Авиакомпания Alitalia, не приносящая прибыли в течение последних шести лет, наконец, приняла план, предложенный для ее спасения консорциумом итальянских инвесторов CAI. Однако, по словам представителя одного из профсоюзов, "праздновать нечего", - в рамках антикризисного плана из Alitalia будут уволены более трех тысяч человек, а зарплаты остальных сократятся.
30 сентября стало известно, что профсоюзы AVIA и SDL, представляющие интересы работников наземных служб и бортпроводников Alitalia, согласились на условия плана. Таким образом, правительству и инвесторам удалось уговорить все заинтересованные профсоюзы. Ранее, 27 сентября, после почти 12-часовых переговоров "сломались" профсоюзы пилотов Alitalia.
Одобрение антикризисного плана профсоюзами означает, что персонал национального перевозчика будет сокращен до 12,5 тысячи человек. Хотя ранее группа CAI предлагала уменьшить количество работников до 11,5 тысячи, победой профсоюзов уступки со стороны инвесторов назвать сложно. Все равно, по словам главы AVIA Антонио Дивиетри (Antonio Divietri), работу потеряет каждый третий. Кроме того, сегмент пассажирских перевозок Alitalia предполагается объединить с конкурентом компании - перевозчиком Air One.
После того как стало известно, что профсоюзы решили принять условия консорциума, группа CAI подтвердила свою заинтересованность в покупке контрольного пакета компании. Это предложение, согласно которому CAI вложит в Alitalia миллиард евро, останется в силе до 15 октября текущего года.
Напомним, консорциум 18 сентября отказался от покупки Alitalia именно из-за разногласий с профсоюзами. Тогда же назначенный правительством страны администратор перевозчика Аугусто Фантоцци (Augusto Fantozzi) заявил, что если профсоюзы не одобрят предложенный CAI план, то Alitalia ждет крах. 22 сентября Национальное агентство гражданской авиации Италии (ENAC) пригрозило авиакомпании отзывом лицензии.
Теперь же CAI уже начал поиски иностранного партнера на долю в Alitalia. Свою заинтересованность уже выразили французская Air France-KLM и немецкая Lufthansa, ранее не решившиеся на приобретение убыточного актива.
Alitalia была создана в 1947 году. В 2007 году пассажиропоток авиакомпании составил около 24,5 миллиона человек. В текущем году ежедневные убытки Alitalia оценивались в три миллиона евро, а задолженность перед кредиторами достигла 1,2 миллиарда евро.
Есть надежда, что теперь правительство Италии будет посговорчивее на переговорах с потенциальными покупателями. Еще в 2007 году власти выставляли на аукцион 39,9 процента ценных бумаг Alitalia, однако из-за жестких условий конкурса все потенциальные инвесторы решили не участвовать в нем. Тогда в число официальных претендентов на активы Alitalia вошли российский "Аэрофлот" совместно с итальянской UniCredit, авиакомпания Air One (конкурент Alitalia), а также консорциум во главе с американской MatlinPatterson Global Advisers.
После того как правительству не удалось реализовать часть своих акций Alitalia, а перевозчику по-прежнему угрожало банкротство, итальянские власти выделили компании кредит в 300 миллионов евро. Однако это Alitalia не помогло, а легальностью выдачи кредита заинтересовалась Еврокомиссия. По мнению последней, выдача кредита нарушает европейское законодательство, запрещающее государству оказывать финансовую помощь компаниям - это может повредить конкуренции.
Ситуацию осложняет то, что правительство Италии, и в частности премьер-министр страны Сильвио Берлускони, долгое время считали, что Alitalia способна самостоятельно преодолеть финансовый кризис. В середине мая власти страны отказались от национализации компании, а в конце июля Берлускони заявил, что итальянское правительство собрало достаточно средств для спасения Alitalia от банкротства. Впрочем, ни сумму, ни источник средств он не уточнил, зато добавил, что у его страны есть две вещи: необходимый капитал и слоган: "Я люблю Италию, я летаю Alitalia".
В сегодняшних сообщениях отмечалось, что правительство страны до сих пор настаивает на том, чтобы иностранные компании могли стать только миноритарными акционерами Alitalia. Так что не исключено, что поиски покупателя, чьи условия устроили бы и компанию, и власти Италии, продлятся еще долго.