Не дразнить! Искусство покинуло стены центра имени Сахарова

Волны от короткой и злополучной выставки "Запретное искусство", прошедшей весной 2007 года, продолжают расходиться: куратора проекта Андрея Ерофеева уволили из Третьяковки, а Юрий Самодуров покинул пост директора центра имени Сахарова, где проходила выставка. Судебные слушания по делу, в котором они оба обвиняются в разжигании религиозной вражды, еще только предстоят.

Музей и центр имени Сахарова открылся в 1996 году, и Юрий Самодуров возглавил его. У центра есть три основных направления работы: "Тоталитарное прошлое", "Условия свободы - современные проблемы России", "Жизнь и деятельность Андрея Дмитриевича Сахарова". Тема "Условия свободы" может трактоваться широко, и неудивительно, что именно центр Сахарова принял в 2003 году в свои стены выставку "Осторожно, религия". После вернисажа экспозицию, где были показаны антиклерикальные работы современных художников, по словам Юрия Самодурова, успело посетить около двадцати человек, что трудно назвать пристальным вниманием к проекту. Зато после того, как центр навестили два ревнителя православия и разгромили выставку, скандал разразился страшнейший.

Для начала к суду привлекли погромщиков, но позже отпустили. "В наших действиях нет состава преступления и нет хулиганства. Мы не совершили противоправных действий. Напротив, организаторы выставки являются нарушителями закона. Мы пытались воспрепятствовать преступлению", - сказал один из громивших выставку. И вскоре уже Самодуров стал обвиняемым: его судили по статье о разжигании религиозной вражды "с использованием судебного положения". Дело тянулось долго: приговор директору центра имени Сахарова и сотруднице музея вынесли только в марте 2005 года, тогда все обошлось штрафом, хотя и немалым: сто тысяч рублей. Музейщики сочли, что впредь касаться религиозной тематики они будут со специальным предупреждением: "Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова приносит извинения посетителям, чьи добросовестные убеждения и глубокие чувства задеты темой выставки и представленными на ней работами. Мы считаем эту тему важной и не хотели Вас оскорбить".

Самодуров Ю.В. ... в неустановленное следствием время и месте вступил в предварительный сговор с Ерофеевым А.В. ... для совместной подготовки и проведения в городе Москве общедоступной выставки, четкая концептуальная направленность которой состояла в публичном выражении в наглядно-демонстративной форме унизительного и оскорбительного отношения к христианской религии в целом, а к православному христианству - в особенности, а также к религиозным символам, почитаемым православными верующими, путём публичной демонстрации ... специально отобранных экспонатов, возбуждающих ненависть и вражду, а также унижающих достоинство группы лиц по признаку их отношения к христианской религии в целом и православному христианству в особенности.

Из обвинительного заключения

Именно так в центре поступили два года спустя, показав в 2007-м проект "Запретное искусство" - экспонаты, от которых отказались российские музеи и галереи по самоцензурным соображениям. На этот раз картины и объекты спрятали от зрителей, оставив для особо упорных окошечки в гипсокартонной стене. Но скандал 2003 года не забылся, и выставку проверили на антиклерикальность представители православного движения "Народный собор". Антиклерикальности, точнее, материй вызывающих "религиозную рознь" (непонятно, правда у кого) они нашли в достаточном количестве, чтобы написать жалобу в прокуратуру.

Следствие раскачивалось довольно долго, но запустив маховик, оно уже не останавливалось: сначала возбудили уголовное дело, затем нашли обвиняемых: Андрея Ерофеева, куратора проекта и заведующего отделом новейших течений в Третьяковке, и Юрия Самодурова, разрешившего "Запретному искусству" разместиться в центре имени Сахарова. Но прежде, чем в деле появились фигуранты, разразился еще один скандал, связанный с нонконформистским искусством: отправляя в Париж выставку "Соц-арт: политическое искусство в России", которую курировал Ерофеев, Третьяковка увязла в перепалке с тогдашним министром культуры Александром Соколовым. Чиновник "высказал мнение" (так впоследствии определил его реплику суд), что соц-артовский проект указывает на коррупцию в музее. Дело против Соколова было отклонено, а вскоре Ерофееву предъявили обвинение в разжигании религиозной розни "Запретным искусством". В конце концов из Третьяковки его уволили, но директор музея Валентин Родионов попытался защитить выставку и добиться повторной экспертизы. Судя по всему, безуспешно.

Родионов был далеко не единственным, кто призывал остановить дело против Ерофеева и Самодурова: за них вступались разные влиятельные люди из художественных кругов, академик Гинзбург, правозащитные организации. Но цена скандала явно оказалась непомерна: 30 июля учредители центра имени Сахарова решили впредь больше не устраивать ничего подобного "Запретному искусству". Самодуров же рассматривал этот проект как индикатор уровня цензуры в стране, и, теоретически, мог бы его повторить. К этому времени, впрочем, судьба самого центра оказалась под вопросом: у него заканчивались средства на аренду, зарплаты и подобные нужды. Трения с попечителями Юрий Самодуров назвал "прагматическим конфликтом". Менее чем через три недели он оставил свой пост. Наверное, теперь в центре имени Сахарова, если его не перестанут финансировать, сосредоточатся на исторических и общественных проектах. Дразнить там уже никого не будут. Как минимум это опасно, как максимум - строго запрещено.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше