13 июля 2002 года можно считать отправной точкой в вопросе строительства системы ПРО в Европе - в этот день США вышли из Договора об ограничении систем стратегической противоракетной обороны от 26 мая 1972 года. С этого момента тема ПРО в Европе начала интенсивно обсуждаться как в российских, так и мировых СМИ. Большинство материалов при этом касалось противостояния США и России - Вашингтон, как известно, пытается убедить весь мир в ракетной угрозе со стороны Ирана, Москва же рассматривает появление элементов ПРО в Европе как подрыв основ ядерного паритета. "Лента.ру" попыталась отойти от освещения политических сторон данного вопроса и представить своим читателям краткий технических обзор того, что с 2011 года может стать третьим позиционным районом противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки.
В июле 2007 года Агентство ПРО США опубликовало на своем сайте краткий обзор официального плана по созданию третьего позиционного района этой системы. Согласно представленным материалам, он будет состоять из десяти ракет-перехватчиков, размещенных в Польше, а также одного радара в Чехии.
В двадцатых числах марта текущего года Агентство ПРО США распространило заявление о том, что наиболее вероятным подрядчиком строительства третьего позиционного района ПРО будет Boeing. В настоящее время американская компания уже является основным подрядчиком по строительству первого и второго позиционных районов (база Форт-Грили на Аляске и база Ванденберг в Калифорнии). За последние десять лет Boeing получил от Пентагона около 16 миллиардов долларов на реализацию различных проектов в области противоракетной обороны. Основная специализация компании - создание систем наземного базирования GMD (Ground-based Midcourse Defense), их разработка ведется с 1998 года, а также РЛС GBR.
На создание элементов системы ПРО в Европе министерство обороны США запрашивает у Конгресса на период до 2013 года около 4,5 миллиарда долларов. В последующем к 2024 году объем расходов предлагается увеличить до 247 миллиардов долларов. Начало финансирования работ по созданию третьего позиционного района запланировано на 2009 финансовый год.
Ракеты на футбольном поле
Согласно заявлениям Агентства ПРО США, 10 ракет-перехватчиков на территории Польши будут размещаться в районе поселка Вицко-Морске, находящегося в Поморье между городами Устка и Дарлово. Ракеты установят в специальных шахтах, расположенных в два ряда по пять единиц. По длине занимаемая территория будет немного больше длины футбольного поля (около 137 метров), а по ширине - почти в два раза уже (37 метров).
Выбранный участок относительно безлюдный. Вся территория базы будет обнесена стальной сеткой-рабицей высотой около двух метров. На позиции пункта будут находиться служебные технические помещения с передающими и приемными устройствами, а также параболическая антенна диаметром 5,8 метра. В нормальном режиме пункт не будет обслуживаться людьми. Технический персонал может находиться там только при проведении регламентных работ.
Ракеты, которые планируется разместить на территории Польши, будут аналогичны тем, которые в настоящее время базируются на Аляске (14 ракет GBI / 25 шахт) и в Калифорнии (2 ракеты GBI / 4 шахты). Они будут отличаться только количеством ступеней разгона. В Польше будут установлены двухступенчатые ракеты вместо трехступенчатых.
Ракеты GBI (Ground-based Interceptor) разрабатывались в рамках программы GMD, которая ранее именовалась NMD (National Missile Defense). После разработки администрацией Джорджа Буша более сложной архитектуры ПРО старое название перестало употребляться. В рамках новой концепции GMD является лишь одним из элементов перспективной эшелонированной системы противоракетной обороны.
Ракеты GBI предназначены для вывода на заданную траекторию блоков перехвата EKV (Exo-Atmospheric Kill Vehicle), которые оборудованы собственным жидкостным реактивным двигателем для коррекции траектории полета, а также инфракрасной головкой самонаведения для обнаружения и сопровождения цели на конечном участке траектории.
Блок перехвата EKV призван уничтожать ракеты вероятного противника за счет большой кинетической энергии, не используя при этом боевой заряд. Радиоуправление полетом и двухсторонняя радиосвязь с бортом GBI и EKV будет осуществляться в двух диапазонах радиоволн - сантиметровом (длина волны 3 см) и миллиметровом (длина волны 8 мм).
