Минувший год без всяких сомнений будет вписан платиновыми буквами в историю индустрии компьютерных игр. В 2007 году вышло такое количество хитов, что их хватило бы на пятилетку, игровые системы нового поколения наконец-то появились в продаже во всех странах мира (кроме Китая и пары других, говоря об официальных поставках), уровень продаж игр достиг небывалых объемов, ну и, наконец, на Россию стали обращать внимание ведущие мировые издатели.
Подведение итогов мы начнем с настоящего праздника, подаренного игрокам многочисленными разработчиками в 2007 году. Для разных платформ месяц за месяцем стабильно выходило по две-три откровенно хорошие игры. А осенью стало решительно невозможно работать, так как усилиями Activision, Ubisoft, EA, Microsoft и пары других компаний в свет вышло уже просто неприличное количество хитов.
Что класть под елку
Приведем список, дабы не писать о каждом хите-2007 по отдельности:Вкратце еще можно упомянуть Metroid Prime, многочисленные игры про водопроводчика Mario, Gears of War для персональных компьютеров, Quake Wars и долгожданный Unreal Tournament 3… И список этот далеко не полный. Если всего этого недостаточно для того, чтобы вырвать вас из жизни на недельку-другую, вы явно по ошибке попали в эту рубрику, и читать итоговую статью про игры вас заставляет либо скука, либо чрезмерная любознательность.
Издание GameSpot очень, на наш взгляд, удачно сравнило нынешний год с годом дефолта и Half-Life - 1998-м. Действительно, последний раз такой праздник на геймерской улице случался именно девять лет назад. Тогда, если помните, в свет вышла целая плеяда игр, ставших, без преувеличения, культовыми. Назовем лишь самые успешные: это уже упомянутый Half-Life, которому не помешал даже морально устаревший движок первого Quake, и Starcraft, победоносному шествию которого по планете не смогла препятствовать вопиющая двухмерность при всеобщей моде на 3-D. "Эх, было время", - подумают старожилы. "Ищите продолжение на прилавках", - отвечают разработчики.
Если бы не Rockstar и Konami, которые перенесли релизы своих самых ожидаемых игр, GTA IV и Metal Gear Solid 4 соответственно, то в новом, 2008 году игрокам ждать было бы совсем уже нечего. Почему перенесли? Вопрос не по адресу.
Впрочем, на фоне всеобщей радости от огромного количества удачных игр в глаза бросается одна немаловажная деталь. Из приведенного списка хитов дай бог процентов десять являются оригинальными играми, большинство же новоявленных шедевров - это сиквелы. Так что у заядлых пессимистов есть много поводов задуматься о дефиците новых идей и грядущем "кризисе" (Crysis). Например, второй его части.
А у нас тут война, понимаешь
Весной 2007 года война консолей нового поколения вступила в решающую стадию: PlayStation 3 официально появилась в Европе, и полноценное глобальное противостояние платформ PS3 vs Wii vs Xbox 360 началось. Выигрывает пока совсем не тянувший на роль лидера год назад необычный продукт от Nintendo - около 15 миллионов приставок с сенсорным управлением было продано за год с небольшим.
Второе место занимает Xbox 360, от которого сильно отстает и довольствуется третьим место PlayStation 3. Не последнюю роль в не блестящих, мягко говоря, результатах продаж Sony играют два фактора: это все еще высокая цена консоли (хотя после пары-тройки снижений она стала более доступной) и банальная нехватка хитовых игр.
Что касается нашей страны, в которой приставки, в отличие от тех же Соединенных Штатов, делают первые шаги, то ситуация обстоит примерно так. Впервые за все время наблюдений, как любят говорить метеорологи, в России с терпимым отставанием начали официально продавать все игровые системы нового поколения. Кто-то начал раньше - Nintendo с помощью "Нового Диска" еще в декабре 2006 года, кто-то сильно позже (Microsoft официально "запустилась" этой осенью, в тестовом режиме - в начале года). Но тем не менее, шансы купить "серую" приставку в магазине существенно снизились.
И последнее, что касается России. Самыми популярными издателями игр у нас пока что остаются сайты наподобие Piratebay.org.
Скандалы, интриги, расследования
В этом году игровая индустрия пережила несколько довольно крупных скандалов, один из которых, по традиции, был связан с очередной бойней в США.
16 апреля 2007 года в Вирджинском политехническом институте кореец Чо Сын Хи застрелил тридцать два человека. Затем убийца покончил с собой. В первые же часы после этого Америка попыталась найти виноватых, и под раздачу, по традиции, попали компьютерные игры. На всю страну о возможности того, что Чо Сын Хи устроил бойню под воздействием игр, в эфире ток-шоу Ларри Кинга заявил психолог и телеведущий Фил Макгроу. Впоследствии подобное заявление сделал и адвокат Джек Томпсон, известный своей игрофобией.
В итоге, разумеется, выяснилось, что игры к бойне в Вирджинском политехе решительно никакого отношения не имели.
Игра Manhunt 2 также долгое время не сходила со страниц СМИ. Всеобщее внимание она заслужила своей жестокостью, а также фактическим запретом на ее издание в Великобритании и США. Судьба Manhunt 2 была неясна до осени 2007 года, когда выяснилось, что разработчики немного изменят отображение наиболее кровавых сцен, чтобы ей присвоили более щадящий рейтинг. Игра получилась довольно посредственной, но шуму наделала изрядного.
Денежное и сделочное
Напрасно было бы думать, что игроки стали единственными, кому повезло в этом году - разработчики игр тоже внакладе не остались. Пожалуй, наиболее точные данные по продажам игр и соответствующего оборудования поступили только из США, где каждый месяц тратилось на игры по одному-два миллиарда долларов - рост продаж в течение года составлял от 30 до беспрецедентных 80 процентов. Кроме того, по подсчетам Ассоциации развлекательного программного обеспечения (Entertainment Software Association), игровая индустрия в США развивается быстрее большинства других отраслей.
Говоря о миллиардах, нельзя не упомянуть о "сделке века", самом крупном слиянии в истории индустрии компьютерных игр. Речь идет об объединении активов крупнейших издателей игр Activision и Vivendi. Сделка оценивается в 18,9 миллиарда долларов, а по ее завершению будет образован игровой гигант Activision Blizzard (второй части названия компания обязана самой успешной студии, принадлежащей Vivendi). По мнению наблюдателей, Activision Blizzard сможет отнять у Electronic Arts звание крупнейшего в мире издателя игр. В это очень даже верится, с учетом того, что Activision благодаря Call of Duty 4 и Guitar Hero III по продажам смогла опередить EA уже в этом году.
На фоне этого мегаслияния немного меркнет еще одна крупная сделка, которую заключила осенью 2007 года Electronic Arts. Эта компания за 800 с лишним миллионов долларов приобрела две крупнейшие студии Bioware (известна по многочисленным и очень удачным ролевым играм, последняя из них - Mass Effect) и Pandemic Studios.
Мода на объединение не обошла стороной и российских игроделов, в частности, Nival Online, IT Territory, TimeZero и Nikita Online. В ближайшее время эти кудесники онлайн-игр станут единым целым под именем Astrum Online Entertainment.
Что после этого можно еще пожелать? Пожалуй, чтобы год грядущий постарался быть не менее щедрым на игровые хиты. Хотя это будет, действительно, сложно.