Новости партнеров

Братский триумф

Оскар-2008 обошелся без разочарований

На редкость увлекательный премиальный киносезон 2008 года можно считать завершенным: Американская киноакадемия раздала всем сестрам, то есть, пардон, братьям, по серьгам, конкуренция была жесткой, победителями вышли достойнейшие, дипломатические тонкости соблюдены, интрига сохранялась до последней минуты.

К финалу оскаровской гонки у наблюдателей оставался, похоже, единственный вопрос: если слон на кита налезет, то кто кого сборет? Братья Коэны Пола Томаса Андерсона или наоборот? К концу февраля у создателей картин "Старикам тут не место" и "Нефть" было примерно поровну очков, то есть наград различных профессиональных гильдий и прессы. Но, как сказал ведущий оскаровской церемонии Джон Стюарт, "две головы лучше, чем одна", и братья оказались в выигрыше. Их картина, экранизация романа Кормака Маккарти "Старикам тут не место", получила призы за лучший сценарий и лучшую режиссуру, названа фильмом года. Таким образом, братья повторили подвиг Роберта Уайза и Джерома Роббинса, сделавших такой же хет-трик в 1961 году, когда они взяли три ключевые награды за мюзикл "Вестсайдская история". Славно дополняет триумф Коэнов приз Хавьера Бардема, получившего "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана. Его героя, невероятного убийцу по имени Антон Чигур, мировой кинематограф вряд ли забудет: этот тип с дикой прической и невыносимым выражением лица, похоже, навеки встанет рядом с такими славными персонажами, как Франкенштейн в исполнении Бориса Карлоффа или Дракула Белы Лугоши. В крайнем случае, рядом с Джоном Райдером (то есть Рутгером Хауэром) из "Попутчика".

За полтора часа до своего окончательного триумфа, едва взяв в руки "Оскар" за лучший адаптированный сценарий, братья Коэны недурно отшутились, сказав, что работают только с самыми лучшими авторами - Гомером (имелся в виду "О, где же ты, брат?") или Кормаком Маккарти. Впрочем, надо отдать братьям должное, не только в первоисточнике дело, но и в их драматургическом чутье: из мрачного текста Маккарти они сделали, безусловно, мрачный фильм, который, однако, искрится редким по нашим временам сарказмом и не несет на себе печати "звериной серьезности".

Вот это последнее качество в полной мере присуще фильму Пола Томаса Андерсона "Нефть". Хотя режиссер отнюдь не страдает отсутствием чувства юмора, ему свойственен апокалиптический подход к снимаемому, и киноакадемики не решились разделить с ним этот взгляд. Впрочем, у них достало силы воли, чтобы отметить виртуозную работу оператора - Роберта Элсвита. Ну а победу исполнителя главной роли Дэниела Дей-Льюиса предвидеть было несложно: рядом с драматическими пароксизмами этого ирландца усилия всех прочих претендентов (Джорджа Клуни, Джонни Деппа, Томми Ли Джонса и Вигго Мортенсена) кажутся недостаточно убедительными.

Великолепная Марион Котийяр, получившая "Оскар" за лучшую женскую роль (Эдит Пиаф, "Жизнь в розовом цвете"), вернула своей родине былую кинематографическую славу в Северной Америке: со времен Симоны Синьоре, получившей "Оскар" в 1960 году, ни одна француженка не удостаивалась премии Американской киноакадемии. Кстати, Синьоре сыграла тогда роль в американской картине - "Комната наверху" Джека Клейтона.

Франкофония, как уже не раз было отмечено, вообще ощущалась в оскаровской гонке этого года, и неудивительно, что премию за лучший полнометражный мультфильм взял "Рататуй" Брэда Берда, обаятельная история несовместимого: крысы и парижской высокой кухни.

Однако вернемся от грызунов к людям. Тильда Суинтон получила "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана (в "Майкле Клейтоне"), и заслуженно. Но вот что удивительно: впервые за несколько лет Американская киноакадемия не следила за политической корректностью, и в актерских номинациях была всего лишь одна афро-американская актриса - Руби Ди. Все и думали, что этой достойной пожилой даме и достанется премия. Но нет: актерские достоинства возобладали над человеческим обаянием и почтенным возрастом, и большое спасибо академикам за это.

Воздадим должное киноакадемии еще раз, теперь уже в связи с категорией "Лучший фильм на иностранном языке". Выбирать между римейком люметовских "12 разгневанных мужчин", перенесенным однажды уже оскароносным Никитой Михалковым на актуальную русско-чеченскую почву, и "Катынью", горькой картиной ветерана польского кино Анджея Вайды, - задача, в первую очередь, политическая, а политика явно не входила в сферу интересов академиков в этом году. (Отметим, что болезненной иракской теме была посвящена ровно одна картина из короткого списка - "В долине Эла", и она ничего не взяла.) В итоге, в "иноязычной" категории "Оскар" достался австрийской драме "Фальшивомонетчики", истории заключенного в концлагерь еврейского виртуоза по подделке денег. Вряд ли австрийский триумф сильно утешит израильтян, поставивших на "Бофор" Джозефа Седара, и уж тем более не порадует Сергея Бодрова, которому, тем не менее, удалось застолбить казахскому кинематографу неплохое место.

Самый значимый проигрыш на нынешнем "Оскаре" - у британского "Искупления" Джо Райта: всего одна награда, причем второстепенная. Статуэтку получил композитор Дарио Марианелли, чей саундтрек, впрочем, явно был самым запоминающимся, благодаря остроумно вставленному в основную тему стуку клавиш печатной машинки.

Тиму Бертону, чей мюзикл "Суини Тодд" получил три номинации, не привыкать к тому, что его обходят премиями. В конце концов, настоящим волшебникам человеческие награды не очень-то и нужны. Впрочем, тот факт, что его художник-постановщик Данте Феретти все-таки взял "Оскара" за гипнотически печальный викторианский Лондон, должен немного утешить команду Бертона.

Резюмируя оскаровские итоги, отметим, что в этом году доминировало кино умное и злое, немейнстримное и интересное. Ура.

Культура01:3915 августа
Эдуард Успенский

Не тратил время зря

Он придумал Гену, Чебурашку и кота Матроскина: каким запомнят Эдуарда Успенского