Инфляция в прицеле Российское правительство переходит на авральный режим борьбы с инфляцией

Как минимум раз в месяц в 2008 году публикуемые цифры по инфляции в разных странах мира удостаиваются эпитетов "беспрецедентные", "рекордные", "максимальные". Рост цен достигает максимумов за пять, десять и даже двадцать лет. Стремительно растущие цены отодвигают на второй план опасения по поводу рецессии в мировой экономике. В России между тем инфляция менее чем за полгода уже приблизилась к планируемой годовой отметке, что вынудило правительство закрутить денежно-кредитные гайки, введя таргетирование индекса цен.

В США цифры инфляции в мае оказались неожиданными для специалистов, тем более что в предыдущие месяцы рост цен немного приостановился. Тем не менее, за год (с мая по май) она составила 4,2 процента. Это на 0,1 процентных пункта выше итога 2007 года, который установил 17-летний максимум.

Спустя несколько дней рекордом, которым едва ли стоит хвастаться, отличилась Великобритания, где индекс потребительских цен был зафиксирован на уровне 3,3 процента в годовом исчислении. Меньше, чем в Штатах, но намного выше правительственного плана - 2 процента. Глава Банка Англии Мервин Кинг (Mervin King) еще и "порадовал" общественность заявлением, что в будущем инфляция будет только ускоряться.

По Еврозоне в мае инфляция достигла 3,7 процента, а в Евросоюзе в целом - 3,9 процента. Это очередной рекорд с момента введения в обращение европейской валюты в 1999 году. Во Франции рост цен показал максимум за все те же 17 лет. На востоке Европы ценовые скачки вернулись к темпам 90-х годов, когда они выражались двузначной цифрой. Лидерство здесь остается за Латвией (17,7 процента), ненамного отстали Литва (12,3 процента) и Болгария (14 процентов).

Еще серьезнее дела обстоят в азиатских развивающихся странах. Даже самые экономически мощные из них сдержать ценовое давление оказались не способны. В Индии потребительские цены выросли на 8,75 процента - максимум за семь лет. Китай удержал результат на отметке 7,7 процента, но и это почти в два раза больше, чем год назад. Правда, высоким темпам роста экономики цены пока не мешают, но для китайских властей они стала острейшей головной болью.

В России инфляция продолжает устрашать как простых граждан, чуть ли не каждый день видящих в продовольственных магазинах новые ценники, так и правительство. Министр финансов Алексей Кудрин фактически признал срыв годового плана по обузданию цен в рамках 10,5 процента. По его словам, уложиться в эти цифры будет "довольно сложно". К середине июня, менее чем за половину календарного года, индекс цен составил 8,3 процента. Даже при расчете на более благоприятное в этом смысле второе полугодие итоговый результат почти наверняка окажется не только хуже планируемого, но и прошлогоднего (11,9 процента).

Ситуация вынудила российское правительство перейти к более жестким мерам. Как заявил Кудрин, теперь экономблок будет заниматься инфляционным таргетированием, так как предыдущая стратегия - таргетирование валютного рынка - себя не оправдала. Суть таргетирования (от английского слова target - цель) заключается в концентрации усилий финансовой политики на каком-то одном направлении. И если таковым объявлена инфляция, то теперь каждая копейка из регулируемых или направляемых государством финансовых потоков будет рассматриваться через призму борьбы с ростом цен.

В частности, будет ограничиваться рост денежной массы. Процесс уже пошел: если в прошлом году этот показатель вырос на 51 процент, то за первые пять месяцев нынешнего - на 28 процентов в годовом исчислении. Что будет предложено еще, пока неизвестно, однако на ближайшем заседании правительства речь почти наверняка пойдет и о сокращении госрасходов. Не исключено, что изменится политика скупки валюты Центробанком в сторону сокращения ее объемов.

Все эти меры, впрочем, в кратчайшие сроки ввести невозможно. Обычно для перехода на инфляционное таргетирование странам требуется несколько лет. Главная опасность здесь заключается в снижении темпов экономического роста, поскольку и рост денежной массы, и поддержание невысокого курса национальной валюты стимулируют развитие. Непросто представить себе, каким образом правительству удастся не выплеснуть вместе с водой и ребенка.

Особенно в условиях, когда рост цен не полностью зависит от монетарных факторов. Главным его двигателем повсеместно является удорожание энергоносителей и продуктов питания, которые тянут за собой все остальное. Нефть не далее как 16 июня установила очередной рекорд на Нью-йоркской бирже, и нет никаких оснований полагать, что этот процесс в обозримом будущем приостановится. Одновременно в России снижаются объемы добычи, а растущая экономика будет требовать все больше и больше топлива. Это может вызвать в конце концов его дефицит и новый скачок цен, который уже никак не будет зависеть от объема денежной массы.

К этому стоит прибавить рост цен на услуги естественных монополий. Государство пока не отказывается от своих намерений привести, скажем, внутренние цены на газ к мировому уровню (за вычетом стоимости поставок). Это значит, что все основные тарифы продолжат рост и никакое таргетирование сдержать такое давление не сможет. Зато экономика может войти в состояние стагфляции, когда стагнация сочетается с быстрым ростом цен. В общем, ожидать панацеи от "нового курса" правительства России не приходится.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше