Новости партнеров

Социально ответственная журналистика

Журналисты The Washington Post собрали Пулитцеров в шести номинациях

Недосягаемым триумфатором Пулитцеровской премии 2008 года в США стала авторитетная газета The Washington Post, победившая сразу в шести номинациях, включая и наиболее престижную - "За служение обществу". Жюри престижнейшей американской премии в области журналистики, литературы, драматургии и музыки столь высокую оценку поставило серии репортажей о госпитале Walter Reed Army Medical Center, в котором на лечении находятся американские военнослужащие, ветераны боевых действий.

Столица есть столица

Над репортажами работали журналисты The Washington Post Дана Прист (Dana Priest), Энн Халл (Anne Hull) и фотокорреспондент Мишель дю Сий (Michel du Cille). Последний уже является лауреатом двух Пулитцеров за фотографию, а Энн Халл номинировалась на премию шесть раз, но получила ее только теперь. Как отмечается в заявлении жюри, этим журналистам удалось вскрыть и продемонстрировать широкомасштабные злоупотребления в клинике, приведшие к тому, что раненые ветераны не получали достойного медицинского обслуживания. Это вызвало негодование в обществе и принудило вмешаться федеральные власти. "Мы не смогли бы остановиться, даже если бы хотели, - сказала Энн Халл. - Первый же репортаж вызвал лавину откликов среди ветеранов и членов их семей, и это просто заставило нас продолжать следить за развитием этой истории".

Газета получила премию и в номинации "Срочная новость". Победу присудили коллективу The Washington Post за оперативное освещение событий, связанных с массовым убийством студентов в Вирджинском политехническом институте 16 апреля 2007 года. Отмечена была работа газеты как внутри страны, так и за пределами Соединенных Штатов. Пулитцера получили журналисты этого издания Джо Бекер (Jo Becker) и Бартон Гелман (Barton Gellman) за репортажи о скрытой роли вице-президента США Дика Чейни в формировании национальной политики.

Премию за успехи в области международной журналистики получил Стив Файнару (Steve Fainaru), исследовавший деятельность многочисленных частных охранных предприятий, которые работают по контракту в Ираке и, как отмечалось в репортажах Файнару, "часто ведут свои собственные войны, параллельно с большой войной американской армии на иракской земле". В 2007 году он задокументировал рядовое иракское происшествие: частные охранники открыли стрельбу без разбора и по иракским боевикам, и по мирным жителям. Публикации Файнару дали толчок началу широкомасштабного расследования деятельности охранных предприятий в Ираке.

Премию получил также Джин Вейнгартен (Gene Weingarten) за лучший очерк, превратившийся в необычный социальный эксперимент. После публикации материала "Жемчуг перед завтраком" ("Pearls before Breakfast") многие читатели решили коренным образом изменить свою жизнь. В очерке рассказывалось о том, как признанный лучшим из ныне живущих в США скрипачей Джошуа Белл (Joshua Bell) смог заработать только 32 доллара, играя Крейслера, Шуберта, Массне и Баха на скрипке Страдивари в подземном переходе метро в Вашингтоне. Никто не обращал на него внимания, и лишь одна прохожая узнала музыканта. Еще один сотрудник The Washington Post получил Пулитцера в номинации "Лучший комментарий". Жюри отметило неизменную оригинальность и непредвзятость публикаций Стивена Пирлштайна (Steven Pearlstein) в 2007 году. В целом же газете удалось превзойти свой собственный результат 2006 года, когда журналисты этого издания "собрали" четыре Пулитцера.

Скандалы и расследования

Премию в категории "Журналистское расследование" разделили с одной стороны Уолт Богданич (Walt Bogdanich) и Джейк Хукер (Jake Hooker) из газеты The New York Times и журналистский коллектив The Chicago Tribune с другой. Жюри оценило усилия этих изданий в борьбе против опасных потребительских товаров. Журналисты Большого яблока преследовали недобросовестных импортеров медикаментов и других товаров повседневного пользования из Китая, а чикагские репортеры встали на защиту детей от игрушек, переносных автомобильных сидений и кроваток, не удовлетворяющих требованиям безопасности правительственных нормативов. Усилия обеих газет заставили государственные службы вплотную заняться поднятыми журналистами вопросами.

Газета The New York Times получила Пулитцеровскую премию и в номинации "Объясняющий репортаж". Награды удостоилась Эми Хармон (Amy Harmon) за целый ряд статей об этической стороне проведения генетических анализов. Она описала переживания многих людей, которые прошли такие анализы и узнали о заложенных в их генах смертельных заболеваниях или об опасных мутациях. Жюри отметило ее "шокирующее исследование воздействия новых генетических технологий на жизнь американцев".

В номинации "Критическая статья" лучшим оказался Марк Финей (Mark Feeney) из The Boston Globe. Он удостоился премии за легкость, с которой, по мнению жюри, он ориентируется во всех аспектах визуального искусства от фото- и кинематографии до живописи. За скорейшее создание визуальных образов Пулитцера получил фотокорреспондент информагентства Reuters Адрэ Латиф (Adrees Latif). Он был признан лучшим в 2007 году в номинации "Срочный фоторепортаж" за снимок, сделанный во время беспорядков в Мьянме. На снимке изображен смертельно раненный коллега Латифа - японский фотокорреспондент, который все еще пытается навести камеру на бирманского солдата.

Обратные стороны утопии

Личные, семейные и национальные драмы - вот что больше всего интересовало жюри Пулитцеровской премии, оценивавшее беллетристику, документальную прозу, драматургию минувшего года. Рай воображаемый, обретенный и утраченный можно найти чуть ли не в каждом награжденном произведении.

Проза

Лауреатом Пулитцеровской премии за лучший роман года оказался Жуно Диас (Junot Diaz), 39-летний уроженец Доминиканской республики, выросший в США. Он получил награду за свое дебютное произведение "The Brief Wondrous Life of Oscar Wao" ("Короткая и удивительная жизнь Оскара Уао").

Диас попал в США шестилетним ребенком. Бедность и тяжелые семейные обстоятельства (отец бросил бедствовавшую семью, старший брат скончался от лейкемии) не помешали будущему писателю получить исключительно хорошее образование: степень бакалавра ему присвоили в университете Ратджерс, а магистра - в Корнельском университете. Диас довольно рано начал печататься - в 1995 году, причем не где-нибудь, а во влиятельном и популярном литературно-публицистическом журнале The New Yorker.

"Короткая и удивительная жизнь Оскара Уао", опубликованная в 2007 году, была встречена сплошь хвалебными отзывами критиков, автору сразу стали прочить большое будущее, а роману - премии, которые не замедлили образоваться (в частности, престижная National Book Critics Circle Award).

Оскар в романе Диаса - толстый и глубоко несчастный ребенок, болезненно взрослеющий в Нью-Джерси и безвременно погибающий в ранней юности (Уао - неправильно расслышанная фамилия Оскара Уайльда). Роман Диаса полуавтобиографичен, многие его детали (за исключением, правда, толщины героя) позаимствованы автором из собственной жизни. Примечательной особенностью книги можно счесть смешение литературного английского, "спанглиша" (смеси английского и испанского) и уличного сленга латиноамериканцев, обосновавшихся в Америке. Над героями романа постоянно нависает тень доминиканского диктатора Трухильо, который в воображении Оскара оказывается в одном измерении со зловещими персонажами калибра толкиеновского Саурона.

Выбор жюри Пулитцеровской премии в номинации "Художественная проза" напоминает об общем внимании англоязычной литературы к голосам второго поколения иммигрантов, которым в силу своего отчасти маргинального положения удается выделять тонкие и необычные детали как в языке, так и в окружающей действительности.

Драма

Лучшей пьесой по версии Пулитцеровского жюри оказалась большая драма Трейси Леттса (Tracy Letts) "August: Osage County" ("Август: графство Осейдж"). Леттс - драматург и актер известного чикагского театра Steppenwolf Theater Company, пьесу эту он предназначил для родной труппы, а на одну из ролей пригласил собственного отца, который играл уже будучи смертельно больным раком. Пьесу в США приняли с восторгом, из Чикаго она уже перебралась на Бродвей, где идет с большим успехом.

Осейдж - самое большое графство в Оклахоме, расположенное почти в самом географическом центре США. В этом малонаселенном и ничем не примечательном крае, символизирующем среднестатистическую провинциальную Америку, Трейси Леттс, сам уроженец такого же оклахомского захолустья, поселил большое и, конечно, целиком вымышленное семейство Уэстонов, которое собирается в полном составе после неожиданного исчезновения главы семьи. Вся пьеса - это грандиозное, местами смешное, местами печальное выяснение отношений между родственниками. Свои чеховско-фолкнеровские корни Трейси Леттс не скрывает, а, напротив, демонстрирует отличное владение всем арсеналом драматургических и языковых приемов обоих любимых авторов.

Поэзия

Поэтическую награду жюри разделило между представителями школ двух побережий США: победителями оказались калифорниец Роберт Хасс (Robert Hass) и житель Нью-Йорка Филип Шульц (Philip Shultz). Оба они становились лауреатами всех мыслимых американских премий, но только Хасс успел побывать еще и поэтом-лауреатом (высшая почесть, оказываемая государством поэту).

История

Титулованный историк Дэниел Уокер Хауи (Daniel Walker Howe) получил Пулитцеровскую премию за фундаментальную работу "What Hath God Wrought: the Transformation of America, 1815-1848" ("Божий труд: преображение Америки, 1815-1848). Нельзя сказать, чтобы этот период в историографии США считался каким-то темным пятном, но всеохватная работа Хауи не могла не привлечь внимания. Автор увязал вместе внутреннюю и внешнюю политику, местные инициативы и федеральные проекты, освоение фронтира и переосмысление религиозного опыта первых поселенцев, словом, все то, что сформировало страну и подвело ее к крупнейшему кризису - Гражданской войне.

Работа Сола Фридляндера (Saul Friedlander) под названием "The Years of Extermination: Nazi Germany and the Jews, 1939-1945" ("Время уничтожения: нацистская Германия и евреи, 1939-1945") получила премию в категории "Документальная проза", которая, строго говоря, не совсем историческая. Но Фридляндер написал работу в жанре "история повседневности": его исследование основано на дневниках и публицистике изучаемой эпохи. Отмеченный Пулитцеровской премией том - это вторая часть фундаментального труда Фридляндера. Первая вышла в 1997 году.

Джон Мэттесон (John Matteson), преподаватель литературы в одном из нью-йоркских колледжей, удостоен премии за книгу "Eden's Outcasts: The Story of Louisa May Alcott and Her Father" ("Изгнанные из Эдема: история Луизы Мэй Олкотт и ее отца"). Имя Луизы Олкотт знакомо американским читателям с детства: ее перу принадлежит невероятно популярный в XIX веке и многократно переиздававшийся роман воспитания "Маленькие женщины". Отец писательницы, Эймос Бронсон Олкотт, был философом-самоучкой, педагогом и другом литераторов Ральфа Эмерсона и Генри Торо. Эймос Олкотт основал утопическую коммуну "Fruitlands", просуществовавшую всего семь месяцев, но оставившую заметный след в истории социальных учений США.

Музыка

В этой категории награду получил композитор Дэвид Ланг, основатель объединения "Bang on a Can", исполняющего музыку на стыке многих жанров. Пулитцеровскую премию Ланг получил за вокальный квартет "The Little Match Girl Passion" ("Страсти по девочке со спичками"), основанный на известной сказке Ганса Христиана Андерсена.

Композитор, поэт и певец Боб Дилан получил диплом ("Особое упоминание") Пулитцеровского жюри как человек, внесший неоценимый вклад в американскую культуру. Надо полагать, эта награда в комментариях не нуждается.