700 лет спустя

Ватикан публикует документы, оправдывающие тамплиеров

Ватикан решил опубликовать книгу с архивными документами, рассказывающими о процессе над членами знаменитого и таинственного ордена тамплиеров, которых в начале XIV века признали еретиками, отрекшимися от Христа, и сожгли на костре. Книга воспроизводит так называемый Шинонский список - протокол допроса руководителей ордена, который представители Папы Римского Климента V провели 17-20 августа 1308 года во французском замке Шинон (откуда и название документа).

Шинонский список, ссылки на который часто встречались в различных источниках, долгое время считался пропавшим. Однако в 2001 году молодая итальянская исследовательница Барбара Фрале (Barbara Frale) обнаружила его, работая в ватиканских архивах. Публикация организована Секретным архивом Ватикана и Итальянским культурным фондом Scrinium. Презентация должна состояться 25 октября. Первый экземпляр книги будет вручен непосредственно Папе Бенедикту XVI.

Издание уникально, о чем отчасти свидетельствует его цена: по данным агентства Reuters, книгу большого формата, которая продается в футляре из мягкой кожи, можно будет приобрести за 5900 евро. Впрочем, книга, как любое серьезное научное издание, не предназначена ни для широкой коммерческой продажи, ни для широкой публики - тираж составляет всего 799 экземпляров. В первую очередь она появится в университетских библиотеках и в центрах исследований по медиевистике.

В книге представлены репродукции латинских текстов очень высокого качества, снабженные соответствующими исследовательскими комментариями. Как отметила Барбара Фрале, публикация Шинонского списка является чрезвычайно значимым событием, потому что до сих пор оригинальные документы о процессе над тамплиерами не были доступны исследователям.

Однако еще более значимым представляется тот факт, что, по словам самой же Фрале, публикация Шинонского списка поможет по-новому взглянуть на роль Святого Престола в процессе над тамплиерами и провести переоценку ранее устоявшихся представлений, во многом негативных.

История возникновения ордена Тамплиеров, или "Бедных рыцарей Христа и храма Соломона", восходит к первому крестовому походу, в ходе которого 15 июля 1099 крестоносцы взяли Иерусалим. В 1118 году вассал графа Шампанского Гуго де Пайен вместе с Годфруа де Сент Омером основали орден для защиты паломников, направлявшихся в Святую землю, от разбойников и грабителей.

Члены ордена "обещали навечно жить, как обыкновенные каноники, без имущества, согласно обетам целомудрия и послушания". Поскольку собственного пристанища у рыцарей не было, король Иерусалима Бадуэн II разрешил им расположиться в крыле своего дворца, построенного на месте Храма Соломона, откуда собственно и пошло название "рыцари храма", "храмовики" и тамплиеры (temple - храм).

Изначально рыцарей было девять, и девять лет они жили, никого не принимая в свой круг. В 1128 году на Соборе в Труа папа Гонорий II утвердил орден Храма и его устав. Первым магистром стал Гуго де Пайен. Рыцарям была положена белая одежда, символизирующая чистоту помыслов и здоровье плоти, оруженосцам - одежда коричневого цвета. В 1147 году им разрешили нашивать с левой стороны красный крест.

Последующие наместники престола Святого Петра своими буллами даровали тамплиерам множество привилегий, в том числе освобождение от налогов, безраздельное право на военную добычу, но главным стало то, что тамплиеры стали подчиняться церкви, а не феодалам. Более того, в 1199 году Папа Иннокентий III даже духовенству запретил отлучать рыцаря или капеллана Храма.

Все это привело к тому, что орден тамплиеров в скором времени стал могущественной и богатой организацией, располагающей крепостями на Ближнем Востоке и собственными монастырями-командорствами в Европе, которые занимались сбором финансовых средств.

Ситуация осложнилась после 1291 года, когда мусульмане вытеснили христиан из Святой земли. Тамплиеры были вынуждены вернуться в Европу, но при этом цель существования ордена - защита паломников, направлявшихся в Святую землю - отчасти потеряла смысл. Многочисленный и хорошо вооруженный орден, подчиненный Папе, представлял очевидное неудобство для европейских монархов, которые к тому же стремились прибрать к рукам легендарные богатства ордена Храма.

13 октября 1307 года по приказу французского короля Филиппа Красивого большинство тамплиеров, находившихся во Франции, были арестованы по обвинению в ереси. Их обвинили в том, что они отреклись от Христа.

Во время обряда посвящения в орден новичок якобы должен был плюнуть на распятие, поскольку крест являлся всего лишь орудием казни. Кроме того, испытуемые якобы должны были поцеловать присутствовавших на церемонии членов ордена в поясницу и пупок. Тамплиеров обвиняли в содомии. При этом в пример приводили печать ордена, где два рыцаря сидят один за другим на одном коне. Утверждалось, что тамплиеры поклонялись идолу Бафомету - огромной голове с горящими глазами и бородой - и черной кошке, а также занимались ворожбой и колдовством.

В процессе дознания к тамплиерам применялись пытки, многие сознавались в том, что отреклись от Христа, однако потом "повторно впадали в ересь", заявляя, что признания были выбиты у них насильно, что "пытка спрашивает, а боль отвечает". В этой связи многие историки утверждали, что Святой Престол предал рыцарей ордена Храма, уступив давлению и отдав их в руки французского короля. Папа Климент V якобы боялся повторить судьбу своих предшественников Бонифация VIII и Бенедикта XI, которые были убиты по указанию Филиппа.

Шинонский список, напротив, дает основания предполагать, что Ватикан пытался противодействовать Филиппу Красивому. По результатам допроса, который провели в замке Шинон посланные Папой кардинал-епископ Беренгар (Berengar), кардинал-епископ Стефан (Stephane) и кардинал-диакон Ландольф (Landolf), руководители ордена тамплиеров, в том числе Великий магистр Жак де Моле, были оправданы. Их не признали еретиками.

Выводы папских посланников во многом соответствовали взглядам самого Папы, который, как утверждает Барбара Фрале, хотя и признавал за рыцарями-храмовиками ряд нарушений и злоупотреблений, никогда не считал их виновными в ереси, как, например, тех же альбигойцев. По мнению исследовательницы, процесс над тамплиерами, проходивший с 1307 по 1312 год, можно рассматривать как эпизод политической борьбы между Святым Престолом и Филиппом Красивым.

С учетом ряда фактов можно предположить, что Святой Престол старался вывести тамплиеров из-под удара. В тех областях, где следствие вели священники, так или иначе подконтрольные французскому монарху, тамплиеров признавали виновными, зато перед лицом специальной папской комиссии им почти удалось оправдаться. По крайней мере, 600 членов ордена укрепились в решимости защищаться до конца, как представляется, в надежде на оправдание.

В октябре 1311 года во Вьенне XV Вселенский собор отказался распустить орден тамплиеров, из 140 кардиналов лишь четверо проголосовали за роспуск. Тогда на Собор во главе войска явился Филипп Красивый и, угрожая расправой, вынудил Климента V фактически единолично распустить орден. Собравшимся на Соборе святым отцам было приказано молчать под страхом отлучения от церкви. В 1312 году Папа подписал буллу о роспуске ордена Храма, но вновь не в интересах Филиппа Красивого: имущество было передано другому ордену - госпитальерам. Однако Филипп все же добился своего, изъяв у госпитальеров крупную сумму в качестве компенсации за ущерб казне во время "праведного расследования".

Таким образом, Клименту V все же пришлось уступить грубой силе. 18 марта 1314 года Великий магистр ордена Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарне предстали перед папским судом в Париже и были приговорены к пожизненному тюремному заключению. В ответ они вновь прилюдно заявили, что оговорили себя под пытками. По приказу Филиппа Красивого в тот же вечер их сожгли на маленьком наносном "Еврейском" острове на Сене как повторно впавших в ересь.

Однако тамплиеры были осуждены лишь во Франции. В Германии, Испании, Португалии, Шотландии и на Кипре они были оправданы, хотя владения ордена в большинстве случаев перешли к светским властям. В Англии после короткого ареста их также освободили. Весьма вероятно, что в какой-то степени это было обусловлено позицией Святого Престола. Тем не менее, перед казнью Жак де Моле проклял обоих политических противников - и Филиппа Красивого, и Климента V, - призвав их в течение года явиться на Божий Суд.

Климент V умер 20 апреля, а Филипп Красивый погиб на охоте 29 ноября 1314 года.

Алексей Демьянов

Из жизни00:02Сегодня

Концы в воду

После смерти не все ложатся в гроб. Некоторые выбирают утонуть в щелочи
Из жизни00:07 9 июня

В горло не лезет

Перед казнью можно съесть что угодно. Это повод шикануть и позлить охранников