Российский фондовый рынок после майских праздников пережил самый настоящий бум. В течение двух недель индекс РТС вырос сразу на 16 процентов, преодолев наконец овладевшую им перед Новым годом унылую стагнацию. Свою роль здесь сыграли и рост цен на нефть, и инаугурация президента Дмитрия Медведева. Да и кредитный кризис в США и Европе, похоже, начал рассасываться, по крайней мере, на некоторое время.
Последний раз впечатляющих успехов индекс РТС достиг под самый конец 2007 года. Котировки росли почти весь год на фоне дорожающей нефти. Нестабильность на финансовых рынках, уже разразившаяся к середине лета, несколько снизила темпы роста. По итогам года прибавление составило всего лишь 19,5 процента.
Особенно интенсивный рост российский фондовый рынок пережил в конце ноября - начале декабря. За 20 дней он вырос более чем на 200 пунктов. Однако эйфория продлилась недолго. После некоторой приостановки роста последовал оглушительный обвал и к концу января котировки "сдулись" на 20 процентов. В отдельные дни индекс заваливался на 7 процентов, что говорило о чрезвычайно болезненной ситуации на рынке.
В чем была причина обвала? Прежде всего в зависимости российских бирж от международных. Известно, что развивающиеся рынки очень часто следуют одним курсом с развитыми, иногда с запозданием, иногда с опережением. Случилось же вот что: когда в январе ипотечный кризис в США вошел в острую фазу, международные спекулятивные инвесторы традиционно "побежали" с бирж развивающихся стран, в массовом порядке распродавая активы. Они и задали настроение всему рынку, ввергнув его в тяжелую депрессию.
Отскок от дна
Россия тут еще легко обошлась - в Китае, к примеру, за последние полгода рынок рухнул вдвое. Аналогичные процессы произошли и в Индии, так что от мини-краха не убереглись даже самые сильные площадки из стран "второго эшелона". Пришедшие же в резко подешевевшие американские активы деньги смогли придать казалось бы безнадежному рынку США новый импульс и он сумел за последние два месяца (точкой отсчета тут стал крах Bear Stearns в середине марта, показавший, что Федеральная резервная система не бросит в беде терпящие бедствие финансовые институты) в значительной степени восстановить свои позиции.
Появившаяся у инвесторов уверенность в будущем позволила им вновь обратить внимание на финансовый рынок России как более прибыльный, пусть и рискованный. Результат по-настоящему проявился в мае, причем дополнительный толчок биржам дали еще и рекорды цен на нефть и другие ресурсы. Не случайно, что среди лидеров оказались бумаги сырьевого сектора. "Газпром", "Роснефть", "Норильский Никель", "Лукойл" - вот кто делал погоду на РТС и ММВБ в эти дни. Правда, локальные рывки удавались и другим компаниям, в частности, МТС, обещавшей акционерам высокие дивиденды.
Здорово подыграла "быкам" на российском рынке и инаугурация Дмитрия Медведева. Инвесторы, увидев, что операция "преемник" прошла без особых сложностей и закончилась хэппи-эндом, вздохнули с облегчением и бросились покупать буквально все и вся. До этого момента именно неясная ситуация с уникальным для России процессом добровольной передачи ядерного чемоданчика от одного руководителя страны к другому держала всех в напряжении. С учетом мощного госсектора и активного вмешательства государства в экономику от "рулевых" у нас в стране зависит несколько больше чем, скажем, в Западной Европе. Тем более, что государство обещало помочь налоговыми льготами стагнирующей нефтяной отрасли.
Все решается "за бугром"
Впрочем, уже 20 мая на рынке наступило некоторое отрезвление. РТС закрылась с понижением индекса на 1,3 процента. Могла бы и еще ниже, если бы не очередной рекорд нефтяных цен, достигших 129 долларов за баррель. Тем не менее, проводить параллели с декабрьской ситуацией не стоит. Финансовые рынки в мире находятся в куда более стабильном состоянии и, по всей видимости, останутся в нем еще некоторое время (хотя говорить о полном выздоровлении от финансового кризиса рано, более того, вторая волна кризиса, по оценкам многих экспертов, может оказаться еще разрушительнее первой).
Не стоит и ждать какого-то обвала цен на нефть. Да, это "пузырь", утверждают специалисты, при этом сразу же оговариваясь, что за ним стоят фундаментальные причины. Так что в ближайшее время рынку грозит лишь некоторая коррекция, неизбежная после бурного роста.
Но по большому счету, даже в случае серьезного падения рынка не стоит ждать, что этот процесс отразится на каждом жителе России. В проигрыше останутся инвесторы-"быки" и в некоторой степени компании, хотя преувеличивать роль фондового рынка в качестве источника привлечения средств для них не следует. Движения рынка очень часто не совпадают с движением реальной экономики, иногда они даже противоположны по направленности. В особенности это касается развивающихся рынков, и здесь характерен пример Китая, переживавшего стагнацию на фондовой бирже во время ускорения экономического роста в начале 2000-х годов.
Да и вероятность повышения котировок в среднесрочной перспективе в России все-таки несколько выше, чем в других странах БРИК (Бразилия, Индия, Китай, Россия). Дело в том, что у нас в стране соотношение капитализации и прибылей компаний в последние годы стабильно было на более низком уровне, что означает куда большие возможности для роста. Однако все эти рассуждения будут иметь смысл, если мировая экономика и финансовая система не получат новую пробоину из-за обострения экономического кризиса в США.
Интересно при этом, что наши сограждане, участвующие в биржевом процессе опосредованно, через вложения в паевые инвестиционные фонды, пока относятся к росту котировок без энтузиазма. За две трети месяца из ПИФов было выведено уже 3,25 миллиарда рублей, что может оказаться антирекордом. Это неудивительно - обжегшись в начале года на молоке, вкладчики теперь дуют на воду. Так что компаниям еще предстоит доказать свою пригодность для инвестиций стабильным ростом, а ПИФам - разумностью вложений.