Удача "Шультеса"

Завершился XIX "Кинотавр"

Отборщики фильмов для "Кинотавра" вновь поставили на молодого режиссера и вновь не прогадали. Но если в 2007 году победа картины Алексея Попогребского "Простые вещи" была сопряжена со скандалом внутри киносообщества, то в этот раз жюри не без колебаний, но без драматизма присудило главный приз Бакуру Бакурадзе за фильм "Шультес", месяцем ранее отмеченный в Каннах на "Двухнедельнике режиссеров". Случилась ли смена поколений в российском кино, или отборщики и критики точно уловили европейские веяния, судить рано.

Фильм Бакурадзе с непрофессиональным актером Гелой Читавой в главной роли еще в Каннах понравился видевшим его критикам: история молодого человека по имени Алексей Шультес, промышляющего кражами в метро. Других занятий, как и собственно жизни, у него практически нет: он лишь навещает младшего брата в армейской части и поддерживает больную мать. Фильм, по мнению критиков, получился цельным и запоминающимся.

Приз за лучшую режиссуру на "Кинотавре" достался Александру Прошкину. Прошкин снимает кино редко, его большие проекты разделяют чуть ли не пятилетки: "Холодное лето пятьдесят третьего" - это 1987, "Увидеть Париж и умереть" - 1992, "Русский бунт" - 1999, "Доктор Живаго" (телевизионный) - 2005. К распутинской повести "Живи и помни" режиссер, по его словам, готовился долго и, получается, не напрасно: к Госпремии и "Нике" (за "Холодное лето"), к спецпризу "Кинотавра" (за "Русский бунт") Прошкин прибавил еще одну достойную премию.

Актерские награды на "Кинотавре" достались в этот раз петербургской театральной звезде Ксении Раппопорт и англичанину Джетро Скиннеру.

Ксения Раппопорт, уже отмеченная итальянским "Давидом ди Донателло" за "Незнакомку" Джузеппе Торнаторе, получила награду за главную роль в новой картине Кирилла Серебренникова "Юрьев день" по сценарию Юрия Арабова. Героиня Раппопорт, успешная оперная певица, приезжает в маленький городок, откуда она родом и где стечение обстоятельств полностью меняет ее жизнь.

Джетро Скиннер, британский театральный актер, сыгравший главную роль во втором фильме Оксаны Бычковой "Плюс один", после церемонии награждения на "Кинотавре" был равно рад и удивлен: на роль приехавшего в Россию кукольника Тома его взяли чуть ли не в последний момент, и картина давалась режиссеру нелегко. Зато после успеха дебютного фильма Бычковой ("Питер FM") второму фильму обеспечена благоприятная прокатная судьба.

Операторскую премию получил Илья Демин за работу над фильмом "Новая земля" Александра Мельника. Картине еще дали специальный диплом "За удачный коммерческий проект".

Без наград остался Алексей Учитель, представивший на "Кинотавре" свой новейший фильм "Пленный" по повести Владимира Маканина "Кавказский пленный". То ли военная тематика уже надоела критикам и зрителям, то ли жюри сочло, что у Учителя уже достаточно наград (гран-при "Кинотавра" за "Дневник его жены", "Золотой Георгий" ММКФ за "Космос как предчувствие").

Самой заслуженной и одновременно парадоксальной наградой оказалась сценарная: ее присудили дуэту Петр Луцик и Алексей Саморядов. Оба сценариста, известные по фильмам "Дюба-дюба", "Лимита" и "Дети чугунных богов", давно умерли. Луцик (приз "Кинотавра" за лучший дебют - фильм "Окраина") собирался сам снимать фильм "Дикое поле", но не успел. В итоге картину сделал Михаил Калатозишвили. Представленный на "Кинотавре" фильм снискал больше всего похвал зрителей и критиков. Последние присудили ему приз своих симпатий.