Сайт AllOfMP3.com, злейший враг западных налогоплательщиков, звукозаписывающих компаний и всевозможных ассоциаций по защите авторских прав и некогда главное препятствие на пути России в ВТО, прекратил работу. Причем, не в пример шумихе, окружавшей скандальный отечественный музыкальный магазин при жизни, "гибель" ресурса произошла на редкость тихо - ни громких заявлений со стороны властей, ни пресс-релизов от компании "Медиасервисес", владеющей порталом. Сайт AllOfMP3.com просто перестал работать.
Нынешнему закрытию сайта (стоит отметить, что пока об окончательном прекращении работы AllOfMP3.com - до появления комментариев со стороны владельцев портала или хотя бы инициаторов вывода магазина из строя - говорить рано) предшествовала долгая кампания против отечественного музыкального магазина, которая продлилась полтора года. AllOfMP3.com стал главным врагом западных защитников авторских прав после того, как выяснилось, что услугами отечественного магазина пользуются не только и не столько россияне, сколько жители западных стран. Причем американцы и британцы покупали у россиян больше музыки, чем, например, в суперпопулярном iTunes.
Конфликт вышел на новый уровень после громкого заявления заместителя представителя президента США на торговых переговорах Виктории Эпсинел (Victoria Espinel) по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию. Эспинел сказала, что закрытие сайта AllOfMP3.com, торгующего mp3 без непосредственного разрешения правообладателей, является ключевым условием принятия России в ВТО.
Казалось бы, что мешало российским властям сразу после этого закрыть неугодный американцам и ведущий нелегальную деятельность сайт? Помешало то, что, по меркам российского законодательства, AllOfMP3.com был абсолютно легален. По действовавшим в то время законам об авторских правах (которые были впоследствии незначительно изменены), распространители музыки имели право продавать композиции, не заключая прямые договора с владельцами прав на них - для ведения бизнеса было достаточно обзавестись лицензией организации по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей. В России так поступать можно. А в США и ряде других западных стран этому способу продажи музыки есть только одно определение - "пиратство".
В связи с этим представители AllOfMP3.com постоянно заявляли, что они не нарушают закон. А прошлой осенью в интервью "Ленте.Ру" Вадим Мамотин, генеральный директор компании "Медиасервисес", владеющей сайтом AllOfMP3.com, заявил о планах по переходу на "прямые отношения с правообладателями с отчислением им до 70 процентов (от стоимости песни - прим. Ленты.Ру)". По состоянию на сентябрь 2006 года, AllOfMP3.com работал в основном с обществами по коллективному управлению правами и платили по 15 процентов отчислений с песни.
По всей видимости, тотального перехода на прямые договора и приведение бизнес-модели AllOfMP3.com в соответствие с западными стандартами за это время не произошло, так как нападки на отечественный музыкальный магазин со стороны рекорд-лейблов и всевозможных ассоциаций не прекратились.
В октябре 2006 года платежные системы Visa International и MasterCard Inc. запретили денежные переводы на счет AllOfMP3.com. Спустя считанные дни стало известно о решении датского филиала интернет-провайдера Tele2 заблокировать доступ к российскому музыкальному интернет-магазину. А в декабре 2006 года Warner Bros., Sony BMG, Capitol Records и ряд других гигантов музыкальной индустрии подали иск против AllOfMP3.com на беспрецедентную сумму в 1,65 триллиона долларов.
После этого страсти вокруг AllOfMP3 утихли на полгода. До тех пор, пока полиция не осуществила рейд в британском офисе AllOfMP3.com, в результате которого была парализована так называемая "ваучерная" система оплаты приобретения контента на сайте. Из-за упомянутого запрета Visa и Mastercard британцам приходилось покупать ваучеры, которые можно было использовать для оплаты музыки на сайте отечественного магазина.
Ну а спустя месяц после этого рейда AllOfMP3.com закрылся.
Отсутствие упомянутых заявлений об "очередной победе над пиратством" стало отличным поводом для всевозможных домыслов, касающихся закрытия проекта. С одной из наиболее интересных (при этом для западной прессы очень предсказуемых) версий произошедшего выступила газета The Times. Корреспонденты этого издания усмотрели в случившемся руку Кремля и заявили, что именно по инициативе российских властей сайт AllOfMP3.com был выведен из строя. Эту версию корреспондентам издания подтвердил бывший сотрудник интернет-магазина.
Можно было бы даже поверить в эту гипотезу, если бы не два "но". Первое "но" касается источника информации о вкладе российских властей в закрытие магазина - сотрудник все-таки бывший. И вероятность того, что он располагает не всей информацией, достаточно высока. Второе "но" касается очень популярной в последнее время практики написания в западной прессе новостей об отечественном сегменте Сети. В глазах британских или американских журналистов, страшный Кремль душит свободу слова, блокирует интернет-представительства всех оппозиционных партий, попутно успевая атаковать сайты эстонских госучреждений. Конечно, закрытие "пиратского" музыкального магазина и блокировка онлайн-оппозиции - это не одно и то же. Но параллели отчего-то напрашиваются.
С представителями самого портала нам связаться пока не удалось. Так что ставить крест на скандальном музыкальном магазине, пожалуй, рановато. И даже если AllOfMP3.com настал конец, другие подобные отечественные ресурсы с радостью подхватят выпавшее из рук лидера знамя. Взять тот же mp3sparks.com (указываемый The Times как другой проект Медиасервисес, хотя на самом сайте в качестве владельца ресурса указано некое "ООО Regiontorg"), который является точной копией AllOfMP3, начиная от элементов дизайна и заканчивая принципом продажи музыки. Связь "Регионторга" с "Медиасервисес", правда, пока установить не получилось. Благо "Регионторгов" в России очень много (и занимаются они всем, от продажи консервов до поставок сантехники), а по указанным на сайте магазина контактам никто не отзывается.
В любом случае, дело AllOfMP3.com живо. И о скорой победе западных стандартов над отечественной смекалкой пока ничто не свидетельствует.