В конце апреля издательство "Колибри" выпустило в России книгу журналиста The Washington Post Дэвида Хоффмана, проработавшего в России с 1995 по 2001 год. "Олигархи", вышедшие в марте 2002 года в США, описывают становление и судьбу шести заметных фигур ельцинской эпохи и написаны, в частности, для американцев, пытающихся понять тонкости российского капитализма.
Теперь, спустя пять лет у российских читателей появилась возможность задать вопросы автору, приехавшему в Москву и собирающему материал для книги о конце холодной войны, которая выйдет в издательстве Doubleday в 2009 году.
В "Олигархах" 623 страницы, из которых свыше 60 ушло на перечисление источников. Период с конца восьмидесятых до 2001 года показан глазами банкира Александра Смоленского, мэра Москвы Юрия Лужкова, реформатора Анатолия Чубайса, нефтяника Михаила Ходорковского, главы "ЛогоВАЗа" Бориса Березовского и медиамагната Владимира Гусинского.
Хоффман: я брал олигархов произвольно. Когда книга вышла, меня спросили, а где же Абрамович? Звонили из Великобритании, спрашивали, что я знаю про Романа Абрамовича. Я хотел отдельно проследить судьбу Владимира Потанина, но издатель посоветовал не писать про него отдельную главу, и я спрятал Потанина в самой книге.
Как писали в 2002 году американцы, The Washington Post послала Хоффмана в Оксфорд на годичные курсы изучения русского языка. В дальнейшем это помогло ему лучше понять Россию и взять интервью у всех шестерых олигархов.
Хоффман: Когда я написал свою первую статью из России, редактор сказал мне: Дэвид, у меня только один вопрос - эти олигархи, они капиталисты или бандиты?
Спустя пять лет после выхода книги Хоффман уже сам немного путается в деталях. В 2002 году он рассказывал, как не мог взять у Юрия Лужкова интервью в течение четырех лет. Наконец, в большом зале совещаний на полсотни мест они пожали друг другу руки и Лужков протянул ему 34 страницы убористого текста и попросил задавать вопросы, если надо. До вопросов они добрались несколько часов спустя. Сейчас история выглядит иначе.
Хоффман: сложнее всего было с Михаилом Ходорковским. Я гонялся пытался взять у него интервью четыре года. Менялись пресс-секретари, увольнялись пресс-секретари, а мы все никак не могли поговорить. Но потом, когда мы сели за интервью, я прямо спросил у него - Михаил Борисович, как вы превращали безналичные деньги в наличные? На удивление, он мне описал весь процесс. А после выхода книги (имеется в виду 2002 год) он стал гораздо более открытым и дал несколько интервью.
Книга про российских олигархов была переведена на несколько языков мира.
Хоффман: В Китае произошла интересная история. В этой стране я особенно настойчиво просил издателя выпустить довольно толстую книгу целиком, без купюр. Вот, для сравнения, американский экземпляр (достает и показывает). Так вот, китайского я не знаю, и не могу сказать, действительно ли ее урезали, но только она была вдвое тоньше, а на обложке красовалась надпись: "Прочитайте, это может случиться и здесь". Тираж, кстати, был распродан весь.
В книге, в принципе, описываются такие события, которые у россиян вопросов давно не вызывают: шоковая терапия, гиперинфляция, раздача ваучеров, Леня Голубков и МММ, сертификаты АВВА Березовского, вторые президентские выборы, война за медиаактивы и чеченская война, а также предвыборная кампания 2000 года. Как выяснилось, американских читателей в жизни российских олигархов волновало не это и даже не вопрос о том, капиталист тот или иной олигарх или бандит.
Хоффман: Спрашивали, в каких домах они живут. Что носят. Очень сильно интересовались стилем жизни.
Автор, шесть лет руководивший московским бюро The Washington Post, отказывается сравнивать путинскую Россию с ельцинской.
Хоффман: Не могу комментировать, я ведь застал только начало президентского срока Путина. Я перечислю то, что было, а вы сами сравнивайте. При Ельцине законы выполнялись? Нет. Свобода слова была? Да. Соцзащита была? Очень слабая. Был капитализм? Дикий. Много различий. Или вот еще одно: при Ельцине нефть стоила 15 долларов, а сейчас стоит 70. Кто знает, был бы дефолт, была бы слабой соцзащита, если бы тогда были нынешние цены на нефть.
Заинтересовавшийся "холодной войной" Хоффман не хочет выпускать продолжение книги, в конце которой он написал, что эпоха олигархического капитализма в России закончилась.
Хоффман: Я ошибался. В своих статьях в The Washington Post я три раза провозглашал конец эпохи олигархического капитализма и трижды ошибался. Будет следующая волна олигархов, и у этой книги должно быть продолжение. Его должны написать уже российские журналисты.