План министра финансов США Генри Полсона по выводу американской финансовой системы из кризиса потерпел оглушительное и сенсационное поражение в Конгрессе. Документу не удалось собрать большинство голосов депутатов Палаты представителей в свою пользу. Пока политики обвиняют друг друга в провале решения, которое уже было "на мази", рядовые американцы оценивают действия правительства крайне холодно. Они недовольны, что государство использует их кровные средства для помощи финансовым монстрам. Несмотря на первоначальный крах, политическая элита США не оставляет надежд устранить непонимание и провести документ через американскую законодательную систему со второго раза.
Никак не ожидал он такого вот конца
К 14:00 по нью-йоркскому времени голосование по принятию документа, получившего название "план Полсона", завершилось. Итог оказался разочаровывающим для сторонников принятия плана - лишь 205 депутатов Палаты представителей поддержали его, тогда как 228 проголосовали "против". Среди отвергнувших предложение правительства были как демократы, так и республиканцы (хотя последние преобладали).
План Полсона подразумевал выделение 700 миллиардов долларов, которые должны были быть закачены в американскую финансовую систему. В первую очередь, их планировалось потратить на выкуп неликвидных банковских активов. Таким образом правительство США рассчитывало оживить межбанковское кредитование, практически прекратившееся сейчас, а также восстановить рынок ипотеки. 250 миллиардов должны были пойти в финансовую систему сразу же, остальное выделялось с согласия Конгресса по мере необходимости.
На прошлой неделе казалось, что соглашение уже достигнуто. После дебатов в Конгрессе и нескольких встреч с партийными лидерами правительству удалось уговорить конгрессменов в необходимости принятия документа. В выходные уже никто не сомневался, что проект будет одобрен законодателями без каких-либо проволочек.
Однако все сложилось иначе. К всеобщему удивлению, конгрессмены в последний момент изменили свое мнение и в ходе заседания 29 сентября отвергли план поддержки экономики. Администрации не осталось ничего кроме как развести руками. "Я глубоко разочарован", - прокомментировал решение Палаты представителей президент Джордж Буш.
Еще более разочарованным в принципиальности конгрессменов оказался фондовый рынок США. По итогам сессии 29 сентября ключевой индекс Dow Jones рухнул на 777 пунктов (6,98 процента), что стало рекордным снижением за один день в истории. Индекс S&P 500, представляющий более репрезентативный срез американской экономики, рухнул и того сильнее - на 8,79 процента. "Черный понедельник" на американских биржах перекрыл по своим масштабам обвал после терактов 11 сентября 2001 года.
Крупный бизнес - "за", малый - "против"
Между тем, уже после голосования в поддержку плана была пущена в ход тяжелая артиллерия в виде крупного бизнеса Америки. В частности, генеральный юрисконсульт Microsoft Брэд Смит (Brad Smith) заявил, что провал правительственного плана помощи финансовому сектору резко повышает риск для экономики в целом. Представители фармацевтической корпорации Schering Plough также выразили разочарование решением Конгресса.
"Я не могу поверить в это, - цитирует Bloomberg финансового директора ведущего авторитейлера США Sonic Automotive Дэвида Коспера (David Cosper). - Не уверен, что Конгресс вообще ведал, что творил. Финансовые рынки заморожены, банки вынуждены продаваться один за другим... Это настоящий кризис. Нам нужен этот план".
А вот Main Street (дословно - "главная улица", термин, которым американцы обозначают обывателей и реальный сектор своей экономики в противоположность Wall Street - воротилам финансового рынка) оценивает исход голосования в Конгрессе как свою победу. Согласно опросам Bloomberg и Los Angeles Times 55 процентов американцев считают, что правительство не должно выкупать финансовые институты на деньги налогоплательщиков. "Пусть будет что угодно, лишь бы государство не вмешивалось, - говорит 57-летняя Кристин Коллинз (Christine Collins), бухгалтер турфирмы в Денвере, штат Колорадо. - Правительство и большой бизнес и так уже лежат в одной постели. Это плохо само по себе. Да к тому же администрация США показала, что она - не самый лучший финансовый менеджер".
Интересно, что опрос The Wall Street Journal привел к иным результатам. Читатели наиболее популярного делового издания США, считающегося рупором проголосовавших в основном против плана Полсона республиканцев, выступили в поддержку усилий администрации. Проправительственную точку зрения разделяют 59 процетов принявших участие в голосовании, тогда как негативно настроен 41 процент.
Что дальше?
Неприятие налогоплательщиков, безусловно, сыграло свою роль в провале проекта Полсона. Перед решающим заседанием многие конгрессмены получили вал писем и звонков от рассерженных избирателей, требовавших прекратить вгонять американское государство (а значит, и их самих как налогоплательщиков) в долги ради помощи "денежным мешкам". Но едва ли не большую роль сыграли межпартийные и внутрипартийные трения. Так, например, многие наблюдатели обвиняют в провале плана спикера Палаты Нэнси Пилози, чье выступление перед голосованием было слишком "продемократическим" и обидело многих республиканцев.
Взаимных обвинений в провале плана хватало. Характерным стал эпизод, приведенный в статье The New York Times. Уже после голосования, во время переговоров в "комнате Рузвельта" в Конгрессе Генри Полсон в буквальном смысле слова встал на одно колено перед Нэнси Пилози, умоляя не отказываться от продолжения работы над проектом государственного вмешательства. В свою очередь, Пилози заявила, что в провале голосования виновата не ее партия, а конгрессмены-республиканцы, которые совершили "предательство". "Знаю, знаю", - даже не пытался возразить министр финансов.
Сторонники кандидатов на пост президента США - Барака Обамы и Джона Маккейна - также успели обвинить лидеров противоположного лагеря в срыве голосования. Сам Маккейн заявил, что Обама при обсуждении проекта высказывал точку зрения Демократической партии. Это довольно странное обвинение, учитывая тот факт, что у кандидатов по данному вопросу не было никаких противоречий - оба в последние дни решительно высказывались в пользу плана Полсона, даже не предлагая каких-то особых дополнений.
Это, однако, еще не конец истории. Нельзя сказать, что конгрессмены настроены принципиально против оказания помощи финансовой сфере. Скорее, они пытаются показать, что их мнением нельзя пренебрегать. Поэтому администрация США не оставит попыток провести свой план через Конгресс. На 1 октября назначено внеочередное заседание Сената. Депутаты верхней палаты попытаются совместно с представителями правительства откорректировать план Полсона таким образом, чтобы он смог собрать 13 голосов, которых ему не хватило во время голосования 29 сентября. Для этого, как считает большинство экспертов, в план необходимо внести "косметические" изменения. Возможно, придется добавить такой элемент, как страховку от падения ипотечных активов, а также налоговые послабления для банковской отрасли.
Беспрецедентный обвал рынков, случившийся накануне, скорее сыграет в пользу правительства и законодателей, настаивающих на немедленном принятии плана. Многие избиратели и конгрессмены напуганы катастрофическим падением и готовы пойти на уступки. Барак Обама призвал всех успокоиться и подчеркнул, что в том или ином виде документ будет принят.
Что будет, если этого не произойдет, никто предсказать не берется. Сейчас рыночные аналитики могут лишь признаться в том, что они "знают, что ничего не знают". Судя по регулярно не сбывающимся прогнозам и невыполненным обещаниям, масштаб происходящих на рынке коллизий вряд ли кто-то способен представить адекватно. Реакция рынков показывает лишь, что ничего хорошего мировую и американскую экономику в этом случае не ждет. А вот объем потерь удастся оценить только постфактум.