на зрителя, сколько на своего ближайшего конкурента Чена Кайге, чья "Клятва" столь монументально провалилась в прошлом году. Раньше Имоу с Кайге обменивались иносказаниями по поводу центральных властей ("Император и убийца" и "Герой" соответственно).

Теперь, явно завидуя своему старшему товарищу Кайге, получившему от правительства крупный заказ на постановку церемонии открытия Пекинских Олимпийских игр, Имоу каждые двадцать минут устраивает в императорском дворе спортивно-массовое мероприятие на пару тысяч человек. И знаете, на месте китайского олимпийского комитета, мы бы сели и снова подумали.

Василий Степанов,Time Out Москва

"Неваляшка"

Жанр: боксерская комедия. Россия, 2007. Режиссер: Роман Качанов. В ролях: Павел Деревянко, Сергей Маковецкий, Артемий Троицкий. 92 мин.

Щуплый боксер Ваня Жуков (Павел Деревянко) по прозвищу Неваляшка, обманом записавшись в тяжелую весовую категорию, устраивает на ринге шоу, мало похожее на нормальный бокс: его бьют, он валится, а потом встает как ни в чем не бывало. Когда публике надоедает смотреть на "упал-отжался", Неваляшке остается тихо спиваться.

Ввязавшись по пьяни в драку с бригадой солдатни, Ваня знакомится с опустившимся экс-чемпионом Семенычем (Сергей Маковецкий). Тот видит в Неваляшке шанс отомстить судьбе и с ходу предлагает обмякшему от побоев парню тренерские услуги.

Режиссер Роман Качанов ("Даун Хаус", "ДМБ") - убедительный символ русского кино 90-х. Но девяностые пролетели, как дурной сон, а у Качанова в голове - все то же самое. Сбивчивый сюжет перемешан клиповыми интерлюдиями, а спецэффектные аттракционы вроде буллеттайма с облетом застывшего мгновения занимают столько экранного времени, что кажется, будто Качанову в первый и последний раз в жизни довелось поиграть с такой техникой.

Но самое страшное - это своеобразное качановское представление о смешном: актеры с невозмутимым видом и размеренной интонацией гонят всякую пургу.
Отрады здесь две: усатый Иван Ургант, комментирующий поединки и жизненный путь Неваляшки, да техника съемки боев. Это, конечно, не "Рокки" и не "Али", но происходящее на ринге снято так технично и старательно, что в какой-то момент начинаешь рефлекторно прикрывать нос.

Хотя если подходить к режиссуре как к боксу, где в первую очередь важно держать удар и не распылять силы, то Качанову еще отжиматься и отжиматься.

Игорь Веселов,Time Out Москва

"Ночь живых мертвецов"

Жанр: стерео-зомби. США, 2007. Режиссер: Джефф Броадстрит. В ролях: Брианна Браун, Сид Хэйг, Кен Ворд, Джошуа Дэроше. 80 мин.

Как вся русская литература вышла из гоголевской "Шинели", так и американский хоррор вышел из черно-белой "Ночи живых мертвецов" Джорджа Ромеро 1968 года. Первым шедевр Ромеро переснял Том Савиньи, и это был прямой ремейк, только в цвете. Трехмерную "Ночь живых мертвецов" Джеффа Броадстрита тоже выдают за ремейк, но, по правде говоря, это скорее сиквел - действие перенесено из 60-х в наши дни, а события первой "Ночи" преподносятся как стародавняя история: то ли правда, то ли газетная утка.

В остальном новая "Ночь" - действительно восторженный пересказ классики своими словами: в первых же кадрах, как и в оригинале, брат и сестра приезжают на кладбище, где подвергаются атаке зомби. Правда, за сорок лет индустрия пластических эффектов пережила заметную эволюцию, так что мертвецы тут выглядят вполне в духе времени.

Впрочем, главная приманка версии Броадстрита (по духу более близкой к Робу Зомби, нежели к Ромеро), конечно, 3D-формат. Объемные трупаки грохочут и идут на вас прямо с экрана, как еще недавно какие-нибудь "Дети шпионов".

Елена Слабошпицкая,Time Out Москва

"Паранойя"

Жанр: хичкок для маленьких. США, 2007. Режиссер: Ди Джей Карузо. В ролях: Шиа Лабюф, Сара Рёмер, Керри-Энн Мосс, Дэвид Морс. 104 мин.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Паранойя"

"Поймали во-о-о-от такую рыбу, через час будем дома", - радостно говорит отец семейства своей жене и через полминуты гибнет в автокатастрофе. Его сын Кейл (Шиа Лабюф) умудряется выжить и выбраться из сплющенного автомобиля, но после этого случая слегка теряет контроль над собой. Так, спустя год после аварии, он от души вмазывает по роже учителю испанского и оказывается под домашним арестом. Теперь, стоит Кейлу ступить пару шагов за порог дома, как с воем сирен приезжает патруль и угощает арестанта резиновой дубинкой.

На этом, то есть едва ли на десятой минуте фильма, страсти стихают. Социальная катастрофа оборачивается милой подростковой комедией: заточенный в детской Кейл праздно дурачится с другом, подсматривает в бинокль за сексапильной соседкой слева (Сара Рёмер) и за соседом справа, невеселым мужчиной (Дэвид Морс), по нескольку раз в день лениво подстригающим свой газон. Это наводит мальчика на подозрения. А уж если учесть, что сосед в ноль похож на доктора Ганнибала Лектера....

"Каждый маньяк - чей-то сосед" - гласит слоган "Паранойи", но собственно паранойи здесь мало. Больше - старательно нагнетаемого напряжения и добротного слэшера. Молодежная калька с "Окна во двор" Хичкока вышла достойной, местами по-настоящему страшной, но уж точно не больной на голову - тут все аккуратно и понятно.

Режиссер Ди Джей Карузо чередует в фильме драму, комедию и триллер - без страшного кровосмешения. У фильма есть даже четкая мораль: если вы подсматриваете за незнакомцами, значит вы хороший человек и вам не все равно. Задумывалось все это, вероятно, как агитка американской соцпрограммы, призывающей стучать на подозрительных соседей. Но после просмотра вы скорее наведете телескоп на окна блондинки из дома напротив, чем приметесь интересоваться, что именно уже третью неделю приколачивают этажом выше.

Георгий Биргер,Time Out Москва

"Пророк"

Жанр: антитеррор-фикшн. США, 2007. Режиссер: Ли Тамахори. В ролях Николас Кейдж, Джулианна Мур, Николас Пэйджон, Пол Рэй, Джессика Бил, Томас Кретшманн, Джим Бивер.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Пророк"

Американское правительство охотится за мелким шулером-экстрасенсом из Лас-Вегаса (Николас Кейдж), который умеет заглядывать в будущее и может помочь в борьбе с ядерным терроризмом. В первой половине картины его ловят и убеждают сотрудничать. Сдавшийся провидец, по-видимому, знает, что, умрет но не сейчас (прошлый фильм режиссера Тамахори был как раз соответствующей серией бондианы), и актер Кейдж традиционно печален во время снайперских обстрелов, вертолетных атак и боев на бревнах.

Весь этот патриотический сюжет заимствован из рассказа Филипа Дика "Золотой человек", правда, весьма выборочно. Дик своего нострадамуса описывал так: прекрасен ("Бог, сошедший на землю!"), но непроходимо туп ("полностью отсутствуют лобные доли мозга"). Так вот, Кейджу, похоже, прочли только вторую часть ориентировки.

Кирилл Алехин,Time Out Москва