Праймериз, которые пройдут 20 мая в штатах Кентукки и Орегон – последние крупные предварительные выборы у демократов. Кандидатам удалось прийти к ним с незначительным разрывом.
Согласно сведениям, приведенным в публикации The New York Times, к настоящему моменту Бараку Обаме удалось заручиться поддержкой 1611 приверженных делегатов, а Хиллари Клинтон – 1444 делегатов (по информации CNN, у Обамы 1612 делегатов, а у Клинтон 1443). То есть для того, чтобы получить большинство среди приверженных делегатов, чернокожему сенатору осталось набрать еще шестнадцать голосов, а вот бывшей первой леди – почти двести. Учитывая, что на праймериз 20 мая распределят 103 делегатов и опросы предсказывают Бараку Обаме уверенную победу в Орегоне, свои шестнадцать голосов он получит.
Однако поддержка большинства приверженных делегатов еще не обеспечивает кандидату выдвижения от демократов. Как бы ни проголосовали Орегон и Кентукки, решающим станет мнение суперделегатов – видных деятелей Демократической партии, которые автоматически получают право голоса на партийном съезде. К ним относятся губернаторы, конгрессмены и, конечно, бывшие президенты США.
Хиллари Клинтон довольно долго удавалось удерживать первенство в борьбе за поддержку суперделегатов. Эксперты объясняли это тем, что среди этой категории демократов немало тех, кто хорошо знаком с Биллом Клинтоном и работал с Хиллари Клинтон над различными проектами. Однако в мае ситуация изменилась: Барак Обама впервые обогнал Клинтон по количеству голосов суперделегатов.
Чернокожему сенатору помогла традиция: суперделегаты зачастую поддерживают кандидата, победившего на праймериз в том штате, который они представляют в Конгрессе. Это позволило даже тем высокопоставленным демократам, кого с четой Клинтон связывали давние дружеские отношения, сделать выбор в пользу Обамы, объяснив свой шаг нежеланием идти против воли народа.
Еще одним фактором, сказавшимся на популярности кандидата у суперделегатов, стало постепенное пополнение лагеря сторонников Обамы. Практически все видные политические деятели, относящие себя к сторонникам Клинтон, объявили о своей поддержке сразу. Штаб Барака Обамы приберег многое "на потом": в поддержку Обамы высказывались все новые и новые демократы, когда ресурсы Клинтон были уже исчерпаны. Это создало иллюзию количественного преобладания сторонников Обамы.
Впрочем, суперделегаты еще могут изменить ситуацию – более четырехсот из них пока не приняли сторону кого-то из кандидатов. Многие из них дожидаются последних крупных праймериз, чтобы принять решение, поэтому после 20 мая ожидается волна объявлений суперделегатов о поддержке того или иного демократического кандидата.
Барак Обама явно осознает, что хотя победа почти в его руках, после нее ему нужно будет заручиться поддержкой сторонников Хиллари Клинтон и сплотить вокруг себя Демократическую партию. Именно поэтому он решил не объявлять о своей победе на предварительных выборах, пока Хиллари Клинтон сама не признает поражения. Сенатор от Иллинойса продолжает относиться к бывшей первой леди как к равной по силам сопернице, чтобы не вызывать неприязни у ее избирателей. Ведь после выдвижения самой большой опасностью для Обамы может стать нежелание избирателей-демократов приходить на ноябрьские выборы из-за того, что Клинтон не стала кандидатом. Более того, некоторые избиратели могут предпочесть проголосовать за республиканца Джона Маккейна, если Клинтон не выйдет в финал.
Хиллари Клинтон также не намерена торопить события. Она утверждает, что хотя Обама заручился поддержкой большего числа приверженных делегатов, за нее проголосовала большая доля избирателей. Мнения специалистов по этому вопросу различаются: кто-то согласен с бывшей первой леди, чьи-то подсчеты показывают, что и здесь лидирует Обама.
Главная задача демократов на данном этапе – выдвинуть самого сильного, имеющего больше шансов победить Джона Маккейна. И здесь опросы не очень помогают: и Клинтон и Обама побеждают Маккейна с незначительным отрывом, и прогнозировать, как проголосуют избиратели, когда останется кто-то один, довольно тяжело.
Тем не менее Джон Маккейн уже выбрал себе соперника. Он заочно дискутирует с Бараком Обамой по внешнеполитическим и экономическим вопросам, но игнорирует замечания Хиллари Клинтон на те же темы. Да и многие демократы (как по партийной принадлежности, так и по взглядам) уже списали Клинтон со счетов. Например, инвестор Уоррен Баффет, который давно и близко знаком с Хиллари и Биллом, не стал уклоняться от ответа на вопрос о том, кого поддержит в ноябре: "Я проголосую за кандидата от демократов. А так как им станет Барак Обама, то я отдам свой голос ему".