Сюжет "дела Поносова", наверное, не знают только оторванные от цивилизации люди, лишенные Интернета и иных средств коммуникации. На протяжении нескольких месяцев с начала 2007 года россияне и часть мировой общественности следит за препираниями между прокуратурой и директором сельской школы села Сепычево за права компании Microsoft. В момент появления свежего новостного повода из Пермского края возникает ощущение, что смотришь очередную серию бразильского сериала. Иногда захватывающего, часто вызывающего недоумение, но бесконечного.
Хотя "делом Поносова" и пользовались сторонники свободного программного обеспечения дабы в очередной раз доказать несовершенство и ущербность проприетарного ПО, в реальности спор софтверного гиганта и сельского учителя никогда не являлся борьбой двух форматов. Скорее, это было похоже на старания чиновников доказать, что Россия тоже может эффективно бороться с пиратством. По всей видимости, именно неверный выбор цели и создал такую шумиху вокруг дела. Учителя вообще никогда не являлись обеспеченной частью населения. Во всяком случае, не настолько обеспеченной, чтобы оплатить недешевый труд западных программистов. Сейчас образовательная лицензия на предмет спора стоит таких денег, которые сельская школа выдать не в состоянии. Да и госструктуры с большой вероятностью покрутят у виска пальцем, приди Поносов с такой сметой на программное обеспечение сельского класса информатики.
Во второй половине 2007 года ситуация изменится – Microsoft будет распространять комплект программ по цене пиратского диска. Причем комплект будет состоять именно из тех программ, которые якобы "украл" Поносов. А может и у особо инициативных граждан, которые предлагают решить проблему пиратства созданием отечественной операционной системы, что-то получится. Хотя это, безусловно, проект недешевый и достаточно эксцентричный. Для создания Windows 95 Microsoft потребовалось несколько лет. К тому же, у нее была база предыдущих разработок. Даже для того, чтоб создать с нуля удобную и современную операционную систему из ядра Linux, а не из пустого места, потребуется много времени.
А пока Поносов судится. Зато он теперь не один - на сторону сельского учителя встал однофамилец Борис Поносов. И снова повеяло мыльной оперой. Второй Поносов предложил привлечь к ответственности прокурора Верещагинского района Александра Троянова. Причем по схеме «кто к нам с чем зачем, тот от того и того». Борис Поносов заявил, что прокуратура во время проверки контрафактности программного обеспечения на компьютерах из сельской школы сама пользовалась контрафактным программным обеспечением.
Казалось бы, Борисом Поносовым приведено абсолютно неоспоримое доказательство – содержимое жестких дисков и серийные номера программ проверяли на том же самом ПО, которое было признано ворованным. Поносов утверждает, что необходимо было воспользоваться лицензионными программами. Ну, с содержимым жестких дисков все понятно – просмотреть список файлов можно на любом компьютере, просто подключив жесткий диск как дополнительный накопитель. Правда, существует несколько причин, из-за которых такой фокус может не получиться. Например, в сельской школе могли быть установлены некие аппаратные или программные средства шифрования, привязанные к конфигурации компьютера, которые не позволят изучить содержимое жесткого диска на другой системе. История об этом умалчивает, но это не принципиально, поскольку наличие столь сложных систем в сельской школе вряд ли возможно из-за их дороговизны и отсутствия необходимости.
А вот узнать серийный номер программного обеспечения можно только на работоспособной системе, что, впрочем, является нетривиальной задачей - требуется дополнительное программное обеспечение, либо помощь специалиста. Извне же проникнуть в реестр и конфигурацию Windows XP можно только посредством взлома файлов реестра, то есть незаконным способом, так как этот способ является хакерским, а значит подразумевает уголовное наказание. Другой вариант взлома системы - с санкции самой Microsoft.
Как выяснили "Финансовые Известия", идея написать заявление в Генпрокуратуру на прокурора возникла у Александра Поносова давно. Он сообщил "Известиям": "Мы все тянули время, потому что надеялись, что мое дело все-таки закроют. Этого не произошло. Так что теперь прокурор окажется в таком же абсурдном положении, как и я". Также стало известно, что Троянов в 2006 году сам признался в нарушении закона об авторских правах, рассказав одной газете, что прокуратура установила лицензионные копии программ только в мае 2006. Копия этой статьи приложена к заявлению. Поносовы рассчитывают на взаимозачет: "Если не будет претензий к Троянову, то и с меня должны снять обвинения", - сообщил Александр. Тем временем, по данным "Известий", Троянов находится в отпуске до середины июля.
Пока непонятно, сможет тандем Поносовых как-то изменить ход дела в свою пользу или наоборот, спорное обвинение тезки-благодетеля послужит только во вред оригинальному Поносову. В общем, как говорят на телевидении, оставайтесь с нами. Или "В следующей серии вы наконец узнаете, является ли сын Педро и Марии законнорожденным".
Антон Ленин