Американский миллиардер Уоррен Баффетт (Warren Buffett) совершил практически невозможное. Он сумел несколькими фразами развернуть движение финансовых рынков, пребывавших в унынии по поводу наступления рецессии в США и стабильно падавших в течение последних недель, в противоположном направлении. Однако восхищаться ролью личности в истории рано - кредитный кризис в США пока далек от завершения.
13 февраля Баффетт предложил трем крупнейшим американским страховщикам облигаций - компаниям Ambac, MBIA и FGIC - выкупить у них гарантии по долгам на сумму более чем 800 миллиардов долларов. Разумеется, это не значит, что принадлежащей финансовому магнату корпорации Berkshire Hathaway нужно иметь на руках всю эту сумму. Помимо 5 миллиардов, которые будут выплачены за страховку, для обеспечения гарантий необходимо иметь резерв - около миллиарда долларов.
Дьявол в деталях
Акции как Ambac, так и MBIA рухнули в течение торговой сессии 13 февраля на 15 процентов. Вскоре последовала и их первая реакция: руководство Ambac заявило о том, что оно никому ничего продавать не будет. Ранее Баффетт сам признался в том, что одна из компаний (какая именно, он не уточнил) ему отказала. Хотя остальные потенциальные участники сделки пока отмалчиваются, уже заметно, что предложение третьего по размеру личного капитала человека мира они встретили с некоторой холодностью.
Оно и неудивительно. Дело в том, что Баффетт отнюдь не решился взять на гарантию все обязательства страховщиков. Перестраховано, по его замыслу, будет лишь то, что в этом наименее всего нуждается - а именно облигации американских муниципалитетов. Их финансовое положение вполне стабильно, и шансы на то, что они прекратят платить по долгам измеряются десятыми долями процента.
Иными словами, Уоррен Баффетт хочет снять сливки с рынка страхования облигаций, оставив его участникам только кислое молоко в виде всевозможных "тяжелых" обязательств, включая и связанные с высокорисковыми ипотечными кредитами. Объем этих гарантий измеряется уже не сотнями миллиардов, а триллионами долларов и так как риск их невыплаты намного выше, то и резерв нужно будет создавать соответствующий. Даже если у Баффетта и нашлась бы нужная сумма, маловероятно, что он решился бы поставить ее под удар.
Страховщики, продав лучшие гарантии из своего портфеля, рискуют получить понижение своего рейтинга, а в их нынешнем состоянии это, без преувеличения, смерти подобно. Дальше начнется цепная реакция - понижение рейтинга страховых компаний приведет к понижению рейтинга застрахованных ими облигаций, а значит, банкам, которые эти облигации держат, придется опять списывать активы. Кризисные процессы на рынке в результате только усилятся.
Сообщение привело мировые фондовые рынки в состояние радостного возбуждения. В течение дня котировки Dow Jones выросли на 1,09 процента, чего уже не было с 30 января, когда ФРС объявила об очередном снижении базовой ставки. Еще раньше серьезное повышение пережили европейские рынки, где позитивное движение продолжилось и на следующий день.
Рынок поймал волну. Как бы не разбиться о рифы.
Так или иначе, но сообщение привело мировые фондовые рынки в состояние радостного возбуждения. В течение дня котировки Dow Jones выросли на 1,09 процента, чего уже не было с конца января, когда Федеральная Резервная система США понизила базовую ставку на полпроцента. Еще раньше серьезное повышение пережили европейские рынки, где позитивное движение продолжилось и на следующий день.
Следует заметить, что для фондовых рынков это была отнюдь не единственная хорошая новость. Чуть ранее ведущие банки США, включая Citigroup и Bank Of America, объявили тридцатидневный мораторий на конфискацию жилья у неплательщиков. А днем раньше Федеральная Резервная Система раздала американским банкам около 30 миллиардов долларов краткосрочных кредитов, несколько снизив напряжение на рынке по поводу недостатка ликвидности.
Позитива прибавилось и у самого главы ФРС Бена Бернанке, который на встрече с конгрессменами-республиканцами уверенно заявил, что "рецессии в США не будет". Другие представители резервной системы в прогнозах со своим шефом вполне сходятся.
Аналитики, однако, учли соображения о подводных камнях этой сделки и восприняли предложение акулы финансового мира без особого энтузиазма. "Это, конечно, неплохо, но страховщикам вряд ли поможет", - таково наиболее распространенное мнение.
Влияние на рынок оказывает в данном случае скорее сам факт того, что к проблеме разрешения кризиса подключились такие авторитетные в финансовом мире люди, как Баффетт. Соответственно не следует ждать от ситуации как на фондовом рынке, так и в экономике США кардинальных улучшений. Для того, чтобы узнать, чего на самом деле стоит инициатива Баффетта, равно как и другие шаги правительства США, ФРС и частных структур, имеет смысл некоторое время подождать.