8 июня в шахте имени Карла Маркса в Донецкой области Украины произошел взрыв, в результате которого 37 горняков оказались заблокированными под землей. Спасатели обнаружили тело одного погибшего, 24 шахтера были спасены, в настоящее время продолжаются поиски 12 горняков. В больницах находятся 29 человек, из них трое в тяжелом состоянии, двое - в состоянии средней тяжести, 24 были доставлены в лечебные учреждения для медицинского обследования. Причинами случившегося назвали взрыв метана, коррупцию в сфере угольной отрасли и неэффективную работу правительства страны.
Как сообщалось ранее, авария на шахте произошла в 5.00 утра в воскресенье. При этом в близлежащих зданиях на поверхности выбило стекла, а в наземных строениях, расположенных вокруг стволов шахты возник пожар - настолько мощным был взрыв. Кроме того, пострадали пять человек, работавших на поверхности. Спасатели, которым удалось спуститься на глубину 625 метров по дополнительному стволу, утверждали, что слышали голоса находящихся под завалами горняков. К тому времени уже выяснилось, что под землей после взрыва оказались 37 человек.
Утром 9 июня стало известно, что около 4.00 утра удалось вывести на поверхность двоих горняков, которых спасатели обнаружили на глубине 750 метров. Позже появились сообщения о том, что в шахте было обнаружено тело одного погибшего. Всего за день были спасены и выведены из-под земли 24 горняка. Судьба 12 шахтеров пока остается неизвестной.
По словам первого вице-премьера Украины Александра Турчинова, возглавившего правительственную комиссию, которая руководит работами по спасению людей на аварийной шахте, установлено точное место, где в момент взрыва находились 12 горняков. При этом Турчинов заявил, что шансы обнаружить людей живыми "минимальны", "хотя надежда остается, пока не закончатся работы". По данным первого вице-премьера, девять шахтеров, которые сели в клети для подъема, оказались в эпицентре взрыва в момент аварии. Канат, державший клеть, оборвался, и она упала в самую низкую точку шахты, на глубину ниже отметки тысяча метров. Еще трое горняков, сообщил Турчинов, находились в месте, где произошел выброс породы и газа.
Главной задачей, стоящей сейчас перед спасателями, по словам главы правительственной комиссии, является восстановление коммуникаций в шахте и откачка воды, которая продолжает прибывать, создавая угрозу для жизни сотрудников МЧС. В случае если воду удастся остановить, на глубину в тысячу метров смогут спуститься водолазы.
Сразу же после известий о произошедшем взрыве появились сообщения о том, что добыча на шахте имени Карла Маркса ранее была приостановлена в связи с нарушениями техники безопасности. Как сообщил Александр Турчинов, за два дня до аварии, 6 июня, решением Госпромнадзора в этой шахте были запрещены угледобывающие работы. Однако сразу же после взрыва появились поводы подозревать, что предписания ведомства были нарушены.
Так, украинские СМИ приводят свидетельство выжившего горняка, 23-летнего Дмитрия Мытцика, который рассказал, что на шахте продолжались работы, несмотря на запрет Госпромнадзора. О том, что под землей ведется добыча угля, а не ремонтные работы, как ранее утверждало руководство шахты, говорили также родственники горняков. Наконец, нарушение распоряжения Госпроинадзора подтвердили украинские власти: в шахте имени Карла Маркса действительно продолжалась несанкционированная добыча угля. В частности, как стало известно, после 6 июня скипы (грузовые клети) продолжали подниматься, о чем свидетельствует запись в скиповом журнале, кроме того, аудиозапись разговоров шахтеров доказывает, что добыча угля продолжалась. В настоящее время по этому делу правоохранительные органы опрашивают свидетелей.
Между тем, главной причиной взрыва на шахте Александр Турчинов назвал внезапный выброс метана, который затем начал подниматься вверх через ствол, и не исключено, что давление большого объема газа привело к срыву муфт. Во время срыва муфт могла возникнуть искра, которая стала непосредственной причиной взрыва.
Президент Украины Виктор Ющенко говорил, скорее, о "глобальных" причинах произошедшего. Глава государства фактически возложил ответственность за аварию на правительство Юлии Тимошенко. По словам пресс-секретаря Ющенко Ирины Ванниковой, президент заявил, что в этой аварии "отразились все основные проблемы угольной отрасли", которые годами остаются нерешенными. Ванникова подчеркнула, что глава государства "неоднократно делал акцент на необходимости принятия правительством программы развития угольной отрасли". Кроме того, пресс-секретарь президента констатировала, что Виктора Ющенко беспокоит "безответственная позиция кабинета министров в этом вопросе".
Глава государства обязал правительство предоставить ему отчет по аварии в недельный срок.
Сама Юлия Тимошенко считает, что аварии, подобные произошедшей в шахте имени Карла Маркса, - следствие "колоссальной коррупции" в сфере угольной промышленности, которая разрушается на протяжении последних 17 лет.
То, что на Украине существуют такие проблемы, как тяжелое положение в угольной отрасли, катастрофическое состояние некоторых шахт, нарушение норм безопасности и трудового законодательства в работе горняков, было предельно понятно и до 8 июня 2008 года. Аварии на украинских шахтах, мягко говоря, не редкость. Только 23 мая на шахте "Краснолиманская" в той же Донецкой области произошла авария, в результате которой погибли 11 человек. 18 ноября прошлого года авария на шахте имени Засядько унесла жизни ста горняков. Сразу же после случившегося Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору ввел режим круглосуточного инспекторского надзора на угольных шахтах. Кроме того, был составлен список опасных шахт в Донецкой, Луганской и Львовской областях.
Так что недавнее предложение Юлии Тимошенко составить перечень шахт, на которых работы ведутся на глубине более тысячи метров - идея не оригинальная. Этот список, считает премьер, нужен, чтобы проанализировать аварийность на таких шахтах, учитывая, что взрывы чаще всего происходят именно на них, чтобы принять решение об их дальнейшей эксплуатации.
Видимо, череду аварий на украинских шахтах можно остановить, только закрыв наиболее опасные из них. Однако в конце прошлого года президент дал понять, что "угольная отрасль - это перспективная отрасль" и что шахты закрывать никто не собирается. Так что, похоже, политикам еще представится возможность поговорить о "колоссальной коррупции", "безответственности" правительства и катастрофическом положении угольной промышленности.