Госдума РФ в пятницу, 6 июля, приняла в третьем и окончательном чтении закон об обязательном 11-летнем образовании. Документ, который вступит с силу с 1 сентября 2007 года, предусматривает прохождение учащимися все трех степеней среднего образования: начального общего, основного общего и среднего полного общего. По мысли разработчиков, он призван повысить общий образовательный уровень российского населения, резко снизившийся за последние годы. И тем не менее его принятие породило острую дискуссию.
Подсказка сверху
Идея ввести обязательное 11-летнее среднее образование появилась еще в 2005 году. Автором инициативы оказался не кто-нибудь, а собственно президент России Владимир Путин. Выступая перед участниками бала выпускников 2005 года в Кремле, президент, в частности, заявил: "Полагаю возможным внести изменение в действующее законодательство, чтобы такие понятия, как общее образование и так называемое полное среднее, были идентичными понятиями, чтобы именно общее среднее образование было и обязательным, и бесплатным". Путин добавил, что государство должно помогать своим гражданам, и прежде всего молодым людям, которые "только вступают в самостоятельную жизнь".
Уже к концу 2005 года на предложение президента РФ отреагировала Москва. В декабре депутаты Мосгордумы приняли в окончательном чтении изменения в закон "Об общем образовании в городе Москве", согласно которым образовательные органы столицы и родители обязывались обеспечить учащимся получение 11-летнего образования до достижения ими 18 лет. К тому времени обязательное среднее полное образование уже было введено в ряде регионов России (Тюменской области и Якутии) и некоторых государствах СНГ, таких как Казахстан, Молдавия, Азербайджан и Армения.
В начале 2007 года министр образования Андрей Фурсенко, выступая на выездном заседании совета Российского союза ректоров в Нижнем Новгороде, заявил, что его министерство выполнит задачу, поставленную президентом РФ. При этом министр отметил: "Качественное образование - достижение Советского Союза. Мы на определенное время потеряли его, но теперь важно его вернуть". И уже 16 мая Государственная дума РФ в первом чтении рассмотрела проект вносимых поправок.
Проблемы с чтением
Однако в процессе обсуждения обнаружилось, что предлагаемые изменения могут извратить весь замысел восстановления качественного образования и "возращения достижений", что, к слову, является лейтмотивом не только этой, но и многих других предлагаемых правительством реформ. Как отмечала "Газета.Ru", одним из ключевых оказался вопрос, как заставить учеников, которые стремятся покинуть школу уже после 9 класса, проучиться еще два года - ведь как несовершеннолетние за отказ продолжить обучение они не могут быть привлечены к ответственности. В ответ было предложено "растянуть" обучение в школе до 20-летнего возраста, обязав школы переводить двоечников из класса в класс, несмотря на задолженности по предметам.
О том, как на практике будет выглядеть подобное "обучение", авторы поправок, вероятно, не подумали. Естественно, что предложенная схема достижения всеми обязательного среднего образования вызвала резкую критику со стороны учительского сообщества. На сторону учителей встали члены комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации. Председатель комиссии ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил: "Я совершенно убежден: не дело, чтобы 20-летний оболтус сидел в одном классе с 15-летними девочками. Это будет все что угодно, но только не учеба". Критики также отмечали, что перетаскивание двоечников из класса в класс разрушает мотивацию учащихся и ведет к дискредитации идеи школьного образования как таковой.
Разработчики, впрочем, обратили внимание не только на двоечников, но и на подростков, находящихся в местах лишения свободы или следственных изоляторах. Для получения ими обязательного образования пенитенциарной службе предписывалось организовать в СИЗО и КПЗ сеть образовательных учреждений. Однако ряд депутатов заявили, что сделать это будет достаточно сложно. Заместитель председателя думского комитета по образованию Валентина Иванова объяснила, что создать полноценные школы в местах лишения свободы не всегда удается по целому ряду причин. Так или иначе ко второму чтению в законопроект должны были быть включены изменения с учетом высказанной критики.
Под грифом "рекомендовано"
Во втором чтении, состоявшемся 4 июля, возрастной порог для получения обязательного 11-летнего обучения в школе с учетом внесенных поправок был сокращен с 20 до 18 лет. Автоматический перевод неуспевающих учеников из класса в класс был отменен. При этом было установлено следующее: если ученик имеет задолженность по одному предмету, он переводится в следующий класс условно и обязан ликвидировать "хвост" в следующем году. Учащийся условно переводится в следующий класс, даже если задолженностей несколько, однако в том случае, если он не их закроет, его могут оставить на второй год или перевести в классы компенсирующего обучения. При этом в 10-м и 11-м классе второгодки не будет. Те, кто не сможет учиться наравне со сверстниками, будут заканчивать полное среднее образование по другим формам образования - экстерном или в вечерней школе.
При этом несколько неожиданно в законопроекте появились пункты, ограничивающие права издательств выпускать учебники и учебные пособия. Теперь при обучении допускалось использоваться только учебники, которые прошли экспертизу в Министерстве образования и получили соответствующие грифы "рекомендовано" и "допущено". Порядок проведения экспертизы и отбор организаций, осуществляющих издание учебников и учебных пособий, устанавливался и контролировался непосредственно правительством. Эти поправки грозили серьезными изменениями на рынке учебной литературы, поскольку сейчас право издавать учебники получает любое издательство, выигравшее тендер.
Очевидно, что количество издательств, выпускающих учебную литературу, должно будет резко сократиться. Однако, по мнению зампреда думского комитета по образованию Валентины Ивановой, для печатания школьных учебников будет достаточно пяти или шести издательств. Валентина Иванова также выступила в поддержку государственного контроля над содержимым учебников, оговорив, что многие учебники по истории, выпущенные в РФ за счет фонда Джорджа Сороса, откровенно искажают исторические события, приписывая, например, главную роль в победе во Второй мировой войне США.
Законотворческий диктант
Учитывая, что речь идет о многомиллионных тиражах, ряд депутатов, в частности Олег Смолин от партии КПРФ, обвинили авторов законопроекта в лоббировании коммерческих интересов двух-трех крупных издательств. Смолин также добавил, что учителей лишат возможности выбора, по каким учебникам преподавать. В схожем духе высказался директор Ассоциации издателей и пользователей учебной литературы "Русский учебник" Борис Кузнецов, заявивший, что предлагаемый закон направлен на монополизацию рынка школьной литературы.
Однако дело, как представляется, не только в коммерческих интересах. 21 июня, за несколько дней до второго чтения, президент Путин провел в Ново-Огарево встречу с делегатами Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, где затронул проблему учебной литературы, в особенности по гуманитарным дисциплинам, и прежде всего истории. При этом президент отметил, что рынок заполнен сомнительной "околообразовательной" литературой. В ответ присутствующие на встрече преподаватели предложили на государственном уровне проводить отбор издательств, которые имели бы право печатать учебные пособия. А уже в конце июня, как отмечает "Газета.Ru", думский комитет по образованию внес соответствующие поправки в закон об обязательном среднем образовании.
Суметь исполнить
Наконец, 6 июля закон об обязательном 11-летнем среднем образовании был принят в третьем чтении с учетом внесенных поправок. Тем не менее, критики указывают, что он несвободен от недоработок. Прежде всего введение обязательного полного среднего образования противоречит статье 43 Конституции РФ, которая объявляет обязательным "основное общее образование" - 9 классов. Впрочем, указанную статью можно будет изменить.
Куда более существенным представляется вопрос о материально-техническом и финансовом обеспечении закона. Комиссия Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации обратила внимание, что ответственность за выполнение нового закона перекладывается на плечи родителей и самой школы. Между тем, по данным ОП, для введения обязательного среднего полного образования потребуется 30-40 миллиардов рублей. Как заявил в этой связи председатель комиссии Ярослав Кузьминов: "Обязанности создавать условия для получения полного среднего образования должно брать на себя государство и органы местного самоуправления, а иначе это просто профанация идеи".
Кроме того, неясно, сколько именно детей с учетом нового закона пойдут в 10 и 11 классы. По словам Смолина, сейчас в России, по разным данным, насчитывается от 24 тысяч до 3 миллионов подростков, которые не учатся в последних классах школы. Каким будет наплыв учащихся и как с ним справиться, сказать сложно. Со своей стороны, думский комитет по образованию считает, что в этом году в 10 и 11 классы пойдут 50 тысяч человек.
Между тем возможные сложности еще не означают несостоятельности закона. Хотя бы потому, что он отвечает основным устремлениям большинства российский граждан. Как показал социологический опорос, проведенный "Левада-центром" 15-18 июня 2007 года, только 1 процент россиян считает, что для их детей и внуков достаточно основного среднего образования в объеме 9 классов. 47 процентов полагают, что их детям необходимо высшее образование, которое без полного среднего, как известно, получить невозможно. Однако даже самое горячее желание родителей выучить своих детей не гарантирует, что всеобщее обязательное 11-летнее образование в сложившихся условиях будет по-настоящему качественным.
Алексей Демьянов