Футбольный шар
Для обнаружения и сопровождения целей, отслеживания пусков ракет и оценки результатов стрельбы в Чехии у населенного пункта Мишов (Misov) в Западной Богемии, в 90 километрах юго-западнее Праги, к 2011-2012 году будут размещена РЛС GBR (или ХBR).
Она представляет собой работающую в 3-сантиметровом диапазоне длин волн (X-band) импульсную радиолокационную станцию с поворотной приемпопередающей активной фазированной антенной решеткой, которая имеет форму сложного многоугольника. Внешне она похожа на шар диаметром 25 метров. Вес радара превышает две тысячи тонн. Работая в основном режиме, станция имеет сектор обзора 50 градусов и по азимуту, и по углу места. Но антенну при необходимости можно повернуть почти на 180 градусов, что обеспечивает фактически круговую зону обзора. Максимальная дальность обнаружения типовой боеголовки баллистической ракеты составляет около 4000 километров.
Радар в Чехии будет аналогичен РЛС, которая установлена на атолле Кваджалейн, а также мобильному радару SBX морского базирования, который в настоящее время размещается в Тихом океане (в районе Алеутских островов).
По заявлению разработчиков, GBR и SBX обладают высокой избирательной способностью и помехоустойчивостью, они способны эффективно отличать действительные заряды от ложных целей. Cтанции SBX и GBR взаимодополняемы.
Как это будет работать
Для управления ракетами-перехватчиками GBI предполагается использовать станции передачи команд (СПК) IFICS (In-Flight Interceptor Communication System). СПК IFICS будут осуществлять коррекцию полета противоракет на основе данных целеуказания, вырабатываемых вычислительными средствами системы ПРО на командном пункте.
Кроме радара GBR, информация о пуске ракет также будет поступать со спутниковой группировки DSP/SBIRS и от РЛС с активной фазированной антенной решеткой EWR (Early Warnig Radar). В настоящее время США располагают пятью подобными станциями, три из них расположены на территории США (Бил в Калифорнии, Отис в Массачусетсе и Клир на Аляске) и составляют систему PAVE PAWS. Еще две РЛС АФАР находятся в Файлингдейлз (Великобритания) и Туле (Гренландия). К ним также можно отнести недавно вступившую в строй американскую РЛС Globus-2 в городе Варде (Норвегия), которая полностью соответствует требованиям ПРО.
РЛС EWR работают на длине волны 70 сантиметров и способны обнаруживать цели на расстоянии до 5500 километров. Однако существующая точность определения параметров летящих боеголовок (координаты, скорость, направление) не позволяет осуществлять целеуказание перспективным перехватчикам с достаточной точностью. Существующие возможности РЛС также не позволяют решать задачу по отличению боеголовок от ложных целей. Функция отбора будет возложена на радар GBR в Чехии.
Предполагется, что управление будет осуществляться Центральным командным пунктом NORAD (оборона воздушного пространства Северной Америки) через региональные командные пункты ПРО (BMC3) по средствам глобальной сети сверхширокополосных цифровых каналов волоконно-оптической связи. В настоящее время для первого и второго позиционного района ПРО командный пункт создан в городе Шайенн-Маунтин (штат Колорадо).
В итоге
К 2013 году структура американской ПРО будет расширена. Кроме 10 противоракет в Польше, группировка ракет-перехватчиков в первом и втором позиционном районе будет доведена до 44 единиц. Будут созданы дополнительно три мобильных радара SBX. Пентагон не исключает возможность размещения одного из них в Каспийском море. В планы США входит также базирование на кораблях 100 противоракет SM-2 для перехвата баллистических ракет на среднем участке траектории, а также принятие на вооружение четырех мобильных комплексов THAAD (аналог российской системы ПВО С-400) для уничтожения боеголовок на конечном участке. Группировка спутников с инфракрасными сенсорами к 2014 году должна быть доведена до пяти единиц, а к 2017 году - до девяти